Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская философия. Общая характеристика. Проблема периодизации (П. Л. Лавров «Три беседы о современном значении философии»).




Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерные черты: 1) Связь с религиозным мировоззрением. Нацелено на истолкование мира в духе христиантсва.

2)Историсофичность, внимание к проблемам развития истории. Ф постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории и т.п.

3)Антропоцентричность, проблема ч-ка. Русская Ф не теоценетрична, не космоцентрична – она более занята темой о ч-ке, о его судьбе и путях.

4)Панморализм, моральная установка всюду доминирует.

5)Тесная связь теоретических разработок с практической деятельностью, направленность ф-ии на решение практических вопросов. Отсюда ее склонность к фил-ой публицистике.

6)Ирациональность. Ф представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, мистическое познание сущего. Возможности разума ограничены. На первом плане немыслимые аспекты духовной жизни: воля, чувство, интуиция, бессознательное.

7)Слабый интерес к проблемам гносеологии.Не считали проблему познания главной. Русская Ф принципиально онтологична.

8)Фил-ое бытие в контексте худ-ой лит-ры.

9)»Органицизм» Идея единого, целостного организма пронизывает большую часть русских фил-их доктрин.

10)Антибуржуазность. Была свойственна почти всем направлениям русской мысли.

11)Идея о несовместимости внутренней свободы с подчинением внешней необходимости. Следствием этой концепции явилась тенденция к правовому нигилищму.

Подчеркивая главенство свободы, рассматривали как негативное внешнее ограничение чел-ой свободы, подчинение ч-ка господству внешних обстоятельств.

Панморализм, противопоставление внутренней свободны внешней необходимости, недооценка массовым сознанием роли права, закона в годы революции и послереволюционный период породили правовой беспредел.

Основы предмета рус. ф-ии: 1. Период предфилософии (XI – XVII вв.) харак-ся глубокими и тесными связями элементов фил-го творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. Среди просветителей: Кирилл и Мефодий, Илларион Киевский, Климент Смолятич, Владимир Мономах, Кирилл Туровский, Даниил Заточник и др.

2. Ф русского Просвещения XVII ‑ XVIII вв. В этот период происходит становление светской ф-ии: зарождение секуляризма и западнорусское влияние. Среди просветителей: Ф. Скорина (1490 – 1551), А.М. Курбский (1528 – 1588), М. Смотрицкий (1577 – 1633), Феофан Прокопович (1681 – 1736) и В.Н. Татищев (1686 – 1750) – идеологи «Ученой дружины» Петра I.

3. Первая половина 19 в. Именно в этот период были заложены основы русского типа философствования, сформулированы основные проблемы в ф-ии России и намечены пути их решения. Главным лейтмотивом данного периода является спор западников и славянофилов. К западникам относились П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский,Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин и др.

4. Вторая половина 19 в. – 10-е гг. 20 в. – расцвет русской ф-ии. В этот период окончательно оформляется оригинальная национальная Ф, ядром которой является русская религиозная философия выдающихся представителей В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Лосского, Л. Шестова, Н. Федорова и др.

5. 20-е гг. – 80-е гг. 20 в. – период советской ф-ии, основой которой является марксистско-ленинская Ф, признанная в СССР единственно верной фил-ой системой. Среди философов этого периода особо выделяются А. Лосев, М. Бахтин, М. Мамардашвили, А. Зиновьев.

Славянофильство и западничество: основные идеи и представители.

Западники и Славянофилы – два противоборствующих направления в идеологии и философии России.

Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного, прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры.

Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, определенный западной цивилизацией, поэтому Россия должна всему учиться у Запада.

Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития, определенный, в частности, православием русского народа. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве Православия и российского Патриотизма. Главное в их учении – стремление к целостности и единству. В этой связи ими развивалось учение о Соборности.

Западники основывались на учениях Шеллинга и Гегеля, славянофилы – на учениях восточной патристики (Отцов церкви). Западники положительно относились к реформам Петра, славянофилы – отрицательно. Западники относились равнодушно к религии и критически к православию в отличие от славянофилов, отношение которых к религии и православию было позитивным.

От крепостного права можно избавиться: идя по пути просвещения дворян (западники); благодаря освобождению крестьян царской властью (славянофилы). Для обеспечения свободы слова и свободы личности западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества. Славянофилы были противниками подобных методов.

Западничество: Чаадаев, Герцен,Грановский, Чернышевский, Боткин.

Славянофильство: Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...