Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. 3. Упражения для развития чувства ритма




2. 3. УПРАЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА

Данные игры и упражнения носят в первую очередь обучающий характер: способствуют развитию слухового и зрительного внимания, творческих способностей и воображению. Они впервые знакомят ребенка с длительностями нот, паузами, темпом. Наряду с этим, данные игры и упражнения помогают развивать у детей чувство ритма, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, выдержку, снимают эмоциональное напряжение, т. е. обладают определенным терапевтическим эффектом.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ХЛОПКАМИ

Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.

Сели - посидели.

Песенку запели.

Услыхали ложки-

вытянули ножки.

Услыхали калачи-

Да попрыгали с печи,

Да давай подпевать,

Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды,

Ходят ноги не туды

А как дудочку почуют,

Сами ноженьки танцуют.

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять.

Бух, бух, бух.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки.

Застучали молотки,

Заиграли в локотки:

Тук- ток, тук- ток

Скоро Ванечке годок.

Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки,

Очуречечки,

Ложки, плошки, поварешки,

Перевертушки!

И. Михайлова.

«ОСЕННЯЯ ГАММА»

Пусто ласточек гнездо.                                                                                                                          До.                                   I I II I (Далее везде аналогично).                                                                          Осенины на дворе.                                                                                                                             Ре.                                                                                                                                                     Плачет ветер за дверьми.                                                                                                                               Ми.                                                                                                                                            Дождика тиха строфа.                                                                                                                             Фа.                                                                                                                                                       У него своя есть роль.                                                                                                                  Соль.                                                                                                                                       Затихает вся земля.                                                                                                                  Ля.                                                                                                                                                                  Дождик скуку унеси!                                                                                                                  Си.                                                                                                                                                    Пусто ласточек гнездо.                                                                                                                           До1 – до2 - до1 – до2.     I I I I.

модель Т. Боровик

«РИТМИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ СЛОВ»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток

3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить ребенку самому придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«НАЗОВИ СВОЕ ИМЯ»

Ребенок хлопает - «тактирует» свое имя.

«РИТМИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ»

Педагог задает ритм хлопками. По сигналу ребенок хлопает в ладоши в заданном ритме, по сигналу останавливается.

«ПЕРЕМЕНА РИТМА» По сигналу ребенок хлопает в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ПОВТОРИ! »
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую ребенок повторяет «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.

«РИТМИЧЕСКИЕ ОРНАМЕНТЫ»

Ученик и педагог выполняют свой ритмический рисунок.

   УЧЕНИК                                           ПЕДАГОГ

Жили-были три утенка     ---            Пик, Пак, Пок    

 хлопки восьмыми                           притопы четвертными

Хорошо и дружно жили        —                  Пик, Пак, Пок    

хлопки восьмыми                            притопы четвертными

Как-то утром на рыбалку —                  Пик, Пак, Пок    

хлопки восьмыми                                 притопы четвертными

Зашагали вперевалку        —                  Пик, Пак, Пок    

хлопки восьмыми                            притопы четвертными

Наловили много рыбы           —                  Пик, Пак, Пок    

хлопки восьмыми                              притопы четвертными

И еще поймать могли бы  —                  Пик, Пак, Пок    

хлопки восьмыми                               притопы четвертными

Съели дружно все до крошки    —              Пик, Пак, Пок    

хлопки восьмыми                              притопы четвертными

Кроме маленькой рыбешки    –                    Пик, Пак, Пок    

хлопки восьмыми                              притопы четвертными

                                                                                     В. Орлов

Затем ученик и педагог меняются ролями.

 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОЛОТОЧКИ»

 Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:

Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора:

Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный педагогом. Педагог играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке.

УПРАЖНЕНИЕ «ДЯДЯ СТЕПА»

Вариант 1: ребенок хлопает четвертными, педагог – восьмыми длительностями.

Вариант 2: у ребенка в руках бубен (отбивает ритм четвертными длительностями), у педагога  ложки (отбивает ритм восьмыми  длительностями).

Ребенок: Дядя Степа длинноногий                              

По дороге зашагал.

Педагог: Мальчик с пальчик по дороге

Вслед за дядей побежал.

Ребенок: Дядя Степа оглянулся,

Но ни слова не сказал.

Педагог: Мальчик с пальчик усмехнулся,

Дядю Степу он догнал.

Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе ребенок и педагог меняются местами.

«ВОПРОС – ОТВЕТ»

И. П.: ученик и педагог сидят (стоят) друг против друга. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло  ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

с использованием металлофона.

Капли, капли, что поете? —       хлопки восьмыми нотами

— Кап, кап, кап, хи-хи!       —   игра на металлофоне

Спать сосулькам не даете! —        хлопки восьмыми нотами

— Кап, кап, кап, хи-хи!       —  игра на металлофоне

Солнышко в небе хохочет —    хлопки

Носики нам щекочет        —  хлопки

— Кап, кап-кап, хи, хи-хи! —       игра на металлофоне

— И апчхи!                         —  глиссандо на металлофоне

«ЕЖИК И БАРАБАН»
Педагог читает стихотворение, а ребенок играет на барабане (или имитирует игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик,
Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами,
Бум — бум — бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он
Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он
Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались
Бум — бум — бум!
И удары раздавались
Бум — бум — бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум — бум — бум!

Глаз до зорьки не сомкнули
Бум — бум — бум!

РИТМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:

Короткие звуки — черные  кружочки, длинные звуки — белые кружочки. Взять любую песенку или стихотворение, прохлопать ритм в ладоши и выложить его на столе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...