ТЕМА: Теоретические основы проблемы освоения математических представлений в дошкольном возрасте.
Вопросы 1. Свойства предметов. Характеристическое свойство множества. 2. Отношения как проявления свойств и их виды. 3. Математическое понятие множества. Элементы множества. Операции над множествами. 4. Величина как относительная характеристика предмета. Специфика меры и измерения. 5. Понятие формы и геометрической фигуры. 6. Алгоритмы.
Задания 1. Обосновать необходимость и возможность ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями. 2. Сравнить понятия: качество, свойство, отношение, цвет, форма, размер, сенсорные эталоны. 3. Продумать доступные для детей дошкольного возраста определения основных математических понятий и их условные обозначения, оформить материал в таблицу:
4. Составить математический кроссворд по изучаемой теме.
ТЕМА: Использование наглядного материала в обучении Дошкольников элементам математики
Вопросы 1. Роль наглядности в обучении дошкольников математике. 2. Классификация наглядного материала. 3. Требования к наглядному материалу, правила его использования на занятиях, в совместной и самостоятельной математической деятельности.
Задания 1.. Отобрать наиболее удобные в организации обучения классификации наглядного материала. 2. Разработать проект универсального дидактического пособия (рисунок, описание, варианты использования). 3. Составить схему анализа наглядного материала, включив требования, перечисленные в литературе [3],[5],[6],[12],[13].
ТЕМА: Организация работы по формированию Математических представлений у дошкольников
Вопросы 1. Занятие как форма организации обучения дошкольников математике. 2. Организация совместной математической деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста. Основные методические приемы косвенного обучения. 3. Организация самостоятельной математической деятельности дошкольников. 4. Организация работы по математике в разновозрастной группе детского сада.
Задания 1. Проанализировать особенности организации формирования элементарных математических представлений в разновозрастной группе ДОУ (параграф 6 глава 2 в учебном пособии Е.И. Щербаковой [16]). 2. Выписать из «Ориентиров и требований к обновлению содержания дошкольного образования» характеристику блоков педагогического процесса, сделать сравнительный анализ их целей, форм организации, степени активности педагога и детей [7]. 3. Разработать вариант проблемной ситуации на основе методики А.И. Савенкова [10]. 4. Ответьте на следующие вопросы по теме: - В соответствии с каким дидактическим принципом воспитатель распределяет программный материал, обеспечивая его взаимосвязь и последовательное усложнение? - Назовите основную форму организации совместной математической деятельности воспитателя и детей. - Какой метод является ведущим в формировании математических представлений у дошкольников? - От чего зависит выбор методов и приемов на занятии по математике? - В какой возрастной группе инструкция дается полностью до начала выполнения задания? - От чего зависит структура занятия по математике? - Какой прием является ведущим при сообщении детям новых математических знаний? - К какому виду наглядности относится набор геометрических фигур относится набор геометрических фигур? - Какой дидактический принцип реализуется в процессе планирования работы по формированию математических представлений у детей?
- Назовите формы организации самостоятельной математической деятельности дошкольников. - Перечислите приемы организации познавательной математической деятельности дошкольников. - К какому виду наглядности относится набор мелких игрушек для счета? - С какой целью воспитатель предлагает ребенку рассказать о том, как он выполнил задание? - Какой вид игр наиболее широко используется в организации математического развития детей дошкольного возраста?
ТЕМА: Преемственность в работе детского сада и школы по обучению детей математике
Вопросы 1. Сущность преемственности в работе школы и детского сада по обучению математике. 2. Требования современной начальной школы к математическому развитию детей. 3. Преемственность в содержании и в методах обучения математике. 4. Показатели готовности детей к усвоению математики в школе. 5. Формы работы по установлению преемственности между детским садом и школой по обучению детей математике.
Задания 1. Проанализировать и сравнить на выбор программы по математике для 1-го класса школы и для подготовительной к школе группы, выделив общность принципов построения, преемственность в содержании. 2. На основе изучения литературы, анализа опыта работы во время практики в детском саду, определить пути и средства осуществления преемственности в работе детского сада и школы по обучению детей математике.
ТЕМА: Роль заведующей детским садом и методиста в организации работы по формированию математических представлений у детей.
Вопросы 1. Основные направления методического руководства математической подготовкой детей дошкольного возраста. 2. Условия методического руководства формированием математических представлений у дошкольников. 3. Особенности организации контроля за процессом формирования математических представлений у детей. 4. Формы повышения уровня квалификации воспитателей по аспекту математического развития дошкольников. Задания 1. Составить модель оборудования раздела формирования математических представлений у дошкольников в методическом кабинете ДОУ. 2. Сформулировать задачи математического развития детей для годового плана ДОУ.
3. Подготовить план и содержание методического мероприятия для воспитателей по проблемам математического развития дошкольников (конкретизировав проблему, возраст детей и категорию педагогов).
Литература 1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов ВУЗов. – М., 2003. 2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972. 3. Игрушки и пособия для детского сада / Под ред. В.М. Изгаршевой. – М., 1982. 4. Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников //Вопросы психологии. – 1978. – № 2. 5. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974. 6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990. 7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования (методические рекомендации) // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 5, 6. – С. 17. 8. Обзор программ и методик по обучению дошкольников чтению и математике / Под ред. Р.Л. Непомнящей. – М., 1990. 9. Поддяков Н.Н. Доминирование процессов интеграции – закон развития детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. – С.73-77. 10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002. 11. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1993. 12. Теория и методика математического развития дошкольников: Хрестоматия: В 6 ч. / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1996. – Ч. 1, 2. 13. Формирование элементарных математических представлений / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988. 14. Фрейлах Н.И. Методика математического развития. – М., 2006. 15. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2000. 16. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие. – Воронеж, 2005.
Раздел 3 «Методика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|