Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь темперамента и других свойств личности




Темперамент и отношения. Картина поведения человека в рамках темперамента может определяться отношениями человека, которые временно маскируют или видоизменяют естественные, или, точнее, характерные, для данного темперамента проявления.

При положительном отношении к делу ускоряются темп и ритм работы, человек трудится с большей энергией, долго не утомляется. И наоборот, при отрицательном отношении наблюдается замедленный темп работы, быстро наступает ощущение утомления, тонус деятельности падает. Особенно ярко обнаруживается зависимость динамики и тонуса эмоциональной жизни от отношений личности к различным событиям жизни.

При анализе поведения человека необходимо учитывать не только временные состояния, но и устойчивые отношения, характер личности в целом. Только при прочих равных условиях можно оценить силу или слабость, уравновешенность или подвижность сравниваемых людей.

Темперамент и культура поведения. Проявление темперамента зависит от общей культуры человека.

Культура состоит в том, что человек строит свое поведение в соответствии с принятой в обществе моралью. Личность должна считаться с другими людьми, их состоянием, бережно относиться к окружающим, всемерно избегать таких воздействий, которые могут травмировать их. Для этого нужно быть сдержанным.

Возбужденный холерик берет себя в руки и не позволяет грубых выпадов против окружающих. Он отвлекает свое внимание на другой объект или удаляется из раздражающей ситуации. Меланхолик может заставить себя не поддаваться ни страху, ни панике.

Культура поведения определяется не только знанием морали, принципов и норм поведения, но и моральной воспитанностью в целом, в частности наличием устойчивых привычек и манер поведения. Люди могут быть разных темпераментов, но высокая культура определяет ровность их поведения и деликатность, достоинство их личности. Кроме моральных качеств, огромное значение в регуляции поведения, в частности темперамента, имеет воля.

Темперамент и воля. Волевая активность, формирующаяся на основе того или другого темперамента, отражает его особенности. Так, на основе флегматического темперамента, скорее, может сформироваться методическая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического – эмоционально-порывистая воля. С другой стороны, образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют овладеть свойствами темперамента и регулировать его проявление в процессе деятельности.

Твердая воля позволяет человеку сдерживать и даже «снимать» импульсивность, овладевать своими эмоциями

Память. Свойства памяти

В общем виде память — это система средств запоминания и воспроизведения хранящейся у человека информации. Средства запоминания - это мнемические способности, орудия реализации мнемических процессов.

 

В основе мнемических способностей лежат природные механизмы запечатления информации. Их называют функциональными механизмами. В процессе созревания мозга и социализации личности природные способности надстраиваются культурными механизмами, которые называются операционными.

 

В процессе реализации любой профессиональной деятельности соучаствуют разные механизмы: и природные, и культурные. Разная мера представленности в процессах познания тех или иных механизмов определяет участие различных видов памяти в процессе реализации деятельности.

 

 

В кратковременной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств, но в таком виде она хранится недолго: всего несколько секунд.

 

Хорошая кратковременная память повышает эффективность любой деятельности. Особо следует отметить врачебное дело, работу спасателей, пожарных, милиционеров. Совершенно очевидно, что в ходе хирургической операции второстепенных деталей не бывает. Хирург обязан мгновенно охватить все признаки ситуации и учесть их (т.е. запомнить) в дальнейших действиях.

 

Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия, длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Простейший пример оперативной памяти - сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования.

 

Долговременная память хранит информацию впрок для предстоящей деятельности. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая обработка. Информация приобретает форму, в которой она может быть успешно присвоена субъектом деятельности.

 

Кратковременная память преимущественно связана с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационной ценности. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия. Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности.

 

Субъект деятельности получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Соотношение перечисленных видов памяти в реальной жизни зависит от характера деятельности и от индивидуальных особенностей работника, который будет опираться на наиболее развитый вид памяти.

 

Кроме того, в зависимости от характера запоминаемой информации можно выделить: память на слова (словесная, или вербальная, память), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), а также память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.

 

Результативную сторону памяти характеризуют процессы запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения, а также такие показатели, как:

- производительность: количество запомненного и воспроизведенного материала (объем памяти); скорость запоминания и воспроизведения;

- качество памяти: точность запоминания и воспроизведения;

- надежность: прочность, вероятность быстрого и точного запоминания и воспроизведения.

 

Эффективность памяти, т.е. выраженность указанных показателей, предопределяют следующие факторы.

 

Характер запоминаемого материала:

- объем;

- структурированность;

- новизна и привычность;

- однородность и неоднородность.

 

Если число запоминаемых элементов превышает объем восприятия (7±2 единицы), то число проб, необходимых для научения, резко возрастает. Из этого следует, что количество материала, с которым работает субъект, не должно превышать верхней границы - 9 единиц. В противном случает резко возрастает количество ошибочных действий работника. Если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные. Кроме того, любое новое слово (новая информация), появившееся среди привычной информации, запоминается быстрее, точнее и надежнее. Тот же самый эффект распространяется и на привычную информацию, если она окружена непонятным материалом.

 

Связи запоминаемого материала с мотивами, личностными смыслами, эмоциями, Я-концепцией субъекта деятельности, а также с возрастными, половыми, профессиональными и этнопсихологическими особенностями человека. Информация, затрагивающая актуальное состояние мотивационной сферы личности, имеющая личностный смысл, запоминается полнее и надежнее.

 

Характер взаимодействия субъекта деятельности с материалом. Чем значительнее степень взаимодействия человека с той или иной информацией, тем выше вероятность точного и полного запоминания и воспроизведения ее. Экспериментально показано, что профессионал помнит не только результаты деятельности, но и этапы, особенности, нюансы того или иного процесса. Эта закономерность распространяется практически на любые виды деятельности.

 

Уровень развития природных и культурных (функциональных, операционных и регулирующих) механизмов памяти. Чем выше уровень развития функциональных, операционных и регулирующих механизмов памяти, тем значительнее вероятность успешного запоминания и воспроизведения любого материала (большого объема, незнакомого, плохо структурированного, неинтересного и непонятного). Профессиональная память отличается тем, что субъект деятельности способен проявить максимальную активность в отношении профессионально-важной информации. В этом случае работник сознательно управляет процессами организации индивидуального опыта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...