Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации




 

Статья 123.16. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации

В подпараграфе 7 § 6 комментируемой главы, состоящем только из комментируемой статьи, идет речь о такой некоммерческой корпоративной организации, как община коренных малочисленных народов России. До принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ (а именно им введен указанный параграф, а также положения, касающиеся данной организационно-правовой формы НКО) эта организационно-правовая форма НКО предусматривалась статьей 6.1 Закона 1996 г. о НКО. Указанная статья введена Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 300-ФЗ*(211), авторами проекта которого указывалось, что тем самым устраняется пробел в части определения правового статуса общин коренных малочисленных народов России. Как отмечалось там же, в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"*(212) общины малочисленных народов подлежат обязательной государственной регистрации, после чего она приобретает права юридического лица; однако, многие общины малочисленных народов не могут зарегистрироваться, так как органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, отказываются регистрировать общины малочисленных народов на том основании, что гражданским законодательством не предусмотрены такие организационно-правовые формы.

Пункт 1 комментируемой статьи, определяя понятие общин коренных малочисленных народов России как юридических лиц, указывает, что таковыми признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам России и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

В пункте 1 упомянутой выше статьи 6.1 Закона 1996 г. о НКО в рамках такого регулирования определялось, что общинами коренных малочисленных народов России признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам России и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Согласно понятийному аппарату, предусмотренному в ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации":

коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (обозначаются в названном Законе как "малочисленные народы") - это народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;

семейные (родовые) общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

территориально-соседские общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации*(213), а распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р - Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации*(214).

В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено право членов общины коренных малочисленных народов России на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации. В отношении порядка реализации данного права рассматриваемый пункт отсылает к закону. Такое же регулирование содержалось в п. 3 ст. 6.1 Закона 1996 г. о НКО: члены общины малочисленных народов имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации; порядок определения части имущества общины малочисленных народов или компенсации стоимости этой части устанавливается законодательством РФ об общинах малочисленных народов.

В приведенных положениях подразумевается отсылка к следующим положениям Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации":

в случае выхода из общины малочисленных народов члену общины и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины малочисленных народов (п. 1 ст. 11);

при ликвидации общины малочисленных народов ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей из имущества общины малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины малочисленных народов. Решение об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов публикуется ликвидационной комиссией в органах печати (п. 3 ст. 22).

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правила преобразования общины коренных малочисленных народов России. Так, установлено, что реорганизация в указанной форме осуществляется по решению членов общины коренных малочисленных народов России. При этом предусмотрена возможность преобразования только в ассоциацию (союз) или АНКО. Ни Закон 1996 г. о НКО, ни Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" специальные правила преобразования казачьего общества общины коренных малочисленных народов России не содержали. Во втором из названных Законов упоминалось лишь о других формах реорганизации - в пункте 2 его ст. 21 указывалось, что реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения и выделения общин.

В пункте 4 комментируемой статьи определены особенности применения к общинам коренных малочисленных народов России положений ГК о НКО: данные положения применяются постольку, поскольку иное не установлено законом. Исходя из п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ под законом при этом должны иметься в виду данный Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса. Однако, речь идет об иных федеральных законах, нежели ГК РФ, и прежде всего - о Федеральном законе "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", который в соответствии с его преамбулой устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Названный Закон (как и Закон 1996 г. о НКО) согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ впредь до приведения его в соответствие с положениями комментируемой главы в новой редакции применяется постольку, поскольку он не противоречит положениям комментируемой главы в новой редакции (см. введение).

До принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в п. 4 ст. 6.1 Закона 1996 г. о НКО устанавливалось, что особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления общинами малочисленных народов определяются законодательством РФ об общинах малочисленных народов. При этом также прежде всего подразумевался Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...