Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения, регулирующие мышечный тонус




Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений.

Упражнения для развития чувства темпа и ритма

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных.

Упражнения на развитие координации речи с движением

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи.

Пение

Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания.

Игра

В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии

Формирование речевого дыхания

Нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений:

руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз.

4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков.

 

Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

В задачу работы над голосом входит:

1) развитие силы и динамического диапазона голоса;

2) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

3) развитие мелодических характеристик голоса.

 

Развитие просодической стороны речи

Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

2. Нормализация процесса речевого паузирования.

3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

 

Развитие планирующей функции речи

Такую работу принято начинать с обучения заикающихся проговариванию высказывания про себя. Внутреннее проговаривание (по А.А. Леонтьеву) дает возможность отобрать необходимую лексику и грамматические конструкции до “включения” звучащей речи, что организует внутренне-речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу).

 

Воспитание личности заикающихся

Речь наиболее тесным образом связана с личностью человека, так как важнейшим проявлением языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в процессе диалогического взаимодействия. Нарушение общения, которое наблюдается при заикании, меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание.

Комплексный метод реабилитации можно выделить три основных направления: логопедическое, психотерапевтическое и клиническое. Впервые мысль о комплексном методе реабилитации была выдвинута Н.А. Сикорским. Это положение позднее развивается В.А. Гиляровским с сотрудниками (Н.А. Власова, Е.Ф. Pay, E. Гринер и др.).

Под комплексным методом реабилитации заикающихся предполагается, что помимо общего оздоровления организма (режим, физические упражнения, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение), целенаправленного развивития моторики (координация и ритмизация движений, развитие мелкой артикуляционной моторики и т.п.), речевого дыхания, навыков саморегуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния (психотерапия и, в частности, аутогенная тренировка), большое значение придается воспитанию личности и развитию социальных взаимоотношений.

В рамках комплексного метода реабилитации существуют разные системы коррекционной работы. В каждой из систем одно из направлений комплексного метода (логопедическое, психотерапевтическое или клиническое) является доминирующим.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

 

1. Понятие о фрустрации. Значение фрустрации в общении заикающихся. Стереотипы фрустрационных реакций.

Стресс- функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов.
Фрустрация- наиболее распространенный вариант эмоционального стресса, возникающий под влиянием помех, препятствующих осуществлению деятельности и поведения и проявляющийся в ощущениях гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и др.
В ответ на такую ситуацию человек испытывает ряд отрицательных психических состояний, которые возникают, как защитные: страх, страдание, тревога, психическая напряженность, эмоциональный дискомфорт и др. также стрессового или фрустрационного происхождения.

По мнению Ф.Д. Горбова, в момент актуального речевого общения возникает весь комплекс отрицательных психических состояний, близких к фрустрации и стрессу. Это способствует формированию у заикающихся отношения к этим ситуациям как к проблемным и фиксирует в сознании их фрустрационный смысл.

Многие авторы констатируют наличие состояний, в проблемных коммуникативных ситуациях и усугубляющих нарушения общения. Б.З. Драпкин замечает, что «заикающиеся носят свою психотравму с утра до вечера». В.М. Шкловский, А.Б. Хавин считают, что «заикание является постоянным фрустратором».
Ф.Д. Горбов, Ю.Б. Некрасова, Е.Ю. Рау объединяют понятие «заикание» и «фрустрация», с точки зрения постоянного ограничения, а порой и лишения человека нормального общения с окружающими людьми;
Л.З. Арутюнян вводит понятие «устойчивое патологическое состояние заикающихся» (близкое к стрессовому), которое в качестве фона записывается в долговременную память, что способствует его прямой фиксации.

В дальнейшем зафиксирован целый ряд проблемных речевых ситуаций- возможность пережить фрустрацию срабатывает, как постоянная психологическая готовность (или логофобия).
По данным Н.В. Тарабриной, способ реакции на фрустрационную ситуацию отражает базисные характеристики личности, является типичным и, формируясь в детском возрасте, не меняется в течение жизни человека.
В.М. Шкловского, у заикающихся имеется снижение коэффициента социальной адаптации не только по сравнению с группой здоровых лиц, но и с группой лиц, больных разными формами др. неврозов.

Неадаптивные реакции проявляются в форме отказа от них.

Неадаптивные формы приводят к усилению неадаптивных черт характера (боязливых, тревожных, агрессивных, и др.).

В процессе коммуникации формируется система «порочного круга», каждое звено которого взаимосвязано и взаимообусловлено другим. Особое значение в этой системе принадлежит фрустрационным характеристикам личности заикающихся, преимущественно проявляющихся в проблемных речевых ситуациях и создающих феномен «порочного круга».

Фрустрация (Н.Д. Левитов) - один из видов отрицательных психических состояний, который появляется у человека как ответная реакция на блокирование какой-либо жизненно важной человеческой потребности, или удовлетворения потребности, или достижения цели, или решения конкретной задачи. Выражается в какой либо отрицательной эмоциональной реакции (раздражение, агрессия, обвинение (себя/ других) и пр.), поиске выхода для преодоления препятствия, переключении на другую задачу, цель, потребность.

Заикание само по себе является такой патологией, которое ограничивает, обделяет человека в самой важной социальной потребности - общении.

 

2. Характеристика речевого дыхания у заикающихся детей и методы его развития.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Речевое дыхание развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Утаких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе; несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Дошкольникам необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания.

 

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по формированию речевого дыхания при заикании.

Первый этап

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание

без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Можно положить ладонь одной руки ребёнка на область диафрагмы и обратить внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приёмы. При этом в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие методические указания:

1. Дыхательные упражнения организуются без фиксации внимания ребёнка на процессе вдоха (исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

2. Дыхательные упражнения организуются в виде игры таким образом, чтобы ребёнок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Не нужно производить слишком большой вдох, т.к. чрезмерное наполнение лёгких воздухом создаёт излишнее напряжение дыхательных мышц.

4. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «вперед» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

5. Большинство упражнений включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в

дальнейшем формирует у ребёнка обратную биологическую связь.

Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лёжа на спине. После того как натренировано движение диафрагмы в положении лёжа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лёжа.

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова рекомендуют тренировать длительность и силу выдоха в различных упражнениях. Например:

1) Выдох под мысленный счёт (вдох на счёт 1 – 2−3, выдох: 4 –5− 6− 7− 8 до 15).

2) Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф), контролируя длительность выдоха секундомером.

3) «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки.

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны, повороты туловища и др.)

Второй этап

Формирование длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развитиякоординаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкциядолжна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. После того как дети освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание из двух гласных на одном выдохе: а−о−.

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А-О-У-И. Это так называемый «эталон гласных звуков». Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова отмечают, что данный этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима.

 

Третий этап

Формирование речевого выдоха. Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Важно отметить тот факт, что усвоение навыков речевого выдоха происходит по-разному при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Но, несмотря на видимую лёгкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми.

Работа по формированию речевого дыхания при заикании ведётся поэтапно, с учётом судорожного состояния мышц речевого аппарата и развивает координаторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...