Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Офшоры – угроза суверенной экономике




Бурное развитие офшорной «экономики» (особо акцентируем внимание читателя на кавычках в слове «экономика», поскольку создание офшоров не имеет никакого отношения к нормальной экономике, удовлетворяющей естественные потребности человека) оказывает разрушающее воздействие на «материнскую экономику» не только потому, что подрывается ее производ­ственный потенциал. Одновременно происходит снижение эффективности управления «материнской экономикой» со стороны государства. В пределе наступает полная потеря управляемости «материнской экономикой».

В качестве примера можно привести Российскую Федерацию. Процесс создания офшоров российскими компаниями разных секторов, включая банковский, начался сразу же после образования РФ. Цели этого различны: уход от налогов; обход различных запретов и ограничений на вывоз капита­ла (в 1990­е годы такие запреты и ограничения еще существовали); выстра­ивание такой системы управления бизнесом, которая позволяла скрывать истинных хозяев компаний.

В начале 2010 года председатель Комитета по экономической полити­ке и предпринимательству Государственной думы РФ Е. А. Федоров обна­родовал некоторые цифры и факты, относящиеся к офшорной деятельности российского бизнеса. По его данным, 95% компаний российской экономики (промышленности, банковского сектора, других секторов) находились в соб­ственности офшорных структур. Контролирующие и надзорные органы РФ не имеют четкого представления, какая часть офшорных структур, контро­лирующих российские компании и банки, находится в руках иностранцев, а какая – в руках граждан Российской Федерации. Впрочем, до конца эту кар­тину нельзя прояснить хотя бы по той простой причине, что многие гражда­не Российской Федерации имеют двойное и даже тройное гражданство (т.е. само понятие «резидент» и «нерезидент» сегодня достаточно размыто). Даже если офшорная фирма принадлежит 100­процентному гражданину Россий­ской Федерации, это, по мнению депутата Е. А. Федорова, не означает, что российская компания, принадлежащая через офшорную структуру такому гражданину, может управляться государством Российская Федерация1.

Фактически возникает ситуация, когда российская компания оказыва­ется как в российской юрисдикции, так и в юрисдикции офшорного госу­дарства. Поскольку многие российские олигархи и предприниматели более «мелкого калибра» получали в 1990­е годы активы в результате приватиза­ции с большими нарушениями российского законодательства, то эти оли­гархи и предприниматели решили «подстраховаться» от рисков возникно­вения претензий к ним со стороны российского государства. Для этого они и выстроили офшорную структуру управления бизнесом, уйдя под «флаг» других юрисдикций и рассчитывая в случае возникновения претензий най­ти защиту в иностранных судах.

Яркий пример того, к чему приводит офшорная структура управления компаниями, – история с российской нефтяной компанией «ЮКОС», которой в 2003–2004 гг. были предъявлены серьезные претензии со стороны государ­ства в связи с неуплатой больших сумм налогов. Расследование государства показало, что компания имела многоуровневую систему управления, которая замыкалась на офшорную структуру, в которой ключевую роль играл Яков

195% к ш фш ью К экк к ь Г РФ Е А Ф к Ф

: http:efedorovrunode904

Ротшильд, резидентом Российской Федерации, естественно, не являющийся. Как известно, компания «ЮКОС» была расформирована, а ее активы прода­ны различным компаниям (прежде всего «Роснефти») для возмещения убыт­ков государства по неуплаченным налогам. Однако на истории с «ЮКОСом» рано ставить точку. Иностранные инвесторы, которые участвовали в капита­ле офшорных структур, управлявших активами «ЮКОСа» в Российской Фе­дерации, стали подавать судебные иски в иностранные суды с требованием возместить ущерб, вызванный продажей активов нефтяной компании. В 2010 году группа таких инвесторов­нерезидентов подала иск в Страсбургский суд на сумму 98 млрд долл.

Очевидно, что пребывание компаний, реально функционирующих на территории Российской Федерации, под двойной юрисдикций (российской и офшорной) резко снижает эффективность управления такими компания­ми со стороны российского государства. Уже сегодня видно невооружен­ным глазом, что министерства и ведомства Российской Федерации почти не управляют хозяйством страны, а лишь делают вид, что управляют. Одна из главных причин неуправляемости российской «экономики» – ее офшор­ный характер1.

Впрочем, проблема снижения эффективности управления «экономи­кой» со стороны национального государства в связи с усилением офшор­ного характера «экономики» – проблема глобальная. Она актуальна и для США. Особенно рельефно эта проблема высветилась в конце текущего деся­тилетия: начался мировой экономический кризис, возникла необходимость более активного вмешательства государства в разные сферы националь­ной «экономики», а результаты такого вмешательства оказались более чем скромными. Именно поэтому, например, новый президент США Б. Обама с самого начала своего нахождения на высоком посту озаботился проблемой офшоров и фактически объявил им войну2. 1 В, ь (к) Сщ щ ш ь С эффкь ш к экк, ш ю, ш, П ш экк х (США), ьх к бк, х эккх фх В к ш к экк щк, х кх к щ О ш к экк щ б ь 2 В кь ь Ак ьх х щк, к фш ьх ь ьх х щк США б ь к кк к к кх к бк, шх фш б Пь бьб фш США бъь: щ х, бьб х ф, х фь бю П к ь ьк фкь

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...