Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Вернадский про ноосферу.

Проблемы нации и государственности в украинской философии ХХ века (Д. Донцов, В. Липинский и др.).

Вячеслав Липинский исходной точкой политической программы считает борьбу за государственный суверенитет украинского народа по всей Украине. Отсутствие абсолютной монархии в Украине привело к тому, что в течение столетий собственная государственная организация не была сформирована.

В центре его философии истории находится «великий человек», «могучий, Богом посланный» гетьман Богдан Хмельницкий с его жаждой власти, желанием править, беспощадный в войнах, хитрый в переговорах. Работу «Письма к братьям-хлеборобам» он посвящает культу силы и великого человека

«Сила и авторитет – две приметы, без которых не может освободиться в нации ведущая объединительная и организующая ее группы власть». Липинский ставит знак равенства между государством и национальной принадлежностью. Это означает, что постоянные жители украинской земли, невзирая на их социальную принадлежность, вероисповедания, этническое происхождение и даже национально-культурное сознание, должны быть полноправными гражданами Украинского государства.

Во взглядах на проблему нации и государства Вячеслав Липинский существенно разошелся с Дмитрием Донцовым. Если первый шел «через государство к нации» ( сначала формируется государство, потом – нация), то второй – «через нацию к государству». Первый был приверженцем консервативного мышления, второй – революционного.

Дмитрий Донцов строит новый национализм как мировоззрение украинского народа, который признает идею нации, то есть идею человеческого сообщества, которое должно быть организовано в отдельную политическую единицу по принципу воли.

Важнейшая основа национальной идеологии – воля нации к жизни, власти, экспансии (экспансия присуща понятию нации). Донцов утверждает, что с упадком абсолютизма в России не исчезла ее захватническая имперская политика, в новых условиях ее продолжили большевики, Красная армия. Философия нации должна упрочить ее волю к жизни, к власти, которая является одним из главных оснований национализма. Следующим таким основанием национальной идеи здоровой нации должна быть такая устремленность к борьбе, такое осознание ее конечности, без которой невозможны ни героические поступки, ни интенсивная жизнь, ни вера в нее, ни триумф ни одной новой идеи. Третье основание – безоговорочное признание правдивости объявленной идеи, абсолютная вера в нее и надежда на осуществление. Следующее, четвертое основание – бестолерантность, фанатизм, к которому Донцов добавляет еще один признак – «аморальность», означающую подчинение личного общим, часто жестоким моральным требованиям. Пятое основание, согласно Донцову, – право нации на самоопределение: не каждая нация, которая «имеет» это право, имеет его в действительности. Шестым требованием волевого национализма является деятельность активного меньшинства, без которого ни одна нация не сможет восстать.

Для Донцова нация – самодостаточная ценность, а государство – инструмент ее защиты. Украинской идее, по мнению Донцова, не хватает именно того, к чему подсознательно склоняются массы, что, собственно, и является сутью идеи, – инстинкта господства, власти, государственного насилия, желания вести за собой, упорядочивать жизнь, даже силой. Украинство должен осознать, что его идея, когда хочет победить, должна быть яркой, исключать любую другую (быть над «человечностью»).

 

В. Вернадский про ноосферу.

Владимир Вернадский пришел к выводу, человек ищет непрерывность существования, собственную вечность и бессмертие. Без личной вечности вечность Бога и Вселенной не являются для человека ценностью. Следовательно, самой существенной в религии является вера в личное бессмертие, которая может быть реализована и через веру в Бога.

Учение В. Вернадского о ноосфере базируется на таких основаниях:

– человечество стало единым целым, мощной геополитической силой, поэтому перед ним встает вопрос о перестройке биосферы в интересах человечества как единого целого;

– преобразование средств связи и обмена дает человечеству возможность стать единым в экономическом и информационном отношении;

– открытие новых источников энергии;

– повышение благосостояния населения;

– равенство всех людей, независимо от цвета кожи и вероисповедания;

– исключение войны из жизни общества.

Следовательно, ноосфера, по мнению Вернадского, – это новая геологическая оболочка Земли, которая создана на научных основаниях, ведь научная мысль охватывает всю планету, так как везде сооружаются многочисленные центры научной мысли и научного поиска.

По мнению ученого, народ должен понять, что, во-первых, государство существует для граждан, а не граждане для государства. Отсюда отстаивание их прав. Во-вторых, государство является объединением людей, которым предоставлена наивысшая возможность осознавать себя, развивать свой разум и действовать в соответствии со своим разумом. Правительство, каким бы оно ни было, является лишь ставленником граждан и должно действовать при их участии и контроле. Свобода заключается в том, чтобы государство как институт, стоящий над народом, превратить в орган, который полностью подчинен народу. Вернадский был автономистом, верил в то, что Великороссия может отказаться от традиционной политики. Он считал, что продолжение антиукраинской политики сохраняет в государственном организме язвы бесправия и своеволия, парализующие любой успех прогрессивных начинаний. Ученый считал, что предоставить свободу украинской культуре требуют именно интересы российского дела, что сберечь украинцев как россиян (характерный взгляд автономиста) Россия может, лишь проникнувшись их национально-культурным образом как украинцев.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...