Формы внеучебной работы с младшими школьниками
Главная цель воспитательной системы в начальной школе - воспитание творчески активной и самостоятельной личности. Важно, чтобы выпускники были хорошо образованы, т.е. обладали широким кругозором и современными знаниями о науке, природе, культуре. Общечеловеческие нравственные и эстетические ценности (уважение к старшим, окружающему миру, этика поведения, милосердие, доброжелательность, знание истории культуры своей республики, страны, народов мира и т.д.)лежат в основе всех педагогический усилий. При проектировании системы внеурочной деятельности следует продумать формы и способы ее организации. В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. То есть предлагается применять известные формы воспитательной работы и дополнительного образования. Право выбора форм представляется педагогам и их воспитанникам. Чтобы данный выбор оказался обоснованным и способствовал построению эффективной системы внеурочной деятельности, надо опираться на научно-методические разработки. Например, целесообразно учесть замечание Н.Е. Щурковой: «В режиме внеурочной (внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся, называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием». Хорошей научно-методической подсказкой педагогам для проектирования и создания системы внеурочной деятельности учащихся могут стать разработанные учеными классификации форм воспитательной работы. В качестве основания для классификации форм исследователи используют такие признаки:
- количество участников (массовые, групповые, индивидуальные); - виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности); - затраты времени для подготовки (экспромтные и требующие предварительной подготовки); - способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные); - характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие); - способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива); - взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами); - способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные); - степень сложности (простые, составные, комплексные). Интерес для практических работников может представлять недавно сделанное Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым дополнение в классификацию форм внеурочной воспитательной работы. В пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» ими предлагается выделять три типа форм согласно уровням результатов, полученных при их использовании:
1) формы, содействующие приобретению социальных знаний; 2) формы, способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности; 3) формы, содействующие получению опыта самостоятельного общественного действия.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Крупные формы внеур деят-ти 1. Кружок. Группа лиц с общими интересами, объединившихся для совместной деятельности. Кружок по интересам – художественное творчество 2. Клуб.Общественная организация, объединяющая людей по общности, близости интересов, сходству занятий. Клуб по интересам – школьный музей 3. Спортивная секция Спортивные игры - осуществляющая деятельность в области спорта, целью которой является проведение спортивных мероприятий, образование или другой вид деятельности, связанной со спортом. 4. Студия лат. studium занятие; изучение.- Мастерская Студия по интересам Студия бального танца 5. Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. 6. ФАКУЛЬТАТИВЫ одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию. 7. Научные общества, добровольные объединения специалистов, ведущих научные исследования, и лиц, интересующихся какой-либо отраслью науки безотносительно к роду своей основной работы. 8. Конференция (от лат. conferre - собирать в одном месте) – форма коллективного обсуждения и изучения каких-л. актуальных проблем; собрание, совещание организаций, групп, государств, а также отдельных лиц для обсуждения и решения определенных вопросов.
9. СЛЁТ. Массовое собрание прибывших из разных мест членов какой-н. организации, производственных коллективов. 10. ИГРА один из видов деятельности, значимость к-рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. ИГРА - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. 11. Соревнование — противоборство и конкурентная борьба между несколькими сторонами за достижение превосходства, (выигрыша, признания и т. п.) или в целях поддержки биологического инстинкта выживания. СОРЕВНОВАНИЕ - отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности людей, выражающиеся во взаимном стимулировании активности друг друга и в конечном увеличении полезных результатов совокупных действий и тех и др. 12. ТУРНИ́Р. ист. Состязание рыцарей в средние века.2.Спортивное соревнование по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. 13. Встреча с ветеранами 14. КОНЦЕ́РТ. Публичное исполнение музыкальных и других произведений. 15. СПЕКТА́КЛЬ, зрелище Театральное представление 16. наиболее распространенная и оправдавшая себя на практике форма проведения полевого исследования. Марафоны танц, песен, театр. 17. Экску́рсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. 18. КУЛЬТПОХО́Д, Коллективное посещение спектакля, музея и т.п. (разг.). 19. Поход — групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по некому маршруту в рекреационных, спортивных, познавательных целях. Спектр походов весьма широк: от неспешной прогулки в лесу до спуска по порогам.
20. Суббо́тник (воскре́сник) — сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название) 21. Трудовой десант. Публ. О группах горожан, выполнявших дополнительную трудовую повинность на стройках, лесозаготовках, в сельском хозяйстве по призыву партии. Шефство Дежурство 22. Тематический день – К юбилейным датам, важным событиям, самоуправление и т.п. 23. Конкурс стенгазет 24. КВН, викторины 25. Самоуправление 26. Праздник День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо события (исторического, гражданского или религиозного). 2. Официально установленный общий день или несколько дней отдыха по случаю таких торжеств. 27. Семейный досуг 28. Проектная деятельность 29. Беседы¸дебаты, дисскуссия 30. КТД КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА (КТД) Это один из типов форм организации воспитательной деятельности, основное средство современной методики воспитания. Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер. Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач. Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.
Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность необходимо обладать достаточной и систематизированной информацией об участии школьников в деятельности во внеурочное время. Как получить такую информацию? Надо определить порядок сбора, обработки и хранения нужных сведений. Для сбора информации можно использовать специальный бланк об участии детей во внеурочной деятельности (см. образец), который заполняется классным руководителем один раз в четверть (триместр, полугодие). Участие
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|