Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивы и потребности личности. соотношение понятий мотивов и потребностей.




Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.

Она всегда связана с чувством неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей зависит от уровня организации живого существа. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего разнообразных потребностей у человека. Виды потребностей. По своему происхождению их делят на естественные и культурные. Их, в свою очередь, можно разделить на а) физические б) органические в) материальные г) духовные д) социальные.

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной характеристикой является предметное содержание потребности, т.е. совокупность материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Потребность обладает способностью воспроизводиться.

Целью называют тот непосредственно-осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Психологически цель есть то содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Потребности, цели и мотивы – это основные составляющие мотивационной сферы человека.

Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е. это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы могут быть осознанные и неосознанные.

Осознанные – это когда человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные – это когда человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности.

Мотивы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним (ситуативным или узким мотивам) относятся такие побудители как: наказание и награда, угроза и требование, давление группы и ожидание будущих благ и т.д. Внутренние мотивы (широкие) такие, которые побуждают человека к деятельности как к своей цели. Например, интерес к самим занятиям, любознательность, потребность в информации и т.д.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация – это процесс непрерывного выбора решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин действия и поступков путем указания на социально-приемлемые для него и общества обстоятельства.

 

Классификации мотивационной сферы личности

Одними из первых ученых, выделивших потребности человека, были З.Фрейд и У.Макдауголл (начало ХХ в). Они попытались свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории З.Фрейда таких инстинктов было 3: инстинкт жизни, смерти и агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из 10 инстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, самоунижения, самоутверждения. В более поздних работах он добавил еще 8 инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям. Американский исследователь мотивации Г.Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У.Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей. Это – потребности достижения успехов, аффиляция, агрессия, потребности независимости, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания.

Иная, самая известная классификация человеческих потребностей, была предложена А.Маслоу. Она выстроена иерархически, по группам. Последовательность этих групп указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития и к тому же еще и на развитость в целом мотивационной сферы личности.

По мнению А.Маслоу у человека 7 классов потребностей.

1. Физиологические (или органические потребности – голод, жажда, половое влечение и т.д. По мере их удовлетворения у человека актуализируется следующая потребность.

2. В безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности.

3. Потребность в принадлежности и любви – т.е. принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. Вот уже появились и социальные потребности.

4. Потребность уважения (почитания) – компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет.

5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, красота.

7. Потребность в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности, потребности личного усовершенствования.

Мотивационно-потребностную сферу оценивают по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Иерархизированность – это характеристика строение каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности, а не только иерархия уровней.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – мотивов, потребностей, целей на каждом уровне.

Гибкость характеризует процесс мотивации. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивов более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано большее разнообразие мотивационных побудителей более низкого уровня.

 

Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя механизм мотивации. Он включает в себя потребности, притязания, ожидания, стимулы, установки, оценки и т.д.

 

Несмотря на близость понятий мотива и стимула, они не тождественны. Мотив характеризует стремление работника получить блага, а стимул – это сами эти блага. Стимул может и не перерасти в мотив, если он требует от человека невозможных или неприемлемых действий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...