Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различают два вида системы коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.




 

68. Региональная безопасность. Поддержание мира и безопасности в рамках СНГ, ОБСЕ, НАТО.

В рамках ОБСЕ происходит определенная переориентация на предотвраще­ние и урегулирование локальных и региональных конфликтов. На встрече глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. был принят пакет решений, предусматривающий создание антикризисных механизмов ОБСЕ, включая операции по поддержанию мира. Было определено, что на первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используется механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по уста­новлению фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира на основе консенсуса или дей­ствующим в качестве его агента Комитетом старших должностных лиц. Личный состав для участия в операциях ОБСЕ по поддержанию мира предоставляется от­дельными государствами-участниками. Общий политический контроль за опера­цией осуществляет Комитет старших должностных лиц.

НАТО имеет уже непосредственный опыт проведения силовых операций, которые государствами-участниками этой организации были квалифицированы как операции по поддержанию мира. При этом в наличии имелось поощрительное отношение СБ ООН. Так, в соответствии с резолюцией СБ ООН о возможности применения силы для обеспечения запрета на полеты в зоне воздушного про­странства над Боснией и Герцеговиной в апреле 1994 г. НАТО нанесла бомбовые удары по позициям боснийских сербов в Горадже.

В Устав СНГ также включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Устав СНГ закрепляет в ст.12 право на использование в случае необходимости Объединенных вооруженных сил в по­рядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Устав СНГ предусматривает создание Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, поло­жение которых подробно регламентируют Соглашение от 20 марта 1992 г. и в трех Ташкентских протоколах к нему от 15 мая и 16 июля 1992 г.

 

69. Проблемы разоружения в современном международном праве

Разоружение - комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в п.1 ст.11 Устава ООН.

Отечественная доктрина так трактует нормативное содержание принципа разоружения: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоруже­нии, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобъемлющем и полном разоружении под строгим международным контро­лем.

Основными источниками норм в области разоружения являются междуна­родные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядер­ного оружия 1968 г.); региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по целям и объектам.

Международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы “в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем” (ст.VI До­говора о нераспространении ядерного оружия).

К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидация отдельных видов ору­жия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений в количественном и качественном от­ношении, сужение возможности качественного совершенствования оружия, со­кращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.

 

Организация по Безопасности и сотрудничеству в Европе: функции, основные органы, основные направления деятельности.

В 1975 г. было образовано Совещание по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе, которое в 1994 г. реше­нием Будапештского совещания было преобразовано в организацию (ОБСЕ). Таким образом, ОБСЕ преврати­лось из конференции в организацию.

В настоящее время ОБСЕ представляет собой форми­рующуюся межд. региональную организацию. Ее учреди­тельными документами являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г., Хартия для новой Евро­пы и Дополнительный документ к ней, принятые в Пари­же в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г. Эти документы определяют основные цели ОБСЕ: реши­тельно использовать нормы и стандарты для создания!- общества общей безопасности; обеспечить реализацию всех обязательств ОБСЕ; служить форумом консульта­ций, принятия решений по сотрудничеству; усилить пре­вентивную дипломатию; повысить способность в урегу­лировании споров и конфликтов и в осуществлении мир­ных операций; упрочивать безопасность путем контроля за вооружениями, за разоружением; развивать деятель­ность в области прав человека.

Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации принципов, являющейся составной частью хельсинкско­го Заключительного акта.

Начиная с 1990 г. происходит становление и развитие структуры ОБСЕ. Было определено, что встречи глав государств и правительств должны проводиться регулярно раз в два года. На них устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.

Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав го­сударств и правительств.

Управляет организацией и принимает решения Совет министров иностранных дел государств-участников. Совет ОБСЕ является центральным директивным и ру­ководящим органом ОБСЕ. Он состоит из министров иностранных дел, должен собираться не реже одного раза в год для рассмотрения вопросов, имеющих отно­шение к ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Председателем каждого заседания Совета ОБСЕ дол­жен быть представитель принимающий страны.

ОБСЕ имеет все признаки межд. организации, за ис­ключением одного: оно образовано не договором госу­дарств, а политическим соглашением. Это чисто полити­ческое образование, не обладающее межд. правосубъ­ектностью. В настоящий момент ОБСЕ как межд. органи­зация находится в процессе становления.

 

Содружество Независимых Государств. Устав СНГ. Структура и функции органов СНГ.

СНГ (междунар. Межгосудар. Орг.) – объединение государств, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами МП. 8 дек 1991 – в Минске (БР, Росс,Укр) Соглашение о создании СНГ которое подписали все остальные кроме прибалтов и Грузии 21 дек 91 о присоединении. 22 января 1993г принят Устав СНГ и вступил в силу через год. Цели: 1. сотрудничество в политической экономической, экологической, гуманитарной, культурнойи иных облястях; 2. общее экономическое пространство; 3. обеспечение прав человека; 4. сотрудничество в сфере обеспечения мира и разоружения; 5. содействие в передвижении гр-н по СНГ; 6. в др. сферах правовых отношений; 7. мирное разрешение конфликтов между странами. Интересы: 1. Обеспечение прави человека; 2. внешнеполит деятельность; 3. формирование ощеэкономического пространства.общеевропейского и евразиатского рынков; 4. таможенная политика; развитие транспорта и связи; 5. окружающая среда; 6. социальная и миграционная политика; 7. борьба с орг. преступностью; 8. Оборонная политика и охрана границ. Согласно Уставу есть гос-ва-учредители и гос-ва члены. Украина и Туркменистан не ратифицировали и являются гос-ми-участниками. Органы: 1.Совет глав гос-тв (СГГ) – предствлены все, 2 раза в год; 2. Совет глав правительст (СГП) – координация сотрудничество правительств в эконом., культур. сферах, 4 раза в год. Любой гос-во может заявит о незаинтересованности в вопросе – не влияет на решение; 3. Совет министров Иностранных Дел (СМИД) – координация внешних политик на основе решений СГГ И СПГ. Координационно-консультативный комитет – действует постоянно, 2 чел с каждого гос-ва и Координатор, назначаемый СГГ. Вырабатывает и вносит предложения. Секритариат находится в Минске. СГГ- состоит: 1. совет министров обороны; 2. предусматривается создание главное командывание Объединенных В. С. И группу наблюдателей для обеспечения мира; Совет командующих пограничными войсками. Экономический суд – обеспечение выполнение эконом обязательствв СНГ. Коммисия по правам человека – консультативный орган и наблюдает за обязательствами. Межпарламенская ассамблея – состоит из парламент. делегаций, расматривает законодательные вопросы и свои рекомендации направляет СГП. В феврале 99 на СМИД обсудили вопрос расформирование и проект новой структуры: 1. Экономический союз. 2. единый исполнительный комитет – координация всех органов СНГ; 3. единый бюджет СНГ.

 

70. Формы сотрудничества государств в борьбе с международными преступлениями уголовного характера. ИНТЕРПОЛ.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях:

1. Двустороннее сотрудничество. Здесь наибольшее распространение полу­чили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой по­мощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосудар­ственные и межправительственные соглашения как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ве­домств.

2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением инте­ресов и характеров отношений стран определенного региона.

3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система много­сторонних универсальных договоров в области международного уголовного права:

* Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.;

* Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г.;

* Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и ин­ститутов и обычаев, сходных с рабством 1956г.;

* Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и нака­зании за него 1973 г.;

Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:

а). согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;

б). координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;

в). установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;

г). обеспечение неотвратимости наказания;

д). оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу пре­ступников.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголов­ной полиции.

Целями Интерпола объявлены:

обеспечение широкого взаимодействия всех национальных орга­нов уголовной полиции;

развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятель­ность политического, военного, религиозного или расового характера.

Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Фран­ция).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...