Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная сеть и иерархия центральных банков




В главе 16 мы уже вели разговор о центральных банках как генеральных штабах ростовщиков. Сегодня в большинстве стран мира уже имеются цен­тральные банки. Основная масса этих институтов появилась лишь в XX веке, хотя в промышленно развитых странах они были созданы раньше – преиму­щественно в XIX веке.

В 1900 году в мире насчитывалось 18 центральных банков. В начале XX века центральные банки кроме Европы были лишь в Японии и Индоне­зии. К 1959 году количество таких банков достигло 59, а в 1990 г. – 161. В на­чале XXI века в мире насчитывалось около 200 центральных банков1.

Между центральными банками отдельных стран существуют видимые и невидимые связи, образующие международную сеть центральных банков. Но это не «плоская», или «горизонтальная», сеть. Отношения между цен­тральными банками имеют также «вертикальное» измерение. Сегодня в мире сложилась своеобразная иерархия центральных банков.

На верхнем уровне этой иерархической пирамиды находится ФРС США.

1 С Р М Дк к: кк Уб б М: Эк ъ, 2005 С 78

Центральные банки развитых стран со свободно конвертируемыми валю­тами находятся ниже, образуя второй уровень пирамиды. Наиболее крупным центральным банком второго уровня является Европейский центральный банк (ЕЦБ), который, как известно, занят эмиссией валюты под названием «евро». Центральные банки отдельных стран, входящих в Европейский союз (Бундесбанк, Банк Франции и др.), фактически передали свои полномочия ЕЦБ. Европейский центральный банк в значительной степени независим – как от национальных центральных банков, так и от правительств соответ­ствующих европейских стран.

Профессор Столичного университета в Лондоне Дж. Грал во влиятель­ном парижском журнале «Монд дипломатик» в статье «Абсурдный статус Европейского центрального банка» проводит сравнительный анализ ЕЦБ и ФРС США. Он отмечает, что Федеральный резерв хотя бы формально на­ходится под контролем Конгресса США. ЕЦБ находится вообще вне какого­либо политического контроля. На этом основании он объявляет ЕЦБ крайне антидемократичным институтом. Если в законе о ФРС по крайне мере де­кларируется, что целью Федерального резерва является поддержание эконо­мического роста и занятости, то для ЕЦБ конечными ориентирами являются денежные агрегаты и темпы инфляции. Т.е. ЕЦБ даже формально не несет от­ветственности за социальные результаты своей деятельности, часто денежно­кредитная политика ЕЦБ лишь усугубляет социально­экономическое поло­жение в странах ЕС. Слепое следование ЕЦБ ориентирам в виде денежных агрегатов автор статьи называет «макроэкономическим мазохизмом». При этом он подчеркивает, что передача странами­членами ЕС многих своих пол­номочий в области денежно­кредитной политики в наднациональный инсти­тут под названием ЕЦБ лишает их возможности противостоять кризисным явлениям в пределах своих национальных границ1.

При таком статусе ЕЦБ хозяевам ФРС США намного проще взаимодей­ствовать с денежными властями Европейского Союза. Центральные банки отдельных стран­членов ЕЦБ понизили свой статус, по сути, превратились в провинциальные конторы ЕЦБ. Поэтому некогда мощные центральные бан­ки – Банк Франции или Бундесбанк – сегодня формально остаются на втором уровне, а фактически находятся ниже.

На втором уровне находится также Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), включающая в себя ЕЦБ, центральные банки стран зоны евро, а также центральные банки тех стран Европейского союза, которые не вошли в зону евро (всего – центральные банки 27 стран). Наиболее крупным из второй группы является Банк Англии (Великобритания не приняла евро в качестве официального платежного средства).

1 J Grahl Labsurde statut de la Banque central Monde diplomatique P, 2005, №616 Р 4–5

ЕСЦБ имеет органы управления, высший из них – Совет управляющих. Архитектура ЕЦБ и ЕСЦБ напоминает Федеральную резервную систему, со­стоящую из федеральных резервных банков, осуществляющих конкретную деятельность (денежная эмиссия, контроль за деятельностью коммерческих банков, расчеты и т.п.) на местах. Совет управляющих ЕСЦБ подобно Сове­ту управляющих ФРС США выполняет роль «дирижера», координирующего деятельность входящих в систему банков.

Третий уровень – центральные банки развивающихся стран и стран с переходными экономиками (здесь находится и наш Банк России). Эти банки свои активы формируют в первую очередь за счет долларов США, а выпу­скаемые ими «национальные» денежные знаки – это те же доллары, только перекрашенные в другой цвет. Эти центральные банки бравируют своей «не­зависимостью». Они действительно находятся вне контроля национальных властей, но сильно зависимы от ФРС США. Эти так называемые «националь­ные» центральные банки фактически стали филиалами Федерального резер­ва. Они занимаются тем, что накапливают в своих международных резервах «зеленые бумажки», перекрашивают в другие цвета и выпускают в обраще­ние под названием «национальные деньги».

Еще есть четвертый уровень. В некоторых странах объем накопленной иностранной валюты точно равен объему выпущенных под нее националь­ных денежных единиц и при этом между валютой и национальными едини­цами поддерживается фиксированный курс. В этом случае контора, выпу­скающая национальные денежные знаки, называется даже не центральным банком, а «валютным управлением» (другие названия: «валютное правле­ние», «валютный совет», «валютный комитет», «валютная палата»). Это что­то вроде валютного «обменника». «Валютное управление» (ВУ) озна­чает фактическую утрату финансового суверенитета той страны, где вво­дится такой институт.

В экономической истории ВУ действовало в 70 странах. На пике попу­лярности в 1940­е гг. (накануне закаты эпохи колониализма) ВУ действовало одновременно в 50 странах, включая Новую Зеландию, Сингапур, Малайзию, Израиль, Индию, Филиппины, Бирму, Иорданию, Ирак, Египет и др. Клас­сическим примером «валютного управления» в прошлом десятилетии была Аргентина, что, как известно, кончилось для страны полной разрухой. Со стороны МВФ в прошлом десятилетии были попытки навязать ВУ Россий­ской Федерации, однако кризис в Аргентине внес полную ясность в то, какие последствия влечет за собой введение ВУ. На середину текущего десятилетия ВУ имелось в следующих странах: Босния и Герцеговина, Болгария, Бруней, Гонконг, Джибути, Эстония, Литва1.

1 С Р М Дк экк ь М: Д С, 2006 С 257

Итак, мы имеем четкую вертикаль «денежной власти» в мировом масштабе.

Особые тесные и доверительные отношения складываются между ФРС США, центральными банками второго уровня – ЕЦБ, Банком Англии, Бан­ком Японии и некоторыми другими. В рамках «семерки» (G7) регулярно проводятся совещания руководителей министерств финансов и центральных банков стран­участниц группы1. Между центральными банками «семерки», а также центральными банками некоторых других экономически развитых стран, а также ЕЦБ могут заключаться различные двусторонние и многосто­ронние соглашения по разным вопросам.

Например, ФРС США имеет соглашения о валютных свопах с централь­ными банками Великобритании, Японии, Швейцарии, ряда скандинавских стран, ЕЦБ. За время кризиса ФРС перевела в рамках этих соглашений око­ло 500 млрд долл. ликвидности для того, чтобы помочь центральным банкам других стран обеспечить потребности в долларовой ликвидности. Фактически ФРС оказывала помощь в первую очередь американским инвесторам в других странах: эти инвесторы выводили свои капиталы из этих стран, для чего им необходимо было обменивать национальную валюту на доллары США2.

Наиболее широким охватом характеризуются контакты между цен­тральными банками разных стран в рамках Банка международных расчетов (БМР), который нередко называют «клубом центральных банков». Погово­рим о нем особо.

«серый кардинал» мира ростовщиков

Особое место в иерархии мировой «денежной власти» занимает Банк международных расчетов в Базеле (БМР). Он относится к так называе­мым «международным финансовым институтам» наряду с Международ­ным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком развития и реконструкции (ЕБРР) и другими подобными организациями. Однако БМР в отличие от многих

1Г ь – кб, к х б экк к ь – США, Я, Г, Ф,, Вкб, К фь, фь бъ Вк 1976 х ш щх (б К) Рб (Ф), б ь к ф к В 1977 ПэРк к к ь К, G7 П к ь Рк Ф, ь G8 Ок экк ю ф, к щ ф к ьх бк шю Ркю Фю Э ш, Ць бк РФ б к, ь бк щх З

2 ФРС ш юх бк 1 ф 22012010 (Blogberg)

международных финансовых институтов находится в «тени». О нем извест­но гораздо меньше, чем, скажем, о МВФ или МБРР. Попробуем разобраться в причинах такой «скромности» БМР.

В этом году Банку международных расчетов исполняется уже 82 года. Он был создан в 1930 году для организации платежей и расчетов по ре­парациям, которые Германия должна была платить победителям в Первой мировой войне1. Однако очень скоро деньги через БМР потекли в другую сторону: западные державы (особенно США) стали оказывать финансовую помощь Германии, восстанавливая ее экономический и военный потенци­ал2. Кроме финансово­технических вопросов БМР решал также политиче­ские вопросы: он превратился в своеобразный «клуб» центральных банков для обсуждения текущих и перспективных проблем развития мировой бан­ковской системы. БМР начинает координировать деятельность централь­ных банков независимо от того, в пределах каких экономических и полити­ческих блоков они действуют.

В 1930­е годы «совет директоров Банка международных расчетов бе­рет в свои руки управление над всей сетью кредитных учреждений, рабо­тающих по обе стороны баррикад (имеется в виду разделение мира на блок фашистских государств и тех государств, которые формально или нефор­мально противостояли этому блоку. – В. К.). Банк международных расчетов обеспечивает этим коммерческим структурам государственную поддерж­ку и небывалую свободу действий. С этого момента ни одно национальное правительство, чьи представители заседали на собраниях БМР, не смеет осудить банковских воротил в двуличности и предательстве государствен­ных интересов. Именно такой карт­бланш и был необходим инициаторам международного банка. И они его получили»3.

1 Пь ш БМР б Бь, Вкб, Г,, Ф (Гк ш ьх бк) Тк б кю к Ш, к б бк Х БМР США, к, э бк б к Фь бк ьюЙк Д бк б к ь бк (Рхбк) Гельмар Шахт к к, Бк х к ью ь кх ь бккх Ак (К ф к М б фшк Г Р: http:bankirrupublikaciiskorolifinansovogo kapitalamilliarderinaslyjbefashistskoigermanii4009704)

2 Ч БМР ш ь Ю (кк щь Г), х, ккх, к бк (б: ь 11, 3: “Д ”: щю, Рщк кк В)

3 К ф к М б фшк Г Р: http:bankirrupublikaciiskorolifinansovogokapitalamilliarderinaslyjbefashistskoi germanii4009704

В годы Второй мировой войны активно БМР сотрудничал с фашист­ской Германией. В частности, через БМР нацисты осуществляли реализа­цию награбленного в Европе золота, проводили выгодные обменные валют­ные операции, платежи по поставкам сырья и стратегических материалов1. На международной конференции в Бреттон­Вудсе в 1944 г. (на которой, как известно, были заложены основы послевоенной международной валют­ной системы) некоторые делегаты предлагали ликвидировать БМР, однако представители ряда центральных банков сумели замять этот вопрос. Банк был сохранен, на него была возложена функция выполнения заключенного в 1947 году Соглашения о многосторонних расчетах (для реализации про­граммы послевоенного восстановления Европы).

БМР осуществляет координационные функции в мире центральных бан­ков, совмещая эту деятельность с коммерческими операциями (в интересах и по поручению центральных банков).

Юристы обращают внимание на уникальный «гибридный» правовой статус БМР: с одной стороны, он учрежден как международная организация, деятельность которой регулируется международным правом и пользуется вытекающими из этого привилегиями и иммунитетом; с другой стороны, он имеет устройство акционерной компании, которая может заниматься мно­гими видами банковского бизнеса. Такой двойственный статус БМР позво­ляет центральным банкам ведущих стран и стоящим за ними мировым ро­стовщикам проводить свою политику даже в том случае, если эта политика противоречит официальным целям политики соответствующих государств. БМР фактически выступает важнейшим инструментом экономической и политической власти мировых ростовщиков.

Еще раз обратимся к истории БМР времен Второй мировой войны. Осо­бый статус БМР позволял мировым ростовщикам эффективно (и одновремен­но невидимо для широкой общественности) готовить эту войну и наживаться на ней, не брезгуя сотрудничеством с нацистами: «В целом на деятельность банкиров руководители воюющих с немцами государств попросту закрывали глаза. Банк международных расчетов был не подконтролен ни одному госу­дарству… Он не контролировался даже самой Германией (несмотря на то что очень активно сотрудничал с ее руководством. – В. К.). Поправки, внесенные в устав банка сразу после его учреждения, гласили, что его капитал непри­косновенен и не зависит ни от каких внешних факторов (выделено мной. – В. К.). В случае войны между государствами­партнерами банк юридически не мог быть конфискован или ликвидирован. Страны, на территории кото­рых размещались корпорации, состоящие с банком в деловых отношениях,

1 Пб б э: Чь Х Т М: П, 1985; Д М Б б М:, 1951

могли вовсе прекратить свое существование – банк от этого ничего не терял (вернее, не теряли банкиры, которые стояли за БМР. – В. К.). Таким образом, банку на международном уровне гарантировался статус­кво при любом сте­чении обстоятельств. Мировая войны не была исключением. С некоторыми корректировками в стиле своего функционирования и администрирования Банк международных расчетов, вопреки послевоенному решению о его лик­видации, продолжает действовать и в настоящее время»1.

Особый статус БМР делает его похожим на офшорную структуру, нахо­дящуюся в распоряжении центральных банков стран «золотого миллиарда».

Некоторые авторы полагают, что роль БМР в мировой финансовой системе ничуть не меньше, чем у Федерального резерва. Если ФРС имеет хоть какую­то привязку к национальной юрисдикции (США), то БМР иногда квалифицируют как чисто «наднациональный институт» (деятельность ФРС определяется аме­риканскими законами, а деятельность БМР – международными соглашениями). БМР иногда называют также «банком центральных банков», «клубом централь­ных банков». Именно эти два института (ФРС и БМР) являются основными ин­струментами завоевания ростовщиками мирового господства.

Координационная функция БМР осуществляется посредством про­ведения регулярных (два раза в месяц), а также чрезвычайных совещаний управляющих и высших должностных лиц ЦБ. Особенно тесное взаимодей­ствие осуществляется между ЦБ стран, входящих в «группу десяти» (эко­номически развитые страны)2. Также БМР поддерживает тесные контакты с международными финансовыми и экономическими организациями – Меж­дународным валютным фондом, Организацией экономического развития и сотрудничества, Базельским комитетом3и др.

Ресурсы БМР состоят в основном из депозитов центральных банков (как членов БМР, так и тех центральных банков, которые таковыми не являются)4.

1 К ф к М б фшк Г Р: http:bankirrupublikaciiskorolifinansovogokapitalamilliarderinaslyjbefashistskoi germanii4009704

2 «Группа десяти» (G10) – б экк, бъш 1962 Пк кб ш б бь Общ ю х (General Arrangements to Borrow), ющ к МВФ кк, к, хщх В ш: Бь, К, Ф,, Я,, Ш, Г, США Вкб

3 Базельский комитет (БК) б 1975 МВФ, Г, ОЭСР Бк х БК б фь ф ьх бк Е ью бк к б бкк б ф бкк ьх БК кю ьх бк Г, к Люкб, Ш

4 В к 100 ьх бк щю (кк) БМР Э ю 10% х юх

Активные операции БМР это прежде всего кредитование центральных банков. Свободные ресурсы банк размещает в краткосрочные ценные бумаги, включая казначейские векселя США, на депозитах коммерческих банков, инвестирует в золото. Примечательно, что БМР оказывает центральным банкам помощь в раз­мещении их валютных резервов. В то же время БМР воздерживается от каких­либо отношений с государственными институтами: он не имеет право предо­ставлять кредиты правительствам и открывать им депозитные и иные счета.

Управляющим органом БМР является совет директоров, в который вхо­дят управляющие ЦБ Бельгии, Франции, Германии, Италии, Великобри­тании, а также пять представителей финансов, бизнеса, промышленности, торговли, назначенных по одному от каждого из указанных выше пяти цен­тральных банков их управляющими. Устав БМР позволяет включать в совет директоров так называемых кооптированных директоров. На протяжении многих лет таковыми являются управляющие центральных банков Нидер­ландов, Швеции и Швейцарии. Таким образом, общее число членов совета директоров БМР – 13. Они избирают председателя банка.

Членами БМР сегодня являются центральные банки 55 стран1, но среди этих членов есть «ядро», состоящее всего из нескольких центральных бан­ков. Примечательно, что ФРС США не представлена в БМР, но по неформаль­ным каналам (через своих людей) хозяева Федерального резерва оказывают мощное влияние на принятие решений советом директоров БМР.

Федеральные резервные банки США имеют корреспондентские отно­шения с БМР. Представители США участвуют в форумах, организуемых БМР. На акции БМР подписались американские частные банки во главе с банкирским домом «J. P. Morgan». Крупным пакетом акций владеют также японские частные банки.

Эдвард Эпштейн в статье «Управление миром денег», опубликованной в журнале «Harper’s» в 1983 году, писал, что в БМР есть «внутренний клуб», в который входят представители центробанков США, Германии, Великобрита­нии, Швейцарии, Японии и Италии. Автор акцентирует внимание на нефор­мальном членстве американских ростовщиков.

«Границей, отделяющей этот внутренний клуб от прочих членов Банка международных расчетов, – писал Эпштейн, – является твердое убеждение, согласно которому центробанки должны действовать независимо от прави­тельств своих стран… Второе – тесно связанное с первым – убеждение – со­стоит в том, что решение судьбы международной валютной системы нельзя доверять политикам»2.

1 В 1996 Бк Р БМР 2 Ц: Э Б Бьк бш: ю Р: http:subscriberuarchivecountryuacibhelion20090728090728html

Западный историк профессор Джорджтаунского университета (США) Кэролл Квигли в своей нашумевшей книге «Трагедия и надежда: мировая история новейшего времени» (1966) пишет:

«Силы финансового капитала преследовали еще одну далеко идущую цель – создание ни много, ни мало находящейся в частных руках мировой системы финансового контроля, обладающей властью как над политиче­скими системами всех стран, так и над мировой экономикой в целом. Эта система должна была контролироваться – в феодальном стиле – слаженно действующими центробанками мира в соответствии с соглашениями, до­стигаемыми на часто созываемых частных встречах и конференциях. Вер­шиной системы должен был стать находящийся в швейцарском городе Базеле Банк международных расчетов – частный банк, которым владеют и управляют центробанки стран мира, сами являющиеся частными корпо­рациями» (курсив мой. – В. К.)1.

Джоан Венон в 2003 году писала, что фактически вся мировая валютная система находится под контролем БМР:

«Банк международных расчетов – это место, где встречаются предста­вители центробанков мира, чтобы проанализировать состояние мировой эко­номики и принять решение о том, как им действовать дальше, чтобы еще больше денег попало в их карманы – ведь от них зависит, сколько денег будет находиться в обращении и какие проценты будут назначены правительствам и банкам, получающим у них займы… Понимая, что нити мировой валют­ной системы находятся в руках Банка международных расчетов, сознаешь, что в их власти вызвать финансовый бум или финансовую катастрофу в любой стране. Если какая-то страна не соглашается на то, чего хотят кре­диторы, им стоит лишь продать ее валюту» (курсив мой. – В. К.)2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...