Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объекты страхования и страховое покрытие.




В договоре страхования грузов страхователь и страховщик определяют объекты страхования, составляющие страховой интерес.

Страховым интересом страхователя, т. Е. предметом его договора о страховании со страховщиком, являются:

• стоимость грузов, транспортные расходы (фрахт), ожидаемая прибыль;

• целесообразные расходы, которые предприняты страхователем для предотвращения или уменьшения ущерба при наступлении страхового случая;

• расходы и жертвы по общей аварии;

• затраты на перегрузку, складирование и дальнейшее движение груза после страхового случая.

 

Страховой интерес к грузу могут иметь не только его собственник и перевозчик, но и другие лица, например, получатель Перевозчик, несущий ответственность за сохранность и доставку груза перед грузовладельцем, обязан возместить убытки, причиненные нарушением договора перевозки. Поэтому он заключает со страховщиком отдельный договор страхования ответственности перевозчика.

 

Страховые случаи в страховании грузов классифицируются следующим образом:

1) повреждение или полная гибель груза или его части в результате: стихийных бедствий; крушения, столкновения перевозочных средств, удара транспортных средств о неподвижные или подвижные предметы; посадка судна на мель, повреждение судна льдом; огня, молнии, пожара, взрыва; намокания груза забортной водой, провал мостов и другие опасности;

2) Гибель, повреждение или пропажа груза в результате противоправных действий третьих лиц.

Третьими лицами по отношению к страхователю и страховщику выступают лица, осуществляющие перевозку грузов: представители транспортных, экспедиторских, складских организаций; а также лица, не имеющие отношения к перевозке грузов (злоумышленники, участники военных действий и трудовых конфликтов).

3) пропажа груза без вести вместе с перевозочным средством;

4) повреждение или полная гибель груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке, при заправке перевозочного средства топливом;

5) расходы, произведенные с целью спасения груза или уменьшения убытка, а также по установлению размеров ущерба;

6) убытки, расходы и взносы по общей аварии.

Под общей аварией понимается страховой случай, который характеризуется общностью опасности для транспортного средства и груза. В результате для спасения транспортного средства и людей приходится добровольно пожертвовать грузом или его частью.

Все эти риски относятся к категории непредвиденных обстоятельств.

В абсолютном большинстве случаев страховщик отвечает за их последствия.

В то же время происходящие естественные процессы (усушка и т. Д.), договорами страхования исключаются как риски, следовательно, ущерб от них не возмещается страховщиком.

Суть договора страхования – гарантировать страхователю защиту от наступления случайных непредвиденных обстоятельств.

 

Принципы формирования страхового покрытия:

1) методом исключения – т.е. в договоре написано, что груз страхуется от всех рисков за исключением некоторых перечисленных.

2) методом включения – в договоре перечислены все страхуемые риски.

 

В зависимости от полноты страхового покрытия существует три вида договоров страхования грузов:

• «с ответственностью за все риски»: договор предлагает покрытие убытков и повреждений всего груза или его части по любой причине, за исключением особо перечисленных случаев;

• «с ответственностью за частную аварию»: в этом договоре перечислены виды страховых случаев, по которым возмещаются убытки от гибели или повреждения всего груза или его части;

• «без ответственности за повреждения кроме случаев крушения»: по данному договору возмещаются только убытки от полной гибели всего груза или его части и не возмещаются убытки от его повреждения.

 

Все виды договоров предусматривают возмещение дополнительных затрат, возникающих при наступлении страховых случаев, а также убытков, расходов и взносов по общей аварии.

 

Из всех условий страхования исключаются:

- убытки от гибели и повреждения грузов, вызванные нарушениями условий транспортировки, упаковки, складирования вследствие соответствующих действий грузоотправителя или его представителей,

- производственные дефекты и недостачу груза при целостности наружной упаковки;

- форс-мажорные обстоятельства. Эти виды исключений относят к безусловным, которые страховщик не берет на свою ответственность и за дополнительную страховую премию,

- задержки в доставке груза и изменения цен а также косвенные убытки страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям договора такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.

 

Круг рисков, убытки от которых возмещаются страховщиком или, наоборот, которые исключаются из договоров страхования, чрезвычайно широк, они определяются по взаимной договоренности сторон договора.

 

В страховании грузоперевозок обязательно используется франшиза. Онапозволяет:

1) исключить из ответственности страховщика убытки, связанные:

- с боем и ломом грузов, особо подверженных таким повреждениям (стекло, керамика и т. П.),

- с разливом, россыпью товаров, перевозимых в неупакованном виде.

2) при массовых отправках однородных грузов франшиза избавляет страховщика от рассмотрения мелких убытков и позволяет заинтересовать самого страхователя в бережном отношении к сохранности груза, в принятии мер к уменьшению неизбежных потерь при транспортировке.

3. Заключение договора страхования и урегулирование страховых случаев.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, которое должно содержать следующие сведения:

1) точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

2) номера и даты коносаментов и других перевозочных документов;

3) вид транспорта (при морской перевозке — название, год постройки, флаг и тоннаж судна);

4) способ отправки груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом и др.);

5) пункты отправления, перегрузки, назначения груза;

6) дату отправки груза;

7) страховую сумму груза;

8) условия страхования (вид договора).

Страхователь несет ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в заявлении. Кроме того, страхователь обязан сообщить все другие известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для оценки риска.

При неполноте имеющихся у страхователя данных договор страхования может быть заключен предварительно, на основании сообщенных сведений о роде груза, пунктах отправления и назначения, предполагаемой дате начала перевозки, приблизительной общей страховой сумме груза и основных условиях страхования.

Окончательное оформление договора будет произведено после предоставления недостающих сведений.

Договор страхования может быть заключен на конкретную единичную партию груза или на перевозки грузов в течение определенного времени {генеральный полис).

Факт заключения договора удостоверяется выдачей страхователю страхового полиса с приложением условий страхования.

Страховой полис может быть передан страхователем другому лицу путем передаточной надписи на нем (индоссамента). Договор страхования может быть заключен в пользу третьего лица — выгодоприобретателя.

Договор страхования вступает в силу со дня, следующего за днем уплаты страхователем страховой премии. Днем уплаты страховой премии считается день списания денежных средств со счета страхователя.

Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не выше стоимости, указанной в счете поставщика, с включением расходов по перевозке, если в договоре не обусловлено иное.

В ходе действия договора страхователь обязан сообщать страховщику о всех существенных изменениях в риске, как только ему стало о них известно.

Например, о значительном замедлении отправки груза, отклонении от маршрута следования, задержке рейса, изменении пунктов перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способов отправки, оставлении судна на непредусмотренную зимовку и т.д.

Изменения, происшедшие в риске после заключения договора страхования, дают страховщику право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительной премии. Если страхователь не согласен с этими предложениями, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске.

 

Урегулирование страхового случая:

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая регулируются

следующим образом.

1. Страхователь или его представитель обязаны немедленно известить о наступлении страхового случая страховщика или его представителя., а также принять все возможные меры по спасению и сохранению поврежденного груза, а также к обеспечению права на регресс к виновной стороне.

2. Страхователь должен представить документальные доказательства по страховому случаю. Основными из считаются:

- для доказательства страхового интереса при страховании груза: железнодорожные накладные и другие перевозочные документы, счета и фактуры, из которых следует, что страхователь имеет право распоряжения грузами; при страховании фрахта: чартер партии и коносаменты;

- для доказательства наличия страхового случая: морской протест, выписка из судового журнала, другие официальные акты с указанием причины страхового случая;

- в случае пропажи судна без вести - достоверные свидетельства о времени выхода судна из порта отправления и о неприбытии его в пункт назначения в срок, установленный для признания судна пропавшим без вести;

- для доказательства размера претензии по убытку: акты осмотра груза аварийным комиссаром, акты экспертизы, оценки, документы, составленные согласно законам и обычаям того места, где определяется убыток; оправдательные документы на произведенные расходы; счета по убытку, а в случае требования о возмещении убытков, расходов и взносов по общей аварии — обоснованный документами расчет (диспаша).

3. Размер убытка определяется представителем страховщика при участии страхователя. В случае разногласия каждая из сторон может требовать проведения независимой экспертизы.

 

Ущерб, компенсируемый по договору страхования грузов, определяется следующим образом:

1) в случае гибели всего груза выплачивается полное страховое возмещение за вычетом стоимости спасения, если ее возмещение не было предусмотрено договором страхования;

При этом различают:

- полнуюфактическую гибель груза, под которой понимается уничтожение груза при невозможности его восстановления.

- полную конструктивную гибель, при которой застрахованный груз хотя и не уничтожается полностью, но повреждается настолько, что расходы по его восстановлению или отправке на место назначения превышают стоимость груза до повреждения.

В случае полной конструктивной гибели груза страхователь должен заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованный груз. Такое заявление называется абандоном.

2) в случае гибели части груза размер страхового возмещения определяется долей страховой суммы пропорционально отношению стоимости погибшего груза к стоимости всего груза;

3) в случаях, когда груз пропадает вместе с перевозочным средством, размер страхового возмещения рассчитывается аналогично случаю гибели всего груза.

Перевозочные средства считаются пропавшими без вести, если со времени их запланированного прибытия прошли 60 суток (а для внутренних линий этот срок составляет 30 суток) и ко времени подачи искового требования о возмещении убытков

никакой информации о них не получено.

Время ожидания может быть увеличено до 6 месяцев, если в регионе задержки груза имеют место военные действия, гражданская война, общественные беспорядки

и иные события, которые могут быть причиной задержки информации.

 

После выплаты страхового возмещения страховщику переходит в пределах уплаченной суммы право на регресс, которое имеет страхователь к третьим лицам, виновным в ущербе. Поэтому страхователь при получении страхового возмещения обязан передать страховщику все имеющиеся документы и выполнить все формальности, необходимые для осуществления права регресса.

Если страхователь откажется от таких прав или осуществление этих прав окажется невозможным по его вине, то страховщик освобождается от обязанности выплачивать страховое возмещение. Если же выплата возмещения уже произведена, то страхователь обязан возвратить страховщику выплаченную сумму.

Споры по договорам страхования разрешаются в судебном порядке.

 

  1. Условия страхования внешнеторговых сделок

 

На основании Правил международной торговли в 1936 году были введены международные торговые стандарты INCOTERMS, которые определяют условия передачи риска и ответственности от продавца к покупателю в месте, удобном для осмотра и проверки товара, а также обязанности сторон по страхованию грузов.

 

По способу перевозки условия INCOTERMS делятся на:

• применимые по всем видам транспорта; (EXW, FCA, CPT, CIP, DAF, DDU, DDP);

• применимые для морских перевозок (FAS, FOB, CFP, CIF, DES, DEQ).

 

В этой связи различаются два вида продаж:

1. продажа товара, находящегося в пути, при которой транспортные риски большей частью находятся на ответственности покупателя;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...