Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Догмат второй: цель оправдывает любые средства




Капитализм с экономической точки зрения является такой моделью об­щества, которое запрограммировано не на созидание благ, а на их перерас­пределение (производство благ может иметь место при капитализме, но по критериям прибыли это далеко не самый эффективный способ обогащения; перераспределение – намного эффективнее). Слово «перераспределение» – политкорректный термин «научных» монографий и учебников. Фактически речь идет о банальном ограблении небольшой кучкой людей (капиталистов) всех остальных членов общества. Средства, используемые для такого огра­бления, делятся на две группы:

а) средства, основанные на прямом (физическом) насилии;

б) ненасильственные средства (точнее сказать, средства опосредованно­го, непрямого насилия).

В эпоху становления капитализма преимущественно использовались средства прямого насилия. В учебниках по истории и экономике это называ­ется «первоначальным накоплением капитала». Конкретные средства тако­го «накопления»:

� «огораживания» крестьянских земель, т.е. насильственный сгон кре­стьян с их земель и превращение их в пауперов и люмпенов (будущий «про­летариат»);

� колониальная политика («эпоха великих географических откры­тий»), которая сводилась к ограблению местного населения осваиваемых колоний (особый интерес представляли золото и серебро), превращению местных жителей в рабов, захвату обширных территорий с их природными ресурсами и т.п.;

 

– конфискация церковных земель и другого церковного имущества.

После завершения процесса первоначального накопления капитала основной упор был сделан на использование методов опосредованного на­силия. Суть этих методов проста – эксплуатация наемных работников, т.е. получение капиталистами большей части производимого этими работни­ками продукта. Конечно, эксплуатация также была и остается насилием, но без применения оружия и открытого убийства людей. Такое насилие услов­но можно назвать экономическим насилием. Впрочем, экономическое наси­лие обязательно предполагает возможность применения прямого насилия. Иначе наемные работники откажутся от труда в пользу капиталиста. До­статочно часто угроза прямого насилия реализуется практически (борьба со стачками, забастовками и демонстрациями наемных работников с участием полиции или даже армии).

В условиях «позднего» капитализма (капитализма XXI века, в котором мы с вами живем) опять возрастает роль прямого насилия. Например, растут масштабы прямого (физического) рабства в мире. В развитых странах Запада (особенно США) заметную роль во внутренней экономике начинает приоб­ретать так называемое «тюремное» рабство (использование бесплатного тру­да заключенных). Усиливается военная агрессивность Запада в отношении стран, богатых природными ресурсами, с целью установления контроля над этими ресурсами и т.п.

Возвращаясь к методам опосредованного насилия, следует назвать сле­дующие конкретные методы эксплуатации наемных работников:

� в процессе производства (экспроприация капиталистами большей ча­сти произведенного этими работниками продукта);

� в сфере обращения и кредита (отъем части оставшегося у них продук­та труда с помощью монопольных цен на потребительские товары и услуги, с помощью потребительских кредитов в виде ссудных процентов и т.п.);

� через налоговую систему (уплата подоходного и ряда других налогов, бóльшая часть которых затем через бюджетную систему перераспределяется в пользу капиталистов).

 

Особо следует остановиться на таком «ненасильственном» методе огра­бления, как взимание процентов по предоставленным ссудам и кредитам – ростовщичество. Христианство всегда крайне негативно относилось к ро­стовщичеству как одной из наиболее отвратительных форм сребролюбия. К этому еще стоить добавить, что первыми носителями «духа капитализма» были именно ростовщики. Первой формой капитала, зародившейся еще за­долго до появления в мире христианства, был ростовщический капитал (Ва­вилон). «Вирус ростовщичества» в условиях превращения христианства в го­сударственную религию на протяжении многих веков подавлялся благодаря твердой позиции церкви1.

В конечном счете использование всех методов накопления капитала (всех без исключения!) означает нарушение важнейших заповедей христианства. Прежде всего – заповеди «Не укради». Французскому социалисту XIX века Пьеру Ж. Прудону принадлежит известная формула: «Частная собствен­ность – кража». Эта фраза французского мыслителя хорошо знакома каждо­му грамотному человеку. Между тем очень похожие слова были произнесены за полторы тысячи лет до Прудона святителем Василием Великим (330–379): «Личная собственность есть кража» 2. Перефразируя приведенные выше слова, скажем: «Накопление капитала – кража».

Там, где капитал образуется с помощью прямого насилия, нарушается другая заповедь – «Не убий». Эта заповедь нарушается и в случае использо­вания экономических методов накопления капитала: изъятие капиталистом у работника большей части произведенного им продукта нередко лишает ра­ботника и членов его семьи средств, достаточных для удовлетворения жиз­

1 В Ю К О:,, б Х х б К 1 М: шкьх х, 2011 2 В Вк Т, 2, 1911 С 529

ненно необходимых потребностей, а это вызывает болезни и преждевремен­ные смерти. Впрочем, часто следствием нарушения этой заповеди становятся не только преждевременная, но и мгновенная смерть работников. Стремясь минимизировать свои издержки, капиталисты повышают риски производ­ственных и транспортных аварий, техногенных катастроф (особенно в энер­гетике), которые влекут за собой большие человеческие жертвы.

В сфере торговли и кредита в основе экономических методов эксплуа­тации лежит один из серьезнейших грехов – обман. Еще в большей степени обман процветает на финансовых рынках, где «игроками» оказываются как капиталисты, так и те же наемные работники.

Механика капиталистической экономики такова, что одним из серьез­ных ограничений для безграничного накопления капитала выступает пла­тежеспособный спрос в обществе. Главные потребители производимых то­варов и услуг – не капиталисты, число коих в обществе крайне невелико. Таковыми могут выступать составляющие основную часть общества про­стые граждане, наемные работники, но их реальные доходы сильно урезаны самими же капиталистами.

Для преодоления этого противоречия начинается искусственное стиму­лирование платежеспособного спроса населения. Каким образом? С одной стороны, во всех слоях общества начинается искусственное разжигание страсти к потреблению. Эта страсть означает культивирование в человеке потребностей, которые не являются естественными. Это избыточные потреб­ности, многие из них даже можно назвать противоестественными и вредны­ми (не только для души, но и для тела). Естественные потребности имеют вполне четкие пределы и создают вполне определенный спрос. А вот многие противоестественные потребности поистине безграничны и могут порождать такой же безграничный спрос. Это заставляет капиталистов культивировать в обществе грех: блуд, стремление к роскоши, наркоманию и т.п. В структуре спроса происходят изменения в пользу тех товаров и услуг, которые удовлет­воряют греховные потребности. Грех становится двигателем экономики!

Страсть к потреблению даже в простых людях разжигает страсть к день­гам. Это заставляют их трудиться еще интенсивнее. Кроме того, им предла­гаются кредиты, людей приучают жить в долг, загоняют в долговые ловушки и долговое рабство. Наконец, людей приучают к добыванию денег нетрудо­выми способами – с помощью приобретения ценных бумаг и игры на фи­нансовых рынках. Находясь в таких сетях финансовой, а главное – духовной несвободы, человек окончательно забывает о деле спасения души1.

1 С б ь, ю к к ь х к бк кю к б бщ Зь к х, экк

Итак, страсть к сребролюбию (стяжание денег) и страсть к потреблению (стяжание вещей и удовольствий) – две стороны одной медали, называемой «ка­питализм». Сегодня эти две страсти сопутствуют человеку независимо от того, на какой ступени социальной лестницы он ни находился бы. Наш соотечествен­ник Ф. В. Карелин (1925–1992) еще в советское время предупреждал об угро­зе надвигающегося капитализма с его грехом стяжательства в двух основных ипостасях: «…капиталистический способ производства экономически нужда­ется в грехе (алчности предпринимателей и развращенности потребителей)»1.

Как известно, Бог создал человека по Своему образу и подобию. Одно из главных свойств Бога заключается в том, что Он – Творец. Стало быть, и человек задумывался Богом как творческое существо. Это означает, что в хозяйственной сфере человек должен трудиться и создавать материальные и нематериальные блага, раскрывая при этом все те таланты, которые он по­лучил от Бога. Через творческий труд человек уподобляется Богу как Творцу. Творческий труд – это и заповедь, и идеал христианской жизни. И тут мы осо­бо ощущаем противостояние христианства с его идеалом творческого и со­зидающего труда и религии денег, которая ориентирует людей прежде всего на перераспределение и потребление. Труд при капитализме неизбежен, но такой труд не имеет ничего общего с христианским идеалом:

1) он является не свободным, а принудительным;

2) большая часть трудовой деятельности в современной капиталистиче­

ской экономике не связана с созданием жизненно необходимых благ

(люди заняты в сфере перераспределения – торговле и финансово­

кредитном секторе, в производстве оружия, в оказании услуг сомни­

тельного свойства и т.п.);

3) такой труд не является творческим.

Мы не будем погружаться в детальное исследование методов, с помо­щью которых капиталисты осуществляют накопление своих богатств (это дело экономистов и социологов). Наша задача – показать, что все эти методы неизбежно предполагают нарушение христианских заповедей, являются про­явлениями грехов, в том числе смертных. В Евангелии добываемое такими способами богатство названо «неправедным богатством» 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...