Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, который исполнил сокровенное желание сердца Шри Чайтаньи Махапрабху, в этом мире, даст мне прибежище под сенью своих лотосных стоп?




Комментарий: Шрила Рупа Госвами утвердил (нирупитам) в этом мире раса-шастру преданного служения Господу (бхагавад-бхакти), ибо такова была воля Шри Чайтаньи Махапрабху. Когда же Шрила Рупа милостиво даст мне ниджа-чарана-никатам ―возможностьприблизиться к его лотосным стопам? По его милости я стремлюсь занять положение его личного последователя и ученика (ниджа-анучара) в трансцендентном преданном служении.

 

ТЕКСТ 3

акхила-расамрта-муртих

прасрмара-ручи-руддха-тарака-палих

калита-шйама-лалито

радха-прейан видхур джайати

 

акхила-расамрта-муртих ―сосуд всех наслаждений; прасрмара ―расширяющийся; ручи ―блеском Своего тела; руддха ―покоривший; тарака ―гопи по имени Тарака; палих ―гопи по имени Пали; калита ―увлекший; шйама ―гопи по имени Шьяма; лалито ―и гопи по имени Лалита; радха-прейан ― возлюбленный Шримати Радхарани; видхур ―Кришна; джайати ―слава Ему.

 

Да славится Шри Кришна, Верховная Божественная Личность! Силою Своей вечно нарастающей привлекательности Он покорил гопи Тараку и Пали и увлек умы Шьямы и Лалиты. Он ― возлюбленный Шримати Радхарани и источник бесконечного океаны расы.

 

Комментарий: Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

(«Назад к Богу», том 3, часть 17, 15 апреля 1960 года)

 

Господь Шри Кришна является Изначальной Верховной Личностью Бога. В Своем изначальном и вечном божественном облике Он привлекает все живые существа, формой, качествами и лилами. Веды называют Его расика-шекхаром и расо вай сах, как Того Кто является высшим наслаждающимся и источником всех вкусов взаимоотношений (рас) Раса ― это, с психологической точки зрения, чувственное восприятие. Однако материальное чувственное восприятие, представляет собой лишь искаженное отражение трансцендентной реальности. Действительность же достигается осознанием всеобъемлющей формы Всевышнего, т. е. всепривлекающего Шри Кришны. Само имя Шри Кришны указывает на Его качество абсолютной привлекательности, в основе которой лежат: красота, богатство, сила, влиятельность, знание и отрешенность. Совершенное воплощение всех этих достояний, соединенных вместе и проявленных во всей полноте, можно найти в видимой деятельности Господа, когда Он по Своей беспричинной милости является в этом мире. При этом Верховная Личность трансцендентна к деятельности ума, разума, чувств и воли обусловленного живого существа.

Вечный супруг Шримати Радхарани ― это Господь Кришна, полностью проявивший Себя как рассказчик Бхагавад-гиты. Он обладает несметным количеством лучей-экспансий, и каждая из них ― видху, т. е. устраняет все скорби преданного. Даже асуры, т. е. атеисты, враги Господа, облагодетельствованы Его беспричинной милостью, хотя внешне может показаться, что они приходят лишь затем, чтобы быть убитыми Господом. Асуры, павшие от руки Господа, достигают мукти, того самого освобождения, к которому стремятся философы-эмпирики и имперсоналисты. Таким образом, Бог привлекателен для всех: и для асуров, или непреданных, материалистичных существ, и для суров, или преданных. Его прославляют и суры, и асуры, это неоспоримый факт. На поле битвы Курукшетра Кришну прославляли и в лагере противников Арджуны, например, когда Бхишма обратился к Господу Шри Кришне как к родственнику Арджуны, прославленного воина. Те же, кто погиб на поле битвы Курукшетра, достигли высшей стадии освобождения, просто остановив свой взор на Господе в момент смерти.

Поскольку Он полон совершенств, поскольку Ему нет равных и поскольку Он ― Повелитель всех существ, Его восхваляют правители космического творения. Привлекательны даже Его украшения. Господь Шри Кришна всегда украшен множеством драгоценностей, подобранных с большим вкусом. Его серьги, Его корона, Его браслеты, Его ожерелья, Его пояс и другие украшения, усыпанные драгоценнейшими камнями, Его прелестное улыбающееся лицо, лоб, умащенный сандаловой пастой, Его желтые шелковые одежды ― все это вместе делает Кришну неотразимо привлекательной личностью. Вся Бхагавата-пурана представляет собой живое описание полноты Его очарования, а в начале ее особо указывается, что Господь Шри Кришна есть изначальная форма Господа и Божественная Личность как таковая, т. е. Он отличается от всех прочих полных проявлений и воплощений. Принимая во внимание все эти особенности Его трансцендентных личностных качеств, описанных в бого-вдохновенных ведических Писаниях, можно заключить, что Господь Шри Кришна действительно всепри-влекающее извечное олицетворение всех рас.

Являясь обладателем этих трансцендентных качеств, Он является управляющим Божеством основных рас, которые называются: шанта (духовное бездействие), дасйа (духовное прислуживание Господу), сакхйа (духовное братство с Господом) и ватсалйа (духовное родительство по отношению к Господу). В Своем трансцендентном облике, в отношениях с обитателями Враджабхуми, Он являет Собой воплощенное духовное блаженство. Это духовное блаженство описывается также в «Брахма-сутрах».

В других расах, второстепенных, но лично связанных с Ним, Его очень точно описывает Бхагаватам в той части, где рассказывается о празднике царя Камсы в Матхуре. Появившись на арене, Кришна предстал в следующих видах: мамалланам-асани (борцам Он показался ударом молнии), наранам-нарабара (обычные люди увидели в Нем совершенного человека), стринам-смара-муртинам (женщинам Он явился как олицетворенная любовь, или самый желанный представитель противоположного пола), гопнам-сваджана (пастухам ― как любимый родственник), асатам-китибхуджам-сашта (правители с преступным умом увидели в Нем блистательного царя), свапитро-шису (родителям Он явился в облике маленького ребенка), мритйу-бходжапате (царь Бходжи, Камса, узрел свою олицетворенную смерть), виража-авидусхам (для наименее разумных Он отождествился со всепроникающей вселенской душой), таттвам-парам-йогинам (мистики узрели в Нем Абсолютную Истину), вршнинам-парадева (вайшнавы или потомки Вришни увидели свое самое почитаемое Божество). Так, познаваемый всеми соответственно способности каждого познавать, Он вышел на арену царя Камсы, сопровождаемый Своим старшим братом, Баладевой.

В Писаниях перечислены двенадцать настроений рас. Вот они:

 

1) раудра (гнев);

2) адбхута (удивление);

3) шрингара (супружество);

4) хасйа (смех);

5) вира (героизм);

6) дайа (сострадание);

7) дасйа (служение);

8) сакхйа (братство);

9) бхайанака (страх);

10) вибхатса (отвращение);

11) шанта (нейтралитет);

12) ватсалйа (родительская).

 

Шрингара-раса и мадхурья-раса ― это одно и то же. Таковы двенадцать классических рас, и очевидно, что Господь Шри Кришна ― воплощение их всех. Он не только наслаждается мадхурья-расой или шрингара-расой со Шримати Радхарани, Он наслаждается также и вибхатса-расой ― когда убивает асуров, подобных Камсе и Джарасандхе. На самом деле в творении Господа нет никаких видов общения, кроме вышеперечисленных двенадцати классических рас. Деятельность живых существ порождена одной из этих двенадцати рас, находящихся либо в изначальной, либо в извращенной форме. Сами же по себе эти расы исходят из Трансцендентного. Не может быть никакого обмена расой, если эта раса не изошла из Всевышнего. Все сущее имеет своим источником Верховное Существо, что подтверждается первой сутрой «Веданты» (джанмадйасйа-йатах), и Шри Кришна, будучи изначальной формой Божества, является, следовательно, источником всех рас, описанных выше. И поскольку это так, то всякая раса, соприкасаясь с Ним, приобретает абсолютную природу. Коль скоро Господь есть Абсолютная Истина, всякая из вышеупомянутых рас обладает абсолютной природой, будучи связана со служением Ему.

Так как Господь наслаждается всеми расами, каждый общающийся с Ним является прямо или косвенно Его слугой, обменивающимся с Господом определенной расой. Следовательно, преданные, которые служат Богу напрямую в основных расах: шанте, дасйе, сакхйе, ватсалйе и мадхурйе ― это Его вечные слуги, слуги высшего порядка по отношению к тем, кто служит Господу в семи второстепенных расах, таких как роудра, адбхута, хасйа и т. д. Естественное положение живого существа ― это служить Богу и ничего более. Живое существо не может стать Абсолютным Господином ни на какой стадии своего развития ― ни на материальной, ни на духовной. На материальном уровне живое существо может попытаться обманом присвоить себе положение господина, но разочаровавшись в своих попытках, такой слуга рано или поздно пожелает прекратить свое существование, слившись с сиянием Господа. Это желание слиться с Господом не относится даже к шанта-расе, и, следовательно, семь второстепенных рас не духовны. Однако в пяти основных расах духовное единение с Богом можно осознать, потому что в абсолютном мире, несмотря на постоянный обмен основными расами между Богом и Его вечными спутниками и вечными слугами, качественного различия между Богом и Его слугой не существует. В абсолютном мире нет различия между Радхарани и Кришной или Яшодой и Кришной и т.д. Общающиеся с Богом ― как в абсолютном мире, так и в относительном ― по сути и качественно едины с Ним, но в количественном отношении между ними, т. е. между Богом и его слугами, есть разница. Господь ― это неиссякаемый, беспредельный источник всех рас, тогда как живые существа способны получать их только в меру своих возможностей. Другими словами, Господь есть Целое, а Его слуги ― всего лишь неотъемлемые частицы Целого. Эти частицы, обладают ограниченной способностью к наслаждению, потому они не могут быть названы наслаждающимися в полном смысле этого слова. Таких обменивающихся с Богом расами было бы правильнее назвать объектами наслаждения или слугами, разделяющими наслаждение Господина. Хотя взаимную расу Господь и Его слуга разделяют друг с другом, все же Господь ― это главный наслаждающийся, а Его слуги ― это объекты Его наслаждения. Истинное наслаждение живого существа следует понимать именно так, иначе оно может просто раствориться в Боге, нарушив свое конституциональное положение, которое оно получило от Всевышнего.

Это конституциональное положение неотъемлемых частиц, проявлено в Абсолютном Мире, второстепенные же расы проявляются в мире относительном. Поэтому, когда Господь желает наслаждаться второстепенной расой со Своими слугами, такой обмен по воле Господа переносится в относительный мир. Если такая второстепенная раса совпадает с желанием Верховной Личности, результат обмена этой расой совершенно тот же, что и при обмене основными расами. Поэтому вибхатса-раса, имевшая место между Господом и Камсой, так же приводит к освобождению Камсы, ведь Шри Кришна есть Абсолютная Истина.

Следовательно, живое существо - слуга, если оно вообще желает наслаждаться одной из вышеназванных рас, должно обмениваться ею со Шри Кришной, Который есть безбрежный океан или источник всех рас. Из этого источника каждый может извлечь любое количество определенной расы, просто обмениваясь ею с Кришной. «Гопала-тапани-упанишад» говорит совершенно определенно, что Шри Кришна ― это Высший источник всех рас, что подтверждается шрути и Ведами. Следовательно, чтобы извлечь определенную расу, человек должен медитировать на Шри Кришну в соответствии со своим настроением и под надлежащим руководством духовного учителя.

Кришна предстал перед Камсой как олицетворенная смерть, потому что Камса сам хотел убить Кришну, едва только Тот появился на свет. Подобно этому, гопи хотели иметь Кришну своим возлюбленным, и потому Он отвечал им, принимая облик самого очаровательного возлюбленного, олицетворения мадхурья-расы с трансцендентным любовником.

Вывод таков: Божественная Личность отвечает Своим слугам пропорционально качеству и количеству служения, которое выполняет каждый слуга. Никто не делает ничего, кроме этого обмена расами с Кришной, и потому каждый пожинает желаемый результат пропорционально качеству и количеству иллюзии, которой оскверняет его материальная энергия, тогда как в Абсолютном мире это служение трансцендентно, поскольку иллюзия там напоминает о себе лишь своим отсутствием. Высочайшие преданные Шри Кришны ― это гопи, и их служение описывается в Бхагаватам следующими словами: «Какие аскезы совершили гопи, чем заслужили они привилегию пить нектар красоты Господа, неизмеримой, как и все Его совершенства?»

Господь, обменивается высшим трансцендентным качеством расы с гопи, а из этих гопи главными являются Тарака, Пали, Шьяма и Шримати Радхарани. В Пуранах упоминаются имена таких гопи, как Гопали, Палика, Дханья, Вишакха, Дхаништха, Радха, Анурадха, Сомабха, Тарака и другие. А в «Дварака-махатмье» гопи Лалита, Шьямала, Шайбья, Падма, Бхадра и Вишакха названы главными среди девушек Браджабхуми. Имена гопи упоминаются также в «Сканда-пуране». Все эти гопи были привлечены прекрасным, чарующим обликом Шри Кришны. Господь не просто очаровал их, но и управлял ими в качестве любовника; их связывали чувства любящего и любимого. Эти духовные чувства чистых гопи никак нельзя сравнивать с обычным эротизмом материального мира. В этом взаимодействии высшего обмена расами главным действующим лицом является Шримати Радхарани. Она является, неотъемлемой частью и символом всех рас, которыми Радха и Кришна обмениваются весьма особым образом, неизвестным даже Кришне ― Оба Они в равной степени полны и совершенны. Это ― постоянное переполнение духовным блаженством, представляющее собой чистейшую форму игры энергии хладини и трансцендентной способности давать наслаждение, присущей Господу, но проявленной в Радхарани.

В Уттара-кханде «Падма-пураны» говорится, что обмен высшим трансцендентным вкусом проявлен на Радха-кунде, месте, где Господь Кришна и Радхарани являют всю полноту любви. Поэтому Радха-кунда так же дорога Господу Кришне, как Сама Шримати Радхарани. Превосходнейшей из цариц Двараки является Рукмини, во Вриндаване же превосходнейшая из гопи ― Шримати Радхарани. Высшее проявление рас проявлено в полной мере во Вриндаване, поэтому Вриндаван занимает наивысшее положение среди всех обителей Господа, таких как Дварака. Поэтому Шримати Радхарани более возвышенна, чем Рукмини. Она ― всепривлекательный двойник всепривлекательного Господа, и потому Она является высшим воплощением хладини-шакти Господа.

По Собственной воле Господь раздвоил Себя в Радху и Кришну, а затем соединил в привлекательнейшем облике Шри Чайтаньи Махапрабху. Это значит, что преданные по милости Господа Шри Чайтаньи Махапрабху ― могут постичь источник всех рас — Шри Кришну. Согласно Дживе Госвами имена Радхи и Кришны упоминаются в Риг-веде как «Радха-Мадхава». Люди со скудным запасом знаний и так называемые последователи Вед не отказывают себе в удовольствии поговорить о Радхе и Кришне, не обращаясь к авторитетным комментариям Госвами, возглавляемых Шри Рупой Госвами, за которым следует Шри Рагхунатха-дас Госвами. Поэтому Шри Нароттама-дас Тхакур советует тем, кто серьезно занят изучением расы, отдаться под покровительство милостивых Госвами, которые оставили всякое аристократическое общество и комфорт и добровольно приняли суровую долю нищенствующих монахов, чтобы пролить на падшие души вроде нас высший благословенный дар любовных отношений Радхи и Кришны.

Трансцендентную науку любовных отношений Радхи и Кришны нелегко понять мошенникам-материалистам и даже самым талантливым людям. Те, кто пытается познать отношения Радхи и Кришны с материальной точки зрения, будут ввергнуты в лоно забвения, если не окажут должного почтения книгам Госвами.

 

 

Глава первая

Шри Гуру Махима

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...