Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические условия экологического образования детей в ДОУ




 

Экологическое образование дошкольников- это процесс формирования у детей

осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они

непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи

интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет

нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.

 

Педагогическими условиями организации экологического образования дошкольников являются:

1.эколого-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;

2.организация познавательной и экологической деятельности детей на основе их

сенситивности к разным формам освоения мира природы.

 

Основное содержание экологического образования дошкольников — формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам, формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром. Формируя систему знаний о природе, воспитатель учит детей:

1.видеть и понимать связи между явлениями;

2.эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;

3.практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной

жизнедеятельности живых организмов.

Необходимым условием экологического образования дошкольников является создание развивающей экологической среды в ДОУ:

1.cоздание в группе уголка живой и неживой природы;

2.на территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон (сад, огород,

экологическая тропа, зона отдыха, "птичья столовая");

3.включение экологических занятий в образовательный процесс ДОУ;

4.взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического образования с семейным воспитанием.

 

 

Экологическое образование это ознакомления детей с природой. понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. А.В.Гагарин экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры.Н.А.Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи.

Нравственное воспитание (гуманное отношение к окружающей среде);

Интеллектуальное образование (развитие экологических представлений и знаний);

Эстетическое развитие (умение замечать, чувствовать и восхищаться красотой природы);

Охрана окружающей среды (бережный уход за растениями и животными).

 

Условия организации организация познавательной и экологической деятельности детей на основе их сенситивности к разным формам освоения мира природы..

условием экологического образования дошкольников является создание развивающей экологической среды в ДОУ:

cоздание в группе уголка живой и неживой природы;

на территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, "птичья столовая");

включение экологических занятий в образовательный процесс ДОУ;

взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического образования с семейным воспитанием.

 

Структурные компоненты - игры с экологическим содержанием;

элементарная поисковая деятельность детей (опыты и наблюдения);

трудовая деятельность детей на огороде, экологической тропе и т.д.;

уход и наблюдения за обитателями уголка природы;

кружковая работа;

работа с родителями.

 

К наглядным методам относятся-наблюдение(специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.),рассматривание картин,демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

 

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

 

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

 

Методика проведения наблюдений разных видов.

Распознающее наблюдение(знакомство с обьектом, выделение свойств,итог)

Наблюдение с использованием раздаточного материала.(со средней группы)

Длительное наблюдение.(рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц,сезонные наблюдения за неживой и живой природой).

 

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Занятия проводят в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом и цветником, сбору урожая. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

 

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей.

 

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования доброго отношения к природе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...