Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономика и военная машина рима




Выше мы уже отмечали, что существование римского общества и рим­ской экономики базировалось на двух столпах: налогах, взимаемых с про­винций, и военной мощи Рима. Причем военная мощь была первична: без военных захватов и силового контроля над завоеванными территориями не было бы и устойчивого потока финансовых ресурсов в государственную каз­ну (а также в карманы римских налоговых откупщиков).

На протяжении более трех столетий, охватывавших период поздней ре­спублики и часть имперского периода, происходило расширение римской державы за счет присоединения провинций. Многие исследователи полагают, что одним из основных факторов, обусловивших внешнюю военную актив­ность Рима, стало усиление борьбы плебеев за свое равноправие, вытекаю­щее из этой борьбы повышение стоимости рабочей силы, что, в свою очередь, заставило искать рабов как дешевую рабочую силу в заграничных военных походах. Расширение Римского государства за пределы Апеннинского по­луострова началось с присоединения к Риму Сицилии, а также Сардинии и Корсики в 227 г. до н.э.

Далее последовали следующие присоединения:

� Испании (197 г. до н.э.),

� Македонии (148 г. до н.э.),

� Африки (название провинции; 146 г. до н.э.),

� Азии (другое название провинции – Пергам; 133 г. до н.э.),

 

– Нарбонской Галлии (часть территории современной Франции; 120 г. до н.э.),

– Киликии (92 г. до н.э.),

– Понта и Вифинии (территории Причерноморья, Малой Азии; 74 г. до н.э.),

– Сирии и Палестины (включая Иудею; 63 г. до н.э.),

– Галлии Лугудунской (часть территории современной Франции; 52 г. до н.э.).

 

1 Т С 108

В последние полвека до Рождества Христова к Римской державе было присоединено еще тринадцать провинций, в основных небольших по чис­ленности населения и территории (за исключением такой крупной, как Еги­пет, – 30 г. до н.э.).

После Рождества Христова присоединения провинций продолжались еще на протяжении примерно одного века (было присоединено двенадцать провинций). Наиболее крупными римскими приобретениями в этот период стали: Верхняя Германия (16 г.), Нижняя Германия (16 г.), Британия (44 г.), Аравия (105 г.). Последними новыми провинциями Римской империи стали Армения и Месопотамия – они были присоединены в 115 г.

Всего за 342 года было присоединено 38 провинций, которые обеспечи­вали Рим рабами, продовольствием, средствами ведения войны (прежде все­го судами), деньгами.

Фабий Кунктатор только из одного Терента вывел 30 тыс рабов. После победы Павла Эмилия в Эпире было продано до 150 тыс пленных. По завоева­нию Понта Лукуллом предложение рабов настолько превысило спрос, что раб стоил всего 4 драхмы (в другие времена цена на раба была около 200 драхм; иногда она исчислялась даже несколькими тысячами драхм). Марием было взято в плен 90 тыс тевтонов и 60 тыс кимвров. Юлий Цезарь один раз про­дал в Галлии до 63 тыс пленных. Плутарх приписывает ему «великую честь» обращения в рабство 1 миллиона человек. Август вывел из страны саласов 44 тыс пленных. По свидетельству Иосифа Флавия, после массовых убийств во время взятия римлянами Иерусалима в 70 г. н.э. Тит вывел из этого города еще 97 тыс пленных, обращенных в рабство.

На территориях провинций выделялись земли, которые имели статус императорских и которые служили источниками доходов казны наряду с на­логами. Позднее Рим стал также требовать, чтобы провинции поставляли ему «пушечное мясо» (ополченцев) для ведения завоевательных и оборони­тельных войн и подавления мятежей в разных точках обширной империи.

Очевидно, что наряду с прямой зависимостью экономического и социального благополучия Рима от его военной мощи существовала и обратная зависимость: военный потенциал Рима был производен от его экономического потенциала.

Независимо от политического устройства Рима (республика, диктатура, власть императора) его политическая элита всегда в качестве самой приори­тетной видела задачу поддержания и укрепления военной мощи Рима.

Государственная казна Рима («государственный аэрарий», «сокро­вищница Сатурна»), если судить по приоритетам использования ее средств, была прежде всего военной казной. Во все времена не менее половины всех расходов из этой казны были военными расходами. Львиная доля военных расходов шла на выплату жалованья военным начальникам всех уровней и рядовым воинам.

Следует иметь в виду, что от уровня военных расходов и регулярно­сти выплат жалованья воинам зависели не только успехи Рима на «внеш­них фронтах», но также стабильность внутри метрополии и внутри всей империи. Перебои в выплатах жалованья всегда становились причиной не­довольства со стороны военных и грозили превращением армии из опоры власти в ее противника.

В управлении государственной казной, которая находилась под контро­лем Сената, существовали большие недостатки. Процветало казнокрадство. В том числе узаконенное, когда деньги выделялись на строительные подряды финансовым олигархам (по сильно завышенным ценам).

Во время правления императора Августа официально учреждена воен­ная казна, которая была отделена от государственной казны, управлявшейся Сенатом. Это была казна, которая находилась под прямым контролем импе­ратора как официального главнокомандующего, ответственного за боеспо­собность армии и ее материальное обеспечение.

Примечательно, что для пополнения военной казны Август не стал использовать уже существовавшие прямые и косвенные налоги – они по­прежнему продолжали поступать в «государственный аэрарий». Источ­никами пополнения военной казны стали: а) добровольные поступления; б) новые налоги.

Добровольные взносы делал сам император (из своих личных средств и за счет доходов от императорского имущества), а также их должны были делать местные руководители провинций – ведь военная казна объявлялась «общей», «союзнической», предназначенной для обеспечения «коллектив­ной обороны метрополий и провинций». Понятно, что для последних эти взносы были «добровольно­принудительными» и должны были свидетель­ствовать о лояльности местных князьков римскому императору. Тем не ме­нее этого было недостаточно. К тому же «добровольные» взносы не были регулярными. Поэтому был введен новый сбор – налог на наследство. Став­ка определялась в размере 5% от величины наследства. Историки говорят, что современный налог на наследство берет начало именно в тех временах.

Как мы выше уже говорили, римские императоры всячески подчерки­вали, что военная казна в Риме – это не собственность римского императо­ра, тем более – метрополии. Они провозглашали ее «союзнической» казной, предназначенной для обеспечения безопасности – как самого Рима, так и провинций, входивших в состав империи. Это давало Риму право требовать все большего материального и денежного участия провинций в поддержке своих войск на обширных пространствах империи.

Как это напоминает нынешнюю политику США, которые под лозун­гом необходимости «защиты демократии на планете» требуют все больше­го участия своих «союзников» в практической реализации военных планов США – участия финансового, а также в виде предоставления военных баз, поставки техники и «пушечного мяса» в «горячие точки» земли и т.д. Но, как показывает история Древнего Рима, источники массированной интер­национальной поддержки военной мощи метрополии истощаются и затем начинается стремительный распад империи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...