Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требование к уроку с использованием словесных методов.

Вопрос №59. Функции и классификации словесных методов (монологическая и диалогическая формы). Проблемы устного сообщения исторического материала.

 

В обучении истории устное слово учителя играет ведущую роль. С его помощью учащимся сообщаются исторические знания и осуществляется руководство познавательной деятельностью. Устное слово является одним из наиболее экономных способов передачи обобщённого и систематизированного опыта человечества. Живая речь учителя позволяет оперативно включать в учебный процесс новейшие данные исторической науки, проблемы современности. Функции словесных методов: 1). Информационная – воссоздание целостных картин прошлого и современности; 2). Логическая функция – позволяет делать выводы, оценки, понять закономерности исторического процесса; 3). Воспитывающая.

С помощью словесных методов в первую очередь достигается решение задач обучения истории с учётом специфики данного класса, а также и отдельных групп учеников.

Классификация словесных методов (разработана А. А. Вагиным). Основными видами монологической формы устного изложения являются повествование, описание, характеристика, объяснение, школьная лекция.

Повествование в преподавании истории выступает в виде рассказа или сжатого сообщения об исторических событиях.

Рассказ – это последовательное сюжетное повествование об исторических событиях или процессах в их развитии. В сжатом сообщении содержится только информация об историческом событии. Особенности сюжетного рассказа – динамичность действия, конкретность события и достоверность в описании действующих лиц. В виде рассказа учитель излагает материал при изучении исторических событий, имеющих большое образовательное и воспитательное значение (например, Куликовская битва); когда необходимо сформировать конкретное, точное, образное представление о новом для учащихся явлении (например, источники рабства); рассказ учителя вооружает учащихся историческими фактами, анализ которых подводит к важным выводам и обобщениям. Рассказ учителя чаще всего применяется в 5-8 классах. В изложении он сочетается с описанием, характеристикой, объяснением. Соотношение между ними в разных классах различно. В среднем звене значительное время в изложении нового материала занимает рассказ. В старших возрастает удельный вес объяснения.

Описание – изложение существенных черт, признаков, состояния, вида, характера исторических явлений. Показываются условия жизни людей, их занятия, быт, орудия труда, памятники культуры и т. д. Описание может быть картинным и аналитическим. Картинное описание способствует созданию образных представлений о событиях и явлениях прошлого. Аналитическое описание применяется при ознакомлении учащихся с предметами быта, орудиями труда, военной организацией общества и т. д. Аналитическое описание часто приближается к объяснению. Источники описательного исторического материала многообразны, т. к. в описании важны яркость, эмоциональность. Нередко они заимствуются из мемуарной и художественной литературы.

Разновидность описания – характеристика. В отличие от описания она включает только точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления. Характеристика может быть краткой и развёрнутой. В изложении материала характеристика вводится с целью конкретизации, информации.

Объяснение – объясняет сущность и значение сложных явлений, понятий, закономерностей. Объяснение в той или иной мере присутствует в изложении учителя на каждом уроке. Устное объяснение имеет целью разъяснение сложных положений, понятий, терминов, приведённых в учебнике.

Школьная лекция применяется в старших классах. Это обусловлено задачами обучения, содержанием и характером изучаемого материала, возрастными возможностями школьников. В лекции преобладает теоретическое рассуждение, научный анализ, обобщения. Основой, объектом рассмотрений, источником для выводов служит конкретный материал. Поэтому в большинстве случаев там присутствует и повествование, и описание, и характеристика. К лекционной форме учитель обращается тогда, когда надо раскрыть закономерность исторических событий, дать им научное объяснение, подвести учащихся к важным мировоззренческим выводам, дать целостное представление по какой-то проблеме, теме разделу, изложить программный материал, в котором значительное место занимают теоретические вопросы. В школьной лекции используются различные наглядные пособия. Лекция часто занимает весь урок, перед началом её сообщается план или даётся задание учащимся самим по ходу лекции составить его. Не менее важно устанавливать и легко просматриваемые учениками связи между вопросами, вынесенными на лекцию. Для облегчения восприятия лекции важно правильно расставлять не только смысловые, но и интонационные акценты, излагать её содержание хорошим литературным языком, заинтересованно, эмоционально.

Требование к уроку с использованием словесных методов.

Образность и конкретность – обязательные требования к изложению материала учителем и важнейшие условия его эффективности. Они необходимы для точности и яркости формируемых у учащихся исторических представлений, понятий, для более сильного эмоционального воздействия, прочности запоминания. Делает рассказ более образным конкретизация моментов, характеризующих место исторических событий. Важным средством конкретизации является использование бытового материала, который даёт представления об образе жизни разных социальных групп в конкретную историческую эпоху. Одним из средств конкретизации является использование в изложении количественных показателей. Создание ярких образов прошлого, конкретизация исторических событий, явлений достигаются использованием в изложении художественной литературы, исторических документов и мемуаров. Изложение исторического материала учителем должно быть доступным, наглядным, конкретным. Немаловажны требования к языку учителя. Он должен быть ярким, образным и простым, свободным от слов-паразитов.

Недостатки словесного метода:

1. Принудительно по темпу восприятия;

2. Необратимость устного изложения;

3. Нерасчлененность материала; (нужно иметь чёткий план)

Важно возбудить интерес к изложению материала учителем. Этому способствует проблемный метод обучения. Результат самостоятельной работы учащихся обязательно обсуждается на данном уроке, чтобы они могли проверить правильность своих действий и сделанных выводов.

Диалогическим устным методом обучения является беседа. Она предполагает активное, самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения исторического материала, как приём мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке.

Классификация видов беседы.

Вводная беседа. Имеет целью подвести учащихся к изучению нового материала и направлена на актуализацию ранее приобретённых знаний, их систематизацию и обобщение. Она способствует осознанию учащимися учебных проблем, выдвигаемых учителем, т. к. выявляет разрыв между имеющимися у школьников знаниями и недостающими для решения познавательной задачи. Вводная беседа позволяет выявит объём реальных знаний учащихся, на которые можно опереться при изучении нового материала.

Аналитическая и обобщающая беседа служит осмыслению изложенного материала, углублению и расширению знаний учащихся.

Эвристическая беседа используется для организации познавательной деятельности учащихся при решении сложной учебной задачи. Эвристическая беседа организует поэтапное усвоение знаний (для поиска ученика решения какой-либо проблемы учитель выстаивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов). Все эти вопросы представляют собой небольшие подпроблемы, решение которых ведёт к решению основной проблемы. Особенно возрастает роль эвристической беседы в старших классах.

Заключительная беседа проводится с целью подведения итогов по материалу, изученному на уроке. Разновидностью заключительной беседы является повторительно-обобщающая беседа. Она используется, когда нужно обобщить ранее изученные факты, показать развитие явления, охватить его в целом, провести сравнении и т. д.

Контрольная или проверочная беседа преследует цель проверки уровня усвоения излагаемого материала, степени его понимания. Результатов самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Она проводится на разных этапах процесса обучения.

Вопросы для любой беседы надо подумать заранее, причём не только главные, но и дополнительные. Вопросы должны касаться главного, существенного в изученном материале. Они должны выполнять стимулирующую, развивающую и побуждающую функцию. Вопрос должен быть доступным, дидактически прост и точен. Учитель подводит итог в конце беседы или по ходу её.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...