Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа как система. Сферы, уровни, ресурсы.

Социальная работа и социология: теоретический и прикладной аспекты взаимодействия.

Влияние социологии на социальную работу

во-первых, использование результатов изучения социологами социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социологического знания в практической деятельности, организации труда, учреждений социальной работы;

во-вторых, применение этих данных в подготовке и переподготовке, воспитании социальных работников;

в-третьих, анализ самой социальной работы с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников,учреждений, экспертов смежных научных дисциплин, практиков, работников образования, социальных педагогов и др. Именно эти вопросы, проблемы их решения рассматриваются в данной главе учебного пособия.

Социология изучает закономерности более фундаментальные по сравнению с механизмами и закономерностями социальной работы как науки

Даже при широкой трактовке объект социальной работы (все люди, все население) отличается от объекта социологии. Ибо в первом случае речь идет прежде всего о таком объекте, который нуждается в социальной защите,поддержке, помощи (хотя, естественно, не исключается и субъективная роль такого объекта по защите своих интересов). Во втором случае объект рассматривается значительно шире и, что особенно важно, как субъект, действия которого не ограничены только удовлетворением социально гарантированных интересов и потребностей.

Относительно новой областью деятельности социальных работников является их деятельность в сфере образования. Роль социономов, занятых в этой сфере, и социальных педагогов совпадает в контексте решения социально-педагогических проблем самого образования и его участия в улучшении тех общественных условий, которые составляют среду развития этого образования как социального института.

Для решения этих задач применяются социологические исследования в сочетании с методами, типичными для социальной работы. Здесь необходимы данные о специфике развития образования как социального института, а также сведения о социальном положении, проблемах членов данного коллектива, их правах на социальную поддержку. В зависимости от решаемых задач и условий их решения социальный работник использует наиболее приемлемые теории социальной работы и адекватные им социологические разработки.

В условиях рыночного реформирования особая роль социального работника видится и в службах занятости. Его деятельность сводится, во-первых, к оперативному учету предложений рабочих мест, информированию о них тех, кто не работает, будучи работоспособным. Во-вторых, к содействию организации переобучения или повышения квалификации работников с целью их оптимального включения в социально полезную деятельность. В-третьих, к обеспечению социальной помощи тем, кто временно не работает, к контролю за исполнением законодательства, регулирующего помощь частично или полностью безработным.

Также следует отметить, что в обязанности социального работника и структур занятости входит изучение проблем трудоустройства, правовых, социологических, социально-психологических и этических аспектов, ознакомление с тем, что делается в науке по данной проблематике. В этой связи особое значение имеет анализ социологических данных и результатов исследований, проводимых специалистами в области социальной работы.

В контексте социологического анализа учитывается специфика влияния на преодоление экстремальной обстановки не только различных социальных групп, но и общественных институтов, учреждений социального и медицинского обслуживания, уровень квалификации кадров различного профиля и т. д.

Особое значение использования взаимовлияния социологии и теории социальной работы приобретает при решении проблем социальной защиты в здравоохранении. Например, в работе с больными используются данные о специфике их поведения в типичных ситуациях, сведения о социальном статусе, образе жизни, профессии, семье и т. д. Учитывается также комплекс возможностей медицинского учреждения, его профессионально-квалификационная, техническая и технологическая оснащенность. Все мероприятия в главном сводятся к информационному обеспечению тех задач, что стоят перед социальным работником: обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением; оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации; обеспечить связь работников медицинских учреждений с семьей и близкими больного; оказать поддержку родным и близким в ситуациях трагического исхода.

Социальная работа как система. Сферы, уровни, ресурсы.

Системный подход является таким направлением методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы. Как большая система социальная работа органически сочетает в себе три компонента: а) социальную работу как науку; б) социальную работу как учебный процесс; в) социальную работу как вид практической деятельности

Так, социальная работа как наука выступает системой по раду оснований. Во-первых, она, имея междисциплинарный характер, включает в себя знание общественных, естественных и технических наук, связанных с главным ее объектом — человеком как биопсихосоциальным существом. Во-вторых, такой системой эта наука стала (или становится в некоторых странах), поскольку обладает, как отмечалось выше, необходимыми признаками научных дисциплин. В-третьих, она может быть рассмотрена как система с учетом того, что ей присущи неотъемлемые элементы науки (закономерности, принципы, методы). В-четвертых, ей присущ системный характер в связи с тем, что она включает две органически взаимосвязанные составные части: теоретическую и прикладную (эмпирическую). Социальная работа как учебный процесс также может быть рассмотрена как система в известной мере по основаниям, изложенным выше. При этом различие между этими двумя подсистемами состоит в том, что социальная работа как наука призвана разрабатывать и теоретически систематизировать знания об этом виде деятельности, а как учебная дисциплина — давать целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологиях (методиках), ее организации, научить слушателей (студентов) методам этой работы.

В качестве системы может быть рассмотрена и социальная работа как специфический вид деятельности, включающий такие взаимосвязанные элементы, как субъект и объект, содержание и средства, управление, функции и цели.

Социальная работа — это система и с точки зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности, таких ее элементов, которые занимали разное место и играли разную роль в ее функционировании. В современном обществе профессиональная деятельность занимает доминирующие место в социальной работе, хотя и непрофессиональный компонент ее достаточно значим. Речь идет о деятельности различного рода общественных, благотворительных и прочих организаций, учреждений и предприятий, в которых преобладают непрофессиональные действия по оказанию помощи людям, о работе в социальных службах людей, не имеющих специального образования, оказывающих элементарную помощь клиентам, о таких направлениях в социальной работе, которые не требуют большой подготовки (организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; сопровождение в медицинские заведения; поддержание соответствующих гигиенических условий проживания престарелых, беспомощных клиентов, организация всевозможных социально-бытовых услуг и т. д.). Социальная работа (во всех ее аспектах) представляет собой и вид информационной системы, ибо в ней имеет место информация, без наличия которой невозможна реализация ее целей и задач.

 

Ресурсы социальной работы – это источники средств и возможностей,

к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удов-

летворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материаль-

ные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал

управленческих структур и т.д.

С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде все-

го, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы.

Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде.

Понятие «человек в ситуации социальной работы» восходит к ее пси-

ходинамической модели (Ф.Холлис, Г.Берлер и др.) и определяет состояние лю-

дей, нуждающихся при решении социальных проблем в помощи и поддержке

профессиональных социальных работников путем социальной диагностики и

терапии. В целях улучшения взаимодействия между людьми в данной модели

рассматривается также роль социального окружения объектов социальной ра-

боты и отношений в обществе

С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касать-

ся как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их

более эффективного использования. Оценивая ресурсы, социальный работник

принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональ-

ные возможности и возможности самих клиентов.

Классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду

оснований:

по отношению к субъектам и объектам социальной работы – это внут-

ренние и внешние ресурсы;

по форме реализации – это официальные и неофициальные ресурсы;

по возможности применения – это реально существующие и потенциаль-

ные ресурсы;

с точки зрения управления системой – это управляемые и неуправляемые

ресурсы;

по содержанию – это материальные, духовные, организационные и дру-

гие ресурсы.

 

Основания для определения уровней социальной работы могут быть различными.

В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях.

Содержание федерального уровня определяется, прежде всего, законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа должна быть представлена в ее широком понимании, что, естественно, накладывает отпечаток и на ее содержание в узком смысле слова.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер и социальная работа предстает в ее непосредственном узком понимании.

Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами.

Индивидуальный уровень -- это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы.

 

К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

 

 

58. Социальные нормы и санкции. Классификация, функции, виды санкций

Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Функции социальных норм:

интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

регулирование общего хода социализации;

контролирование девиантного поведения;

формирование моделей, эталонов поведения.

Социальные санкции – это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых – обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.


Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.


Функции социальных норм:
- регулируют процесс социализации;
- интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество;
- служат эталонами поведения;
- контролируют девиантное (отклоняющееся) поведение

 

Особенность религиозных санкций состоит в

том, что в них религиозный человек, воспринимая

волю Божию в виде правил поведения, видит в Боже-

стве установителя этих правил. Порядок этого уста-

новления состоит в том, что человек, признав (по тем

или другим признакам) некоторые из своих душевных

переживаний посланными от Бога, а то, что через них

познается, – состоявшимся откровением Божествен-

ным (уверовав), пытается придать воспринятому

форму мысли (учения) и выражает основанные на

писаниях и преданиях; в христианских исповеданиях,

на собраниях верующих (вселенские соборы) санкции

за несоблюдение либо соблюдение норм религиозного

характера в отношении тех, кто принадлежит к этому

исповеданию и приемлет учение. При этом, по уче-

нию большинства религиозных союзов, к исповеда-

нию могут принадлежать и такие люди, которые сами

непосредственно не имели откровения, но веруют,

приняв его от других людей, почитаемых за пророче-

ский дар и святость

 

 

Санкции морали отличаются от санкций по сле-

дующим основаниям. В установлении санкций мора-

ли человек является предоставленным себе и своей

совести. Такие санкции основываются на самостоя-

тельном и свободном убеждении, которые каждый из

нас должен выносить, обдумать и сформулировать.

Понятно, что такого убеждения никто ни у кого заим-

ствовать не может; даже внешним авторитетом санк-

ции морали не могут быть установлены, потому что

единственным авторитетом выступает голос совести,

живущий в глубине каждой души. Это значит, что

человек, слагая свои нравственные убеждения, вы-

страивая своѐ поведение, в соответствии с этими убе-

ждениями устанавливает санкции за соблюдение

норм морали. При определении содержания санкции

человек не может руководиться личной прихотью и

произволом, им ставится пред своею совестью вопрос

о том, что есть самое лучшее, совершенное и правед-

ное в личном поведении и в отношении человека к

человеку, и как это обеспечить.

 

Правовые санкции – в самом общем представле-

нии это последствия, в которых законодатель опреде-

ляет вид наказания или размер взыскания либо поощ-

рения в зависимости характера и степени тяжести

либо полезности совершѐнного деяния

Прежде всего правовые санкции устанавливают-

ся не внутренним авторитетом, а внешним: они осно-

вываются не на божественной воле и не на голосе

совести, а на предписании, которое создается извест-

ными людьми и связывает всех членов общества в

единое целое. правовая санкция распространяется на

всех, и даже несогласных с ней членов общества. Ка-

ждая правовая санкция, что бы она ни предписывала и

ни воспрещала, налагает особую связь и на тех людей,

которые установили еѐ своею властью

Подводя итог, обобщим отличие правовых санк-

ций от моральных. Они отличаются, во-первых, по

тому авторитету, который их устанавливает (в морали

– внутренний авторитет: голос совести; в праве –

внешний авторитет: другие люди, строго определен-

ные и особо уполномоченные); во-вторых, по тому

порядку, в котором правило устанавливается (в мора-

ли – самостоятельное восприятие и формулирование

голоса совести, данного каждому особо; в праве –

последовательное прохождение правила через все

строго установленные этапы рассмотрения, в котором

участвуют многие люди); в-третьих, по тому, кто по-

лучает предписание (в морали – добровольно при-

знавший требование совести; в праве – всякий член

общества, указанный в норме права, независимо от

его согласия и признания); в-четвертых, по тому по-

ведению, которое предписывается в норме (в морали

– внутреннее поведение, выражающееся и во внешних

поступках; в праве – внешнее поведение, которое мо-

жет, однако, привести и к рассмотрению душевного

состояния; и, наконец, в-пятых, по своему содержа-

нию санкции в морали – укор совести и чувство вины,

либо гордость за свой поступок; в праве – угроза или

применение неприятных либо поощрительных прину-

дительных мер

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...