Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и метод экономической теории.

Предметом экономической

теории является анализ ры­ночного хозяйства. Однако это слишком общее

определе­ние. Уточнить его можно, обратив внимание на понятие редкости

(ограниченности ресурсов) и проблему выбора, который должны осуществлять люди,

сталкиваясь с отме­ченной выше ограниченностью ресурсов. Экономическая теория

изуча­ет экономическое поведение людей. Экономика — это наука, которая изучает

поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными

средствами, допускающими аль­тернативное использование а также Минимизация

за­трат и максимизация выгоды. Наиболее характерными функциями экономической

те­ории являются: познавательная функция; методологиче­ская функция;

практическая функция, целью которой яв­ляется формулировка экономических

проблем и путей их решения как теоретической основы экономической по­литики.

Функция — это переменные величины, зави­сящие от других переменных величин.

Экономическая теория использует широкий спектр ме­тодов научного познания.

Важнейшим из них является метод научной абстракции. Он состоит в очищении

иссле­дования объекта от случайного, временного и определении постоянных,

типичных, характерных черт. С помощью метода абстракции формулируются научные

категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся

экономические модели.


2. Экономические категории, экономические законы. Функции экономической теории.

Используя свой спектр методов научного познания, эконо­мическая наука постепенно раскрывает экономические основы существования человеческого общества, формулируя при этом определенные экономические понятия, отражающие реальную экономическую действительность. Такими понятиями являются экономические законы и категории.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни, четко прослеживается закономерность развития. В эко­номической жизни общества можно отметить явления, связан­ные между собой. Экономическая теория изучает эти взаимо­связи и взаимозависимости, рассматривает, насколько они ус­тойчивы и как часто повторяются. Устойчивые и многократно повторяющиеся явления называют законами. Общественная экономическая жизнь развивается под воздействием экономических законов. Экономические законы — наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные причин­но-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений. Каждый закон отражает определенное явление в хозяйственной жизни общества.

В своей совокупности экономические законы образуют сис­тему экономических законов развития общества, формируют за­кономерности развития общества. Различают специфические, общие и особенные экономические законы. Специфические эко­номические законы действуют в пределах исторически определен­ных форм хозяйствования. При ликвидации данной формы хо­зяйствования ее законы прекращают свое существование. На­пример, Октябрьская революция 1917 г. положила начало становлению административно-командной экономики и прекра­тила действие специфических законов рыночного хозяйства. Об­щие экономические законы свойственны всем формам хозяйство­вания, связывают их в единый исторический процесс поступа­тельного развития. Эти экономические законы не прекращают своего существования при смене форм хозяйствования. Приме­ром может служить закон возвышения потребностей, т. е. посто­янный рост и умножение потребностей как одного человека, так и всего человеческого общества. Особенные экономические законы свойственны тем формам хозяйствования, в которых сохраняют­ся условия для их реализации. Экономические законы носят объективный характер, т. е. не зависят от воли человека и не изобретаются им. Экономические законы действуют всегда, их нельзя ни остановить, ни запретить. Человеческому обществу остается только изучать эти законы и их действие и принимать соответствующие хозяйственные решения. Общая экономиче­ская теория, как и любая другая наука, развивается через откры­тие, познание и использование своих законов.

Общая экономическая теория кроме экономических законов изучает экономические категории.Экономическая категория — логическое понятие, представляющее теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества. Экономиче­ская категория — абстрактное понятие о каком-то явлении или предмете, это наиболее общие и существенные стороны экономи­ческой жизни общества — спрос, предложение, производство, цена, полезность, издержки, прибыль и многие другие.


3. Ограниченность ресурсов и выбор.

Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, непрерывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах. Первая аксиома – потребности общества и людей безграничны, полностью неутолимы.Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Отмеченное противоречие необходимо разрешить экономической науке.

Потребность – это то в чем человек нуждается, что ему необходимо. Потребности очень многообразны, например Альфред Маршал выделяет следующие виды потребностей:

· абсолютные и относительные;

· высшие и низшие;

· неотложные и могущие быть отложенными;

· прямые и косвенные;

· настоящие и будущие.

В современной экономической литературе чаще всего используется деление потребностей на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека, и вторичные, к которым относятся все остальные.

Известный американский социолог А. Маслоу все потребности классифицировал в так называемой пирамиде

земля – все природные ресурсы;

· капитал – все производственные ресурсы (здания, станки, машины, оборудование и т. п.)

· предпринимательские способности – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Если бы ресурсы не были ограничены, не было бы необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределением между различными целями, не было бы нужды экономить ресурсы, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. И нам ничего не стоило бы восполнить в жизнь лозунг: «Каждому - по потребностям».

Ближайшим следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование. Это не конкуренция между отдельными людьми. Это конкуренция между альтернативными целями использования ресурсов.

Ведь почти все ресурсы могут использоваться для удовлетворения самых разнообразных нужд. Например, нефть служит сырьем для получения топлива, в результате ее вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей и т.д. Но и это не все, валютная выручка от экспорта нефти может быть использована для закупки продовольствия и т.п.

И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы и сокращающегося объема добываемой в стране сырой нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что стремительно скажется на объеме сельскохозяйственной продукции. Но быть может, выручка от ее экспорта позволит импортировать продовольствие в объеме, перекрывающем потери от снижения урожая или, закупив нефтяное оборудование, на следующий год увеличить добычу нефти и, значит поставки топлива сельскому хозяйству.

Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов. Методы решения этой задачи (как выбрать, чтобы поступить наиболее рациональным образом) и составляют предмет экономической науки.

Экономическая эффективность хозяйственной системы – это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется Парето – эффективностью.

 


4. Типы экономических систем. Механизмы координации в различных экономических системах.

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В результате выделяются 4 типа экономических систем:

1. традиционная экономика;

2. административно-командная экономика;

3.рыночная экономика;

4.смешанная экономика.

Традиционная экономика – замкнутая система натурального хозяйства, характеризующаяся ручным трудом, рутинными технологиями, многоукладностью в экономике, низким уровнем развития производительных сил, активной ролью государства в экономике и т. д.

Административно-командная экономика– экономика с господствующей государственной собственностью, государственным монополизмом, где товарно-денежные отношения носят формальный характер, движение ресурсов осуществляется административным центром, жесткий централизм всей экономики.

Рыночная экономика – экономика с преобладанием частной собственности, ограниченностью вмешательства государства в хозяйственные процессы и рыночный механизм координации.

Смешанная экономика– имеет несколько линий формообразования, то есть сочетание частного и государственного секторов, сочетание рынка и государственного регулирования, сочетание капитализма и социализации жизни. Кроме того, в смешанной экономике существуют разнообразные элементы, например: акционерное общество, социальное партнерство, контрактные отношения и т. д.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный (стихийный) и иерархический (централизованный).

В стихийных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывают хозяйствующим субъектам, в каком направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой экономической системе производитель должен осуществлять расчет своих затрат и полученных выгод. Но рассчитать соотношение выгод и затрат можно только с помощью механизма цен. Этот механизм и координирует экономический выбор людей. Такой механизм или порядок называется спонтанным (самопроизвольным). Спонтанный порядок возник естественным путем в ходе развития человеческой цивилизации. Рынок – это и есть спонтанной порядок.


5. Спрос и закон спроса. Неценовые факторы спроса.

Понятия спроса и

предложения. На конкурентном рынке товаров н услуг именно покупатель

определяет, что производить. На рынке это делается не с помощью обычаев,

инстинктов, приказов, а через систему цен. Каким же образом это происходит?

Объяснить это поможет механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке

товаров и услуг, оказывающий самое непосредственное влияние на форми­рование

цен на товары. СПРОС - это желание и возможность приобретения

товара людьми. Необходимо различать понятия спроса и потребности человека.

Потребность - это желание человека иметь какой-либо товар. Потребность

ограничена размерами дохода, который человек может потратить на приобретение

продукции. ВЕЛИЧИНА СПРОСА - количество товара. которое

массовый покупатель желал бы купить при определенной цене данного товара. Чем

выше цена товара, тем меньше его покупают и наоборот, чем ниже его рыночная

цена. тем больше его будет куплено при прочих равных условиях. КРИВАЯ

СПРОСА показывает взаимо-связь между ценой Р н количеством покупаемого

товара Q н описывает рыночное поведение покупателей. Заметим. что количество и

цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает. количество

возрастает. Изменение цены на определенный товар будет приводить к изменению

величины спроса. ЗАКОН ПОСТЕПЕННОГО УБЫВАНИЯ СПРОСА: Если цена

какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее

количество этого товара. Почти все товары подвержены действию этого закона.

Спрос может меняться н под воздействием неценовых факторов,

таких как: доходы покупателей; ожидания изменения цен на товары; ожидания

изменения количества продаваемых товаров; ожидания изменения доходов

покупателей; вкусы и предпочтения; цены на сопряженные товары (

взаимозаменяемые и взаимо­дополняемые). Различают изменение величины спроса -

движение вдоль кривой под воздействием изменения цены и изменение самого

спроса - сдвиг кривой под воздействием неценовых факторов. Изменение спроса

изображается параллельным сдвигом кривой вправо или влево. В теории спроса и

предложения выделяют товары-субституты и комп­лементарные товары. Первые - это

товары-заменители, удовлетворяющие ту же самую потребность, увеличение спроса

на одни из них сопровождается па­дением спроса на другие (масло - маргарин).

Комплементарные - это взаимо­связанные товары, спрос на которые изменяется

синхронно (фотоаппарат­-фотопленка. автомобиль-бензин).

 


6. Предложение и закон предложения. Неценовые факторы предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

- это то количество товаров н услуг, которое производится и продается на рынке.

Производитель должен хотеть произвести данный товар, а продавец хотеть его

продать. Рыночное предложение в конечном итоге определяется желанием н

способностью продавцов предоставлять товары для продажи на рынке.

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это то количество товара, которое будет

предложено для продажи приданной цене в данный период времени. КРИВАЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ показывает отношение между рыночными ценами и тем

количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и

описывает рыночное поведение продавцов. В отличие от кривой спроса кривая

предложения обычно поднимается вправо вверх, поскольку повышение цены влечет за

собой возрастание предложения. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ гласит, что

производители сочтут выгодным напра­вить большее количество ресурсов на

производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на него.

чем при более низком. Различают изменение величины предложения (движение вдоль

кривой под воздействием изменения цены и изменение самого предложения(сдвиг

кривой под воздействием неценовых факторов) ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА

ПРЕДЛОЖЕНИЕ: цены на ресурсы (все. используемые в производстве, включая

труд. капитал, сырье н т.п.); налоги и дотации со стороны государства;

появление новых технологий; изменение цен на другие товары; количество

производителей или про­давцов; ожидания изменений на рынке. Ужесточение налогов

обычно ведет к сокращению предложения. Появление новых ресурсосберегающих

технологий ведет к снижению издержек и способствует увеличению предложения.

Изменение цен на факторы произ­водства ведет к тому. что у производителя

появляется желание производить что-либо другое. Так. повышение цен на лен ведет

к переходу производите­лей тканей на хлопок.


7. Эластичность спроса по цене и доходу.

Производители сельскохозяйственной продукции в США столкнулись с

таким парадоксом: в урожайные годы выручка фермеров была меньше, чем в

неурожайные. Мы с Вами тоже сталкивались с загадочными явлениями: страна

увеличива­ет транзитный налог за проезд по ее территории. но сумма собираемых

налогов сокращается. Для объяснения этого факта экономисты ввели такое понятие

как эластичность. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - это степень чуткости

потребителей к изменению цены продукции. Согласно закону спроса, потребители

при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако

степень реакции может значительно различаться в зависимости от продукта. В

связи с этим различают несколько видов эластичности. Наиболее распространенной

харак­теристикой кривой спроса является ее ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПО ЦЕНЕ,

т.е. отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному

процент­ному изменению его цены при прочих равных условиях. Рассчитанная

эластичность спроса по цене называется точечной, т.к. за точ­ку отсчета

принимается конкретная координата кривой спроса. Ценовая эластичность спроса

всегда имеет отрицательное значение, что объясня­ется законом спроса.

Рассчитывают также дуговую эластичность спроса по цене. когда в качестве

значении цен и количества продукции берется средне­арифметическое значение

исследуемого интервала. Для измерения эластичности существует специальный

показатель - коэффициент эластичности: Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение. что объясняется

Законом спроса и нисходящим характером кривой спроса. При анализе используется

абсолютная величина коэффициента эластичности, т.к. с математической точки

зрения нельзя же утверждать. что - 3 больше, чем - 1. хотя при сравне­нии

эластичности различных товаров именно такой вывод мы должны сде­лать. Различают

следующие характеристики ценовой эластичности: - эластичный спрос. -

неэластичный спрос. - единичная эластичность. ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС -

когда небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в

количестве покупаемой продукции (Е > 1). Это приводит к тому. что снижение

цены приводит к такому увеличению продажи продукции, в результате которого

возрастает общая выручка. Заметим, что выручка равна произведению объема

проданной продукции 0 на цену продажи Р. т. е. равна площади. заштрихованной на

рисунке. К товарам эластичного спроса относятся: а) предметы роскоши

(драгоценности, де­ликатесы. меха и т.п.). 61вещи. приобретение которых

существен­но ощутимо для семейного бюджета (авто­мобили. холодильники,

телевизоры). в) легко заменяемые товары (фрукты. ово­щи. и пр.1)

НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС наблюдается. когда существенное изменение в цене

ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок (Е<1). В результате

снижения цен происходит столь незначительный рост покупок, что общая выручка

падает. К товарам неэластичного спроса от­носятся: 1) Предметы первой

необходимости (инсу­лин. квартплата); 2) Вещи. приобретение которых мало

ощутимо для семейного бюджета; 3) Труднозаменимые товары (электро -­лампочки.

соль). ЕДИНИЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ заключа­ется в том. что

пропорционально измене­нию цен изменяется и количество покупок (Е = 1). Это

происходит, когда снижение цены в точности компенсируется соответ­ствующим

ростом объема покупок, так. что общая выручка остается совершенно неизменной.

 


8. Эластичность предложения.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ оценивает степень

чувствительности производителей к изменениям цен на товары. Важнейшими

факторами, влияющими на эластичность предложения. являются: 1.

Количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, чтобы отреагировать

на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее отрезок времени, тем

эластичнее предложение. В связи с этим различают три временных периода: -

кратчайший рыночный период, краткосрочный период, долгосрочный период.

КРАТЧАЙШИЙ ПЕРИОД настолько мал, что про­изводители товаров не успевают

отреагировать на изменение цен и изменение спроса на товар. Возросший спрос не

увеличивает предложение. Так. фермер на сельскохозяйственном рынке не может

предложить больше помидор, чем вырас­тил. несмотря на то. что спрос и цены

высоки. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД предполагает, что производственные

мощности отдельных произ­водителен и всей отрасли остаются неизменны­ми. однако

предприятия имеют достаточно вре­мени, чтобы использовать свои мощности более

или менее интенсивно. Рост спроса будет вызы­вать рост предложения. Наш фермер

использо­вал более интенсивные технологии и этим немно­го увеличил урожай.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД достаточно продолжителен, чтобы фирмы успели принять

меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации

вплоть до входа или выхода из отрасли. При росте цен изменение предложения

будет достаточно большим. Примерный фермер расширил площади под посадку помидор

и докупил оборудование. 2. Мобильность факторов производства.

Чем мобильнее факторы производства, тем эластичнее предложение, т.е. тем легче

необходимые факторы производства могут быть привлечены из других сфер.

3. Способность товара к длительному хранению и стоимость его хра­нения.

Чем дольше может храниться товар, тем выше эластичность у него. Чем меньше

может храниться товар, тем выше издержки на его хранение, и. следовательно,

стоит быстрее реализовать его. 4. Возможность быстро вносить

изменения в производственный процесс. В случае, если особенности

производственного процесса позволяют быстро расширить производство в случае

роста цен на производимую продукцию. или сократить его в случае снижения цен.

либо переключиться на выпуск дру­гой продукции, предложение данного товара

будет достаточно эластичным. Сравните выпечку хлебобулочных изделий и

производство станков с точки зрения возможности переналадки производства.

 


9. Равновесная цена и равновесный объем. Дефицит и излишек.

Слово равновесие означает ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Кривые спроса и предложения показывают желания покупателей купить, продавцов – продать определенное количество товара по заданной цене. Однако товары и услуги продаются не по ценам спроса и предложения, а ценам рыночного равновесия. При равновесной цене количество товара, которое покупатели желают и имеют возможность приобрести, в точности соответствует количеству, которое продавцы желают и имеют возможность продать. Если наложить друг на друга кривые спроса и предложения одного и того же товара – они пересекутся точке, обозначающейся буквой Е (Equilibrium), где объем спроса равен объему предложения, а цена спроса равна цене предложения. Такое равенство цен экономисты называют равновесной ценой, а равенство объемов спроса и предложения – равновесным объемом. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят произвести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить. Смысл рыночного равновесия состоит в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся его нарушить. В точке равновесия их интересы совпадают.

Люди не всегда считают, что рыночные (равновесные) цены оптимальны, поэтому иногда государство, преследуя те или иные социальные цены, идет на установление максимальных или минимальных цен, по которым производителям надлежит продавать свою продукцию.

Установление рыночных цен выше равновесных ведет к образованию излишка товара: установленная цена не позволяет поставщикам продать все, что они хотели. Эта ситуация называется избыточным предложением. В случае установления цен ниже равновесных, спрос на товар превышает предложение и складывается ситуация дефицита: покупатели не могут купить то количество товара, которое они желали бы по текущей цене.

 


10. Чистая конкуренция. Максимизация прибыли при чистой конкуренции.

Максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Для того, чтобы определить оптимальный объём производства фирма должна сравнить предельный доход и предельные издержки

Условие максимизации прибыли конкурентной фирмы:

Фирма может максимизировать прибыль, если цена, установившаяся на рынке, превышает её минимально возможные средние совокупные издержки АТС.

Максимизация прибыли совершенно -конкурентной фирмы

Если цена на продукцию снизилась, то фирма будет нести убытки. Для минимизации убытков фирма должна определить объём выпуска.

Если цена меньше минимально возможных средних совокупных издержек ATC, но выше средних переменных издержек AVC, то фирма несёт убытки. В краткосрочном периоде фирма будет продолжать производить до тех пор, пока цена обеспечивает покрытие переменных издержек и частично возмещает постоянные издержки. Поэтому фирма должна определить объём выпуска на уровне, при котором MC=MR, т.к. в этом случае фирма минимизирует свои убытки. В данном случае величина убытков будет равна площади прямоугольника ABCD. Рассмотрим график данной ситуации:

Для того чтобы построить кривую предложения отрасли, необходимо суммировать предложения каждой фирмы при заданном уровне цен.


11. Чистая монополия. Простая монополия и монополия с ценовой дискриминацией.


Монополия – соглашение нескольких крупных собственников, которое осуществляется с определенными целями: получение максимальной прибыли и завоевание твердых позиций в конкурентной борьбе. Чистая монополия – одна фирма-производитель в отрасли или целая отрасль.

Характерные черты:

· Единственный продавец – фирма и отрасль – синонимы

· Нет близких заменителей товаров, продукт монополии является уникальным, для покупателя не существует никаких альтернатив, монополисту не нужна реклама, которая стимулирует сбыт продукции

· Монополист диктует, контролирует цены, а также устанавливает общий объем производства продукции

· Монополист не имеет прямых конкурентов, т. к. существуют барьеры для вступления в отрасль.

К чистой монополии относится естественная монополия (телефон, телеграф, электроэнергия). Естественная монополия, как правило, имеет низкие издержки производства, поэтому в условиях равенства предельного дохода и предельных издержек выгодно увеличивать производство и завышать цены. Это пагубно сказывается на населении, поэтому вмешивается государство: оно начинает регулировать цены и это приводит к госрегулируемой монополии. Цены регулируются:

ü через патенты, которые защищают изобретателя и обеспечивают монопольным положением на определенный срок.

ü через лицензии, которые дают право на начало экономической деятельности – это юридическое разрешение. Выдача лицензии ограничивает вступление в отрасль. Лицензия защищает интересы частных собственников.

ü через снижение себестоимости продукции.

Причины возникновения монополистических объединений:

- на смену свободной конкуренции приходит монополия

- экономические кризисы

- войны

- появление новых форм хозяйствования.

Монополист может сам не только определять объем производства, но и назначать цену. Значит, на монополизированном рынке цена превышает предельный доход. При этом монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства, но он не может повысить цену без понижения объема производства и понизить цену без повышения объема производства. Максимизирующий свою прибыль монополист будет следовать принципу: наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Однако, если на конкурентном рынке равновесие достигается когда цена равна предельным издержкам, то в условиях монополии монопольная цена превышает предельные издержки, и назначая цену то выше, то ниже монопольной монополист может регулировать объем продаж ради получения большей совокупной прибыли. Таким образом, рынок в условиях монополии является равновесным: монополия находит для себя комбинацию цены и объема производства, дающую ей максимальную прибыль, и покупатели приобретают необходимое им при данной цене количество товара.

Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т. е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...