Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Еврейская диаспора: политическое и экономическое влияние




Еврейские вожди управляли не только Иудеей, их влияние распростра­нялось также на соседние территории и даже все пространство той империи, в состав которой входила Иудея (Персидская, царей Птолемеев, Селевкидов, Римская). Влияние осуществлялось через местные общины, во главе кото­рых стояли раввины, судьи, просто богатые влиятельные евреи. Эти общины были «опорными точками» («пятыми колоннами») иерусалимских вождей, разбросанными по обширным территориям Средиземноморья и даже за его пределами. Страбон, древнегреческий географ, уроженец Амассии Понтий­ской (сер. 60­х гг. до н.э. – 24 г. н.э.), писал об иудеях: «Этот народ проник уже во все города, и не легко найти какое­либо место на земле, которое было бы свободно от них и не находилось бы под их господством»2.

Несмотря на религиозно­культурную изолированность от окружающе­го населения, евреи активно занимались бизнесом (торговля, ростовщиче­ство, сбор налогов)3, а также внедрялись в политическую жизнь тех стран и территорий, где они пребывали. При этом они параллельно решали мест­ные проблемы (своих общин) и проблемы, связанные с интересами Иудеи и Иерусалимского храма.

Один из ярких примеров того, как евреи диаспоры входили в контакты с местными властями и получали от этого большие дивиденды, – исто­рия иудея Иосифа, сына Товия, описанная Иосифом Флавием в его «Иу­дейских древностях»4. Этот иудей при царе Птолемее III (245–221 гг. до н.э.) получил на откуп сбор налогов на громадной территории египетской Сирии на 22 года5.

1 Мк Жк Ц Чь 3 Р: http:wwwnbinforu nbcivilgold3htm

2 Ц: Кк Пх х М: П, 1989 С 240

3 С: 5 щ

4 Ф к К 12, 1

5 Эк к эк, ф бТб – х, кщк х к, 220–198 э; – к щк О II; ь Тб, к к ь к Тб, М (162 э)

История не донесла до нас некоторых деталей тех событий, которые происходили при дворе египетского царя Птолемея III. Трудно поверить, что еврей Иосиф бен Товия мог вот так сразу, с первого взгляда, очаровать египетского царя, а потом каким­то чудом обойти всех именитых и богатых конкурентов при получении откупа на сбор налогов на обширнейшей тер­ритории, включающей Келесирию, Иудею, Финикию и Самарию. Думаем, что египетского царя кто­то «подготавливал» к принятию «правильного» решения в пользу Иосифа бен Товии. Не исключено, что это был упоми­наемый Флавием Афинион, который ездил в Иудею и рассказал царю об Иосифе. История ничего не говорит о том, был ли этот Афинион этниче­ским евреем или прозелитом из греков или египтян. Но уж очень подозри­тельно, как этот Афинион нахваливал царю и его жене Клеопатре Иосифа, с которым до этого он, судя по всему, виделся лишь один раз в Иерусалиме (хотя, как утверждают историки, был там «очень тепло принят»). Трудно поверить, но опытный и острожный царь передал право сбора налогов Ио­сифу без предварительного взноса полной суммы налога (и даже без всякого обеспечения)1. Можно себе представить, какие миллионы (миллиарды) за­работал Иосиф бен Товия за два с лишним десятилетия! «Эффективность» своей трудной работы он повышал с помощью солдат египетского царя и смертных казней2. Фактически царь Птолемей воспринимал Иосифа как по­литического лидера Иудеи, и тот имел у себя на родине большее влияние, чем первосвященник Иерусалима.

История Иосифа бен Товии – иллюстрация того, как в Александрии – втором после Рима городе Средиземноморья – складывалась мощная «пятая колонна» Иерусалимского храма. Впрочем, эта «колонна» не только прово­дила политику Иерусалимских жрецов в Египте. Есть множество примеров того, как египетские цари использовали александрийских иудеев для вы­страивания своих отношений с Иерусалимом.

Мощная еврейская диаспора существовала в Риме. Там еще со времен Александра Македонского проживали евреи из Египта; в большом количе­стве евреи появились после завоевания Иерусалима императором Помпеем3.

1 В, ь:, 22 х б, Р () б, кк ь кк б к шк, к кк ш У к кк б шь к к кк

2 Ек б ф 2 Э кщк ь шю ь б Тк, Ак Ск ф к ь б 20 б х кфк х щ ь к к

3 х Рк Р: http:ruwikipediaorgwiki _х__Рк_

Моммзен описывает в своей «Римской истории» (третий том) роковое влия­ние, которое евреи оказывали на Рим еще до Юлия Цезаря. Цицерон в сво­ей речи в защиту Флакка (римского наместника) говорил о силе еврейского влияния в Риме1. Еврейская община в самом Риме добилась от Юлия Цезаря разрешения на свободу культа, на общинные собрания и даже на необяза­тельность поклонения императорскому изображению. Евреи жили общинной жизнью, построили синагогу. Селились они на низменном берегу Тибра2.

Для иерусалимских вождей еврейская община в Риме была козырной картой: они старались договориться с императорами, выторговать для себя какие­то дополнительные права и привилегии (которых не было у других провинций) в обмен на поддержку со стороны евреев диаспоры.

Например, еврейский философ Филон Александрийский (Иудейский) (25 г. до н.э. – 50 г. н.э.) приводит письмо царя Иудеи Агриппы императору Калигуле. Он просит о предоставлении некоторых привилегий и в обмен обещает поддержку3.

Флавий приводит рескрипт Юлия Цезаря, в котором тот признает Гирка­на II с его потомками «иудейскими этнархами», причем из контекста можно заключить, что речь идет о власти над иудеями империи4.

О влиянии «еврейского фактора» на римскую политику писали многие. Например, в те времена – Фусций, Овидий, Персий, Цицерон, Тацит, Сене­ка. Вот, например, предостережение Сенеки: «Обычаи этого преступного народа распространяются столь быстро, что у них уже есть сторонники во всех странах, и что таким образом побежденные навязывают свой закон победителям»5.

В XIX веке об этом еврейском влиянии писал немецкий историк Теодор Моммзен: «…Цезарь, точно так же как и Александр Македонский, совершен­но правильно считал необходимым способствовать его (иудейства. – В. К.) развитию. Если Александр, основатель александрийской иудейской общины, сделал не меньше для этой нации, чем ее собственный Давид построением Иерусалимского храма, то Цезарь в свою очередь как в Риме, так и Алексан­дрии помогал иудеям, даруя им различные милости и привилегии и защищая их своеобразный культ от римских и греческих жрецов»6.

1 С: Г Гю Р к П М: С, 2010 С 191

2 Е Р: http:wwwmachanaimorg historyeuropejItaliahtm 3 С: ью Р Р: http:jhistorgcode0200htm; к:

Г Гю Р к П М: С, 2010 С 191

4 С: Р Шф Тх к (Г 2: Аь) СПб: Бб, 2002 5 Ц: Д Р С С М: Ть, 1993 С 107 6 Ц: Кк Пх х М: П, 1990 С 237

Карл Каутский после анализа обширных текстов Моммзена с описани­ем причин особого благоволения Юлия Цезаря к иудеям делает свое корот­кое резюме: «Тот факт, что Цезарь не только терпел иудеев, но и оказывал им покровительство, при его постоянных долгах и денежных затруднени­ях, объясняется гораздо проще, хотя и не так возвышенно. Деньги стали решающей силой в государстве. И Цезарь защищал иудеев потому, что у них были деньги, потому что они были ему полезны и могли еще принести пользу…»1Точно так же и по тем же причинам умел ценить иудейство пер­вый официальный император Рима Август.

Впрочем, у иудеев не все получалось гладко в Риме. Римлян возмуща­ло слишком активное их вмешательство в политическую жизнь Италии, а также ростовщическая деятельность, делавшая должниками евреев многих местных жителей. Периодически возникали стихийные выступления про­тив евреев, которые иногда приводили даже к изгнанию евреев из Рима. Если при Юлии Цезаре и императоре Августе евреи как в Риме, так и в Палестине себя чувствовали очень комфортно, то при императоре Тиберии ситуация несколько меняется. Иосиф Флавий описывает историю того, как при Тиберии вскрылись обстоятельства жульничества одного иудея, кото­рый проводил работу по сбору пожертвований в пользу Иерусалимского храма среди знатных римлян и который присвоил одно богатое пожертво­вание. Кончилось это тем, что Тиберий попросил иудеев оставить город, а четыре тысячи евреев были отданы в солдаты и направлены служить в Сардинию. Гонения на евреев были и при следующем императоре – Кали­гуле (37–41); при следующем императоре Клавдии (41–54) они были вновь изгнаны из Рима. Впрочем, после каждого изгнания они вновь возвраща­лись в Рим, причем при содействии римской верхушки, которая нуждалась в еврейских деньгах. Кстати, аналогичная картина наблюдалась в Средние века в Европе: периодически евреи изгонялись из разных стран (Франции, Испании, Португалии, Англии и др.), а также из отдельных городов. Затем через некоторое время они возвращались на покинутые места. Причем ча­сто возвращались не без содействия европейских правителей2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...