Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид занятий Всего часов
Общая трудоемкость по ГОС ВПО  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия (семинары)  
Лабораторные работы  
Самостоятельная работа  
Вид итогового контроля зачет (экзамен)

Тематический план

Темы Кол-во часов
Лекц. Практ. Лаб. Всего
  Взаимосвязь теории и практики в педагогике        
  Методология практической пед. деятельности.        
  Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности        
  Педагогическое проектирование.        
  Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач        
  Система деятельности классного руководителя        
  Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.        
  Формы взаимодействия субъектов в пед. процессах        
  Здоровьесберегающие технологии пед. процесса        
  Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.        
  Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса        
  Итого:        

 

 

Основное содержание

1. Связь теории и практики в педагогике. Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема. Педагогика как наука об искусстве воспитания, о научно обоснованной творческой деятельности. Соотношение научных и житейских педагогических знаний. Теория как форма научного знания. Рассмотрение науки как средства обеспечения профессионализма учителя. Понимание практики педагогики в широком и узком смысле. Характеристика связи между теорией и практикой в педагогике. Теория и практика как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности. Деятельность – это система сформулированных задач, при постановке которых возникает момент взаимодействия между теорией и практикой.

2. Методология и логика практической педагогической деятельности. Понятие методологии:система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также сис­тема деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований. Методология как учение об организации деятельности. Сущность воспитания, его закономерности и принципы. Современные подходы и концепции воспитания.

3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности. Понятие самоопределения: самоопределение как самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию; личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Понятие ценности как смыслообразующее основание человеческого бытия, задающее направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Аксиологический подход в педагогике. Различные типы ценностей, их пересечения. Ценности образования. Ценностно-смысловая природа личностного и профессионального самоопределения. Профессиональная компетентность. Технология профессионального развития педагога.

4. Педагогическое проектирование. Понятие проекта, проектирования, педагогического проектирования. Современные подходы к проектированию. Объекты пед. проектирования: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая ситуация. Формы проектов: кон­цепция, модель, программа, план. Принципы педагогического проектирования. Связь про­ектирования с прогнозированием, конструированием и моделированием. Этапы проектирова­ния. Методы проектирования: дающие новые парадоксальные решения, пересмотр поставленных задач, творческие методы. Классификация проектов. Идея возрасто­сообразности как главная идея модернизации современного образования.

5. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач. Основные понятия педагогической технологии. Технология как система методов запла­нированного результата. Спецификапрофессиональныхзадач: направленность на отражение педагогической реальности, представленной в содержании задачи как проблемная ситуация. Понятие педагогической задачи. Классификации педагогических задач. Профессиональные задачи. Подходы к технологии решения педагогических задач Оценка вы­бора решения педагогических задач.

 

6. Система работы классного руководителя. Понятие творчества. Направлен­ность педагогического творчества. Вариативность классного руководства. Функции классного руководителя. Детский коллектив. Методика создания воспитательного коллектива. Ус­ловия, влияющие на взаимодействие педагогов и учащихся. Направления деятельности. Классный руководитель и педагогический коллек­тив: пути развития творческого потенциала педагога в коллективной деятельности. Творче­ский подход к конструированию классного воспитательного часа. Анализ, целеполагание и планирование работы классного руководителя.

 

7. Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Инновация, инноватика, инновационный процесс, инновационная деятельность. Особенности инновационной деятельности педагога. Исследовательская позиция педагога и его способность к решению педагогических проблем. Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога и пути их преодоления. Авторская программа. Авторский коллектив. Инновации и традиции, инновации и реформы.

 

8. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Сущность и структура педагогического взаимодействия. Характеристика типов взаимодействия. Формы и методы взаимодействия. Взаимодействие педагогов и ро­дителей: содержание и формы. Взаимодействие с коллегами по решению профессиональных задач. Взаимодействие с социумом.

 

9. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Понятия здоровьесберегающая педагогика и здоровьесбере­гающая образовательная технология. Основные прин­ципы, цель и задачи здоровьесберегающей технологии. Понятие здоровья, показатели качест­венных характеристик здоровья учащихся, проблема сохранения здоровья учащихся в совре­менном образовании. Примеры здоровьесберегающих технологий.

 

10. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. Понятие индивидуаль­ные достижения учащихся. Подходы к выделению компонентов структуры достижений учащихся. Контроль и оценивание в образовании. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся: мониторинг, рейтинг, портфолио и др.

 

11. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Совре­менное состояние проблемы развития технологической структуры информационно-образова­тельной среды учебного заведения. Теоретические и практические аспекты использования электронных образовательных ресурсов и автоматизированных систем в управлении образова­тельным процессом (дистанционные технологии обучения одаренных детей, детей с ограни­ченными физическими возможностями, презентации опыта работы школ и т.д.). Проблема формирования информационно-компьютерной компетентности педагогов и пути ее решения. Конкурсы и олимпиадное движение в области информационно-компьютерных технологий. Программы дополнительного образования в области информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего», «Microsoft IT Academy» и др.

 

Организация самостоятельной работы:

Самостоятельная работа организуется в форме выполнения практических заданий по решению педагогических задач и разработке проектов в разнообразных контекстах профес­сионально-педагогической деятельности. Самостоятельную работу целесообразно проводить как в аудиторных условиях, где решение педагогических задач организуется через моделиро­вание образовательных и педагогических ситуаций близких к реальным, так и на базе образо­вательных учреждений (учреждений психолого-педагогической поддержки и сопровождения учащихся, специализированных детских учреждениях, домах творчества юных, государствен­ных органов управления образованием и др.), позволяющих решать практические педагогиче­ские задачи в реальных условиях.

 

Типовые задания для самостоятельной работы:

Типовые задания для самостоятельной работы формулируются по следующим (при­мерным) направлениям профессионально-педагогической деятельности с учетом интересов студентов:

- анализ педагогических ситуаций и педагогических проблем;

- анализ педагогического опыта;

- разработка программы педагогической диагностики;

- проектирование этапов педагогической деятельности, проектирование образователь­ных программ, учебных программ;

- конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми раз­ного возраста;

- построение многообразных отношений с людьми ближнего окружения (межлично­стных, деловых, профессиональных), с социокультурной средой, профессиональ­ными сообществами;

- освоение различных профессионально-педагогических ролей.

Темы для самостоятельной работы:

 

1 Педагогические технологии: сущность, понятия, классификации, виды.

2 Базовые теории развития личности: Ч. Х. Кули, Д. Г. Мид, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. Колберг, Л. С. Выготский.

3 Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

4 Типы объединений учащихся.

5 Коллектив как объект и субъект воспитания.

6 Методы и приемы воспитания.

7 Патриотическое воспитание и культура межнационального общения.

8 Предпрофильная и профильная подготовка учащихся.

9 Особенности организации педагогического процесса в сельской школе.

10 Профессиональная карьера педагога.


Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Изучение данной темы направлено на овладение компетенцией:

- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОНК - 1).

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать:

- объект и предмет изучения теории педагогики;

- соотношение житейских и научных педагогических знаний;

- особенности взаимосвязи теории и практики в педагогике;

уметь:

- анализировать, сравнивать учебный материал;

- ставить педагогические задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Основные понятия темы: наука, теория, знание, практика, практическая педагогическая дея­тельность, воспитание.

 

ЛЕКЦИЯ

Практика без теории слепа,

теория без практики мертва

Перед тем, как мы будем характеризовать связь между теорией и практикой в педагогике, мы должны ответить на вопрос: «А для чего нам нужно знать об этой связи? На что это может повлиять?».

Все мы знаем, что жизнь на земле, включая живую и неживую природу, развивается согласно определенным физическим законам, они объективно существуют и не зависят от нашего сознания. И надо помнить, что не И. Ньютон установил закон притяжения, он его просто открыл, а этот закон существовал, и будет существовать, как и другие законы: круговорот воды в природе, смена времен года и др. – всем этим законам подчиняется жизнь сущих на земле.

А человек? «Разве предмет воспитания, душа человеческая, не имеет так же своих законов?», - вопрошал К.Д. Ушинский.

Действительно, развитие человека и его воспитание таким же образом подчиняется определенным законам, только они несколько иной природы, социальной, точнее сказать, нравственной. Только следуя согласно этим законам и не нарушая их, возможно, воспитать Человека, в полном смысле этого слова. Педагог подобно садовнику должен ясно представлять, какие условия будут способствовать росту, и приносить плоды, а какие будут идти вовред и окажутся гибельными. Значит ли это, что знание этих законов обеспечит педагогу желаемый результат – высоконравственную воспитанную личность? Здесь важно заметить, что готовые знания о теории воспитания не гарантируют успеха.

В педагогике немаловажное значение имеет и предрасположенность к общению с людьми. Известный писатель и педагог, автор книги «Педагогика для всех» С. Соловейчик признавался: «Я, как и все, чистый самоучка. И я ни разу не встречал педагогов наученных – все самоучки»[12].

Известный современный педагог, обосновавший личностно ориентированный подход в образовании, В.В. Сериков отмечает: «Нельзя приступить к воспитанию, просто «выучив теорию», как это нередко делает учитель-предметник. Для этого надо стать воспитателем, то есть овладеть способами личностной самоорганизации, внутренней свободой, профессиональной педагогической культурой, психологическими механизмами и технологиями целенаправленного влияния на духовную сферу воспитанника. Смысл как сложная ментальная структура сознания вначале должен зародиться у воспитателя. Нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого человека, не обладая собственным»[10].

Ясно одно, обыденные знания, приобретенные на практике, отличаются от теоретических знаний, научно обоснованных, проверенных и доказанных. И здесь мы подошли к вопросам, которые требуют особого разъяснения:

В чем различие этих знаний?

Какое значение для педагога имеет теория и какое практика?

Что для него и его деятельности важнее, знания или опыт, теория или практика?

В каком они должны находиться соотношении?

Теория педагогики

Любая наука в качестве своей основы имеет некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Иначе обстоит дело с педагогикой.

У каждого из нас есть запас житейских педагогических знаний, педагогический компонент присутствует во многих профессиях, предполагающих постоянное общение с людьми: врачи, консультанты, священнослужители и др. И обычный родитель имеет определенные педагогические знаниями, не прочитав при этом ни одного учебника по педагогике.

В чем состоят основные отличия житейских педагогических знаний от научных? Анализ психолого-педагогической литературы выявил следующие особенности.

Житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, извлекаются из индивидуального повседневного опыта человека, носят интуитивный характер, приобретаются случайным образом путем практических проб. Они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам, имеют ограниченную человеческим опытом область применения. Житейская педагогика содержится в пословицах и поговорках, которые, как мы знаем, всегда противоречивы. Индивидуальный человеческий опыт не использует педагогические знания предыдущих поколений, так как условия воспроизведения не фиксируется, поэтому человек и повторяет ошибки предшествующих поколений. Житейские знания развиваются и обогащаются по мере прогресса научных знаний, в то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.

Говоря о научных педагогических знаниях, мы неизбежно подходим к таким понятиям как наука и знание. Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Научная деятельность генерирует знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное её от­ражение в сознании человека. Необходимо добавить, что «наука - это не только знание, и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания» [9]. Результатом теоретического мышления является научная теория. Научное знание представляет собой систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития.

Под «теорией» понимается (от греческого theoria - рассмотрение, исследование) система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности [9]. Человеческая мыслительная деятельность только при возникновении своем выступала как «сопроводитель» практики. По мере развития общественной практики самостоятельность мышления по отношению к практике возрастала. Свое наивысшее выражение относительная самостоятельность мышления по отношению к практике получает в теоретической деятельности, то есть в создании теорий, обобщающих прак­тический опыт[3 ].

Научные педагогические знания, полученные в результате экспериментов, результаты которых можно воспроизвести при создании определенных условий, в науке накапливаются и передаются, создавая, таким образом, уникальный и разнообразный фактический материал. Теоретические знания содержатся в научных понятиях, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Предметом научного исследования в педагогике является теоретический аспект воспитания, в этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...