Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дезинтеграционные процессы в СССР

БИОГРАФИЯ ГОРБАЧЕВА

Михаил Сергеевич Горбачев (родился 2 марта 1931, село Привольное, Ставропольский край), советский и российский государственный и общественный деятель. Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1985-91, президентСССР в 1990-91. Инициатор перестройки, приведшей к значительным переменам в жизни страны и мира (гласность, политический плюрализм, окончание «холодной войны» и др.). Нобелевская премия мира (1990).

Начало карьеры

Михаил Горбачев из крестьянской семьи (дед — председатель колхоза, отец — бригадир). В школьные годы работал комбайнером. В 1948 за перевыполнение плана был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1950 Михаил Горбачев окончил школу с серебряной медалью и поступил в МГУ на юридический факультет (специальность правоведение), возглавил комсомольскую организацию факультета. Несмотря на официальную общественную работу среди его друзей были люди свободомыслящие: сокурсник, один из инициаторов будущей «Пражской весны» Зденек Млынарж. Духовная атмосфера «оттепели» повлияла на формирование мировоззрения Горбачева, бурлящая жизнь в Москве в студенческие годы, встреча с будущей женой, студенткой философского факультета МГУ Раисой Максимовной Титаренко (они поженились в 1953) во многом повлияли на формирование его взглядов.

Еще в студенческие годы в 1952 Михаил Горбачев вступил в КПСС (кандидат с 1950). В 1955 окончил университет. Вернулся на родину и был назначен секретарем Ставропольского городского комитета комсомола, с 1956 — первый секретарь. В 1956 у Горбачевых родилась дочь Ирина. В 1958-1962 работал на руководящих постах в краевом комитете комсомола. В 1967 заочно окончил экономический факультет (специальность экономист-агроном) Ставропольского сельскохозяйственного института.

Партийный функционер

В 1962 Михаил Горбачев перешел на работу в краевой партийный комитет, поддержку ему оказывал новый секретарь Ставропольского крайкома (с 1971 член Политбюро) Ф. Д. Кулаков. Горбачев быстро продвигался по служебной лестнице: в 1966 стал первым секретарем Ставропольского горкома КПСС, в 1968 — вторым секретарем, а через два года первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. Хорошие урожаи, собиравшиеся на Ставрополье, создали Михаилу Горбачеву репутацию одного из ведущих «экспертов» по вопросам сельского хозяйства. С середины 1970-х внедрял в крае «ипатовский метод» (бригадный подряд в сельском хозяйстве).

Статьи Михаила Горбачева в поддержку методов рационализации крестьянского труда публиковались в центральной прессе. Постепенно он становился одним из идеологов политики партии в области сельского хозяйства (в начале 1980-х возглавил подготовку десятилетней продовольственной программы). В 1971 стал членом ЦК КПСС. В 1974 избран в Верховный Совет СССР, где стал председателем комиссии по проблемам молодежи (учитывался комсомольский опыт Горбачева). В 1978 Михаил Горбачев был переведен в Москву, где стал секретарем ЦК. Его обязанностью было курировать вопросы сельского хозяйства, вместо умершего Кулакова.

Наследники и преемники

В начале 1980-х гг. все очевиднее становилась необходимость перемен в СССР, которые традиционно в общественном сознании связывались со сменой высшего руководства. Михаил Горбачев в этот период уже входил в состав Политбюро (кандидат в члены с 1979, член с 1980), однако, не рассматривался в качестве потенциального лидера. В составе Политбюро было много руководителей, чей политический вес был не сопоставим с влиянием молодого (в сравнении со средним возрастом членов Политбюро) провинциала. Лишь череда смертей высших партийных руководителей резко увеличила шансы Горбачева взойти на партийный Олимп. Когда после смерти Леонида Ильича Брежнева в 1982 страну возглавил уже тяжелобольной Ю. В. Андропов, Горбачев, который был активным сторонником генсека, рассматривался как вполне вероятный преемник. После смерти Андропова и в период непродолжительного правления К. У. Черненко развернулась политическая борьба внутри Политбюро за пост генерального секретаря. Горбачеву удалось сплотить вокруг себя молодых секретарей ЦК и лидеров местных партийных организаций (Е. К. Лигачева, Николая Ивановича Рыжкова, Э. А. Шеварднадзе и др.) и получить поддержку некоторых членов и кандидатов в члены Политбюро, прежде всего А. А. Громыко, обладавшего большим влиянием среди членов политбюро.

Горбачев — лидер перестройки

В 1985 на мартовском пленуме ЦК КПСС Михаил Горбачев был официально избран генеральным секретарем ЦК — лидером второй мощнейшей сверхдержавы в мире. Горбачев также занимал и другие высшие посты в государстве: с 1989 — Председателя президиума Верховного Совета СССР, а с 1990 — Президента СССР. Он стал главным инициатором процесса, получившего название «перестройка» (1985-1991). Перестройка была призвана прежде всего интенсифицировать погрязшую в застое страну. Однако у Горбачева и его круга не было четкого и системного плана реформирования страны, и последствия многих действий оказались непродуманными (антиалкогольная кампания, внедрение хозрасчета, обмен денег, ускорение). Связанная с именем Михаила Горбачева внешняя политика «нового мышления» способствовала коренному изменению всей международной обстановки (прекращение «холодной войны» и войны в Афганистане, ослабление ядерной угрозы, «бархатные» революции в странах Восточной Европы, объединение Германии). Нобелевская премия мира (1990) стала наградой Горбачеву за его вклад в ослабление международной напряженности.

Ослабление цензуры и либерализация общественной жизни привели к росту гражданского самосознания. В значительной степени приверженность реформам на начальном их этапе (1985-1989) способствовала небывалой популярности нового генсека, разительно отличающегося от партийных вождей прошлых лет (выступления без бумажки, свободный стиль общения с народом). Однако непоследовательная внутренняя политика, прежде всего хаотичные экономические реформы, привели к углублению кризиса во всех сферах общества, и как следствие к резкому снижению уровню жизни, в чем винили, в первую очередь Михаила Горбачева. При Горбачеве вспыхнули кровавые межнациональные конфликты (в Нагорном Карабахе, в Сумгаите и Баку, в Фергане, в Грузии и др. регионах). Реакция Горбачева была, как правило, запоздалой, он шел на поводу у событий, не в состоянии повлиять на них.

Прибалтийские республики твердо взяли курс на отделение от СССР, при этом им сочувствовала практически вся интеллигенция страны. В январе 1991 в Вильнюсе погибло 13 человек во время штурма телевизионной башни союзными войсками, причем Горбачев отрицал свое участие в приказании ввести войска. Ситуация с каждым днем усугублялась. Кульминационным выражением кризиса стал Августовский путч 1991, который организовали бывшие соратники Горбачева накануне подписания нового союзного договора). Поражение путчистов не стало победой Горбачева. Триумфаторами стали силы, для которых политика Горбачева была не достаточно радикальной. В декабре 1991 после подписания Беловежских соглашений о ликвидации СССР Михаил Горбачев подал в отставку с поста президента СССР.

В 1990-е Михаил Горбачев продолжил активную общественную деятельность. С декабря 1991 он президент Международного фонда социально-экономических и политических исследований («Горбачев-фонд»). В 1993 возглавил международную экологическую организацию «Зеленый крест». В 1996 принял участие в выборах президента России(набрал около 1 %). С 2000 лидер Российской Объединенной социал-демократической партии. Энциклопедия Кирилл и Мефодий

Накануне 70-летия Михаила Горбачева был проведен социологический опрос, в ходе которого выяснялось, как сегодня оценивают россияне роль этого политика.

Согласно результатам опроса, каждый второй гражданин РФ (49%) относится к Михаилу Горбачеву нейтрально, каждый третий (31%) - плохо и 16% - хорошо. Нейтральное отношение к первому и единственному советскому президенту характерно для молодежи - 61% в возрастной группе 18-35 лет заявили о безразличии к нему, а негативное - для россиян старше 50 лет (42%) и сторонников лидера КПРФ Геннадия Зюганова (51%). О хорошем отношении к этому политику чаще других говорят люди, имеющие высшее образование (33%).

Такие данные распространил в четверг фонд "Общественное мнение". Его социологи провели всероссийский опрос городского и сельского населения 24 февраля при участии 1500 респондентов.

Оценивая историческую роль президента СССР, большинство респондентов приходит к выводу, что Михаил Горбачев принес народу больше вреда, чем пользы (56%). Каждый пятый (21%) считает, что он принес пользу и вред в равной мере. И 14% полагают, что этот политический деятель принес народу больше пользы, чем вреда.

Что было бы, если бы Михаил Горбачев не ушел со своего поста в 1991 году, а остался у власти еще на несколько лет? При ответе на этот вопрос почти каждый второй опрошенный склоняется к мысли, что в этом случае ситуация в России была бы хуже, чем теперь (47%). Вдвое реже (23%) высказывается мысль, что обстановка в стране была бы такой же, как сейчас. А 13% полагают, что в России не накопилось бы столько проблем, и ситуация сегодня была бы лучше.

Большинство респондентов (62%) не соглашается с распространенным в мире мнением, что Михаил Сергеевич Горбачев - выдающийся политический деятель XX века, хотя следует отметить, что за последние 6 лет число россиян, признающих это мнение справедливым, возросло на 7%. Сейчас эту точку зрения разделяют 27% россиян, а в 1995 году таких было только 20%.


 

ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СССР

 

Национализм и сепаратизм проявились в 1-ые же годы перестройки. 17-19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана заместо Кунаева был назначен Колбин, тыщи юных казахов устроили беспорядок. Погибли двое российских дружинников, выше тыщи человек обратились за помощью в мед учреждения. Для восстановления порядка были использованы войска. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области перерос в войну. Все пробы приостановить этот конфликт ни к чему не привели.
Наряду со стихийными проявлениями национализма создавались националистические организации, так называемые Народные фронты. Больший размах движение за национальную независимость получило в прибалтийских республиках.
Одной из форм данной борьбы стала критика русской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликовать скрытые протоколы, поведать общественности о массовых департациях в сталинские времена. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии утвердил конфигурации и дополнения к Конституции республики, дозволяющие её высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов СССР. Сразу была принята декларация о суверенитете республики. 17-18 ноября Верховный Совет Литвы внес в Конституцию дополнение о придании литовскому языку статуса муниципального. Подобные дополнения были внесены в Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.) и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные фронты Прибалтики объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Фаворит литовского Народного фронта "Саюдис" В. Ландсбергис в "Манифесте литовской свободы" объявил, что его организация ставит целью завоевание власти в республике и провозглашение её полной независимости. Такие же цели провозгласили и Народные фронты Эстонии и Латвии.
В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся митинг под лозунгами "Независимость Грузии" и "Долой Российскую империю". Управление Грузии растерялось. Бюро ЦК компартии республики обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение. Было решено навести в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля митинг был разогнан войсками. Погибли 16 человек. Эти действия отдали мощнейший толчок развитию государственного движения в Грузии.
В мае-июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР. На нем более радикально настроенные депутаты потребовали демонтажа "унитарного имперского государства" и образования новой добровольной федерации. Но на этом съезде представители государственных движений не достигнули поддержки собственных требований.
Потерпев поражение на съезде, националисты попробовали решить вопросец о независимости в Верховных Советах собственных республик. Политическая борьба в республиках достигла необычной остроты. Республиканские компартии пробовали противостоять набиравшим силу государственным движениям, но они утратили былое влияние и монолитность, а компартия Литвы раскололась на две самостоятельные партии. Рвение управления неких республиканских компартий опереться на поддержку центра подорвало их авторитет и сыграло на руку националистам. Результаты выборов в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказались плохими для коммунистов. В Верховных Советах этих республик большая часть получили сторонники государственной независимости, которые стали решать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, в каких коммунисты получили большая часть голосов на выборах, Верховные Советы один за иным стали принимать Декларации о государственном суверенитете, провозглашавшие, в первую очередь, верховенство республиканских законов над союзными.
В стране начались так называемые "парад суверенитетов" и "война законов". 12 июня 1990 г. была принята декларация о муниципальном суверенитете РСФСР ("за" - 907 депутатов, "против" - 13, "воздержалось" - 9), 16 июля декларация о суверенитете Украины, 27 июля - декларация о суверенитете Белоруссии. В августе решение об объявлении суверенитета принял Верховный Совет Армении, в октябре - Верховные Советы Казахстана и Киргизии. В июне такого же года на сессии Верховного Совета Эстонской ССР было принято решение о прекращении финансирования из республиканского бюджета деятельности КГБ и военкомата ЭССР. В августе сессия Верховного Совета Армянской ССР постановила остановить на местности республики действие Указа Президента Русского Союза "О запрещении сотворения вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии орудия в вариантах его незаконного хранения".
В сентябре Президиум Верховного Совета Украины особым указом запретил продажу за границы республики продукции агропромышленного комплекса сверх установленных размеров её вывоза. В конце 1990 г. Наша родина решила в 5 раз уменьшить отчисления в союзный бюджет. 21 июля 1990 года в день 50-летия провозглашения Русской власти в Литве и Латвии Президиум Верховного Совета Литвы опубликовал заявление, в каком 21 июля оценивалось как "день обиды, позора и несчастья". Верховный Совет Латвии объявил декларацию сейма от 21 июля 1940 года "О вступлении Латвии в состав СССР", не имеющей силы с момента её принятия.
Суверенизация происходила не только в союзных, но и в автономных республиках. В РСФСР о собственном муниципальном суверенитете объявили Монгольская, Башкирская, Калмыкская, Чувашская автономные республики. В Молдавии были провозглашены Приднестровская Молдавская Русская Социалистическая Республика и Гагаузская Республика в составе обновленного СССР.
Весной 1990 года Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации о независимости. Русский Альянс оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пробовали приостановить процессы суверенизации.
Сделать это при помощи военной силы оказалось для центра проблематично. В вариантах внедрения войск управление страны действовало непоследовательно и нерешительно. Тбилисские действия 1989 г., а потом пробы силовыми способами воспрепятствовать балтийским республикам из состава СССР (столкновения митингующих людей с подразделениями ОМОНа в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге; в столице Литвы погибли 14 человек), заканчивались людскими жертвами и попытками политического управления свалить всю вину на военных. М. Горбачев заявлял, что он не был поставлен в известность о готовящихся военных операциях. По поводу событий в Прибалтике президент СССР сделал двусмысленное заявление, из которого следовало, что столкновения произошли стихийно, военные действовали без указаний сверху: "События, которые произошли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выражением полосы президентской власти, ради которой она была сотворена. И потому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы благодаря чему поводу... Действия в Прибалтике появились в обстановке жесточайшего кризиса. Противозаконные акты, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей другой национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям создали ту среду, ту атмосферу, где такового рода стычки и побоища просто могут возникать по самым неожиданным поводам. Вот где источник случившейся катастрофы, а не в которых мифических приказах сверху... Как Президент вижу главную задачку в том, чтоб не допустить эскалации противоборства, восстановить обстановку... Совместно с тем, недопустимы никакие самовольные деяния со стороны войск".*

Весной 1991 г. союзные власти попробовали оказать силовое давление на управление Рф. В день открытия III съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска, призванные поддержать готовившееся на съезде депутатами-коммунистами снятие Б. Ельцына с поста председателя Верховного Совета. Но это вызвало прямо противоположный эффект. Снятие Ельцына не состоялось. Наиболее того, было принято решение о внедрении в РСФСР поста президента. М. Горбачев был обязан признать свою ошибку. Войска из столицы вывели.
Противостояние русских и союзных властей сыграло важнейшую роль в судьбе СССР. Почти все республики не решали радикальных шагов, ожидая, чем закончится борьба в Москве. Дела управления Рф и Союза начали обостряться опосля принятия Россией декларации о суверенитете. Усилению противоборства меж ними содействовало и различное видение дальнейших экономических и политических преобразований в стране. Русское управление не скрывало собственного рвения трансформировать экономику на рыночных началах, покончить с единовластием КПСС. Консерваторы, преобладавшие в союзных властных структурах, противились этому. Специфика этого противоборства заключалась в том, что и либералы, как называли Б. Ельцына и русские власти, и консерваторы, исходили из посылки, что перестройка зашла в тупик и необходимо срочно поменять курс реформ. Консерваторы призывали возвратиться к социалистическим, классовым ценностям, а либералы - к буржуазным. И те, и остальные подвергали твердой критике М. Горбачева.
М. Горбачев был обязан маневрировать меж 2-мя этими последними точками зрения, не решаясь прибегнуть к твердым мерам по восстановлению прежнего СССР либо разорвать с КПСС и приступить к радикальным рыночным реформам. С целью укрепить центральную власть и упрочить свое собственное положение Горбачев выступил с инициативой введения поста Президента СССР. Выборы президента состоялись 15 марта 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР. Президентом, как и предполагалось, стал М. Горбачев. Но повышение властного статуса не сумело спасти его от утраты авторитета посреди людей. Не считая того, выборы Горбачева президентом на съезде, а не всенародным голосованием лишили его пост нужной легитимности, что в суровой степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.
В качестве президента М. Горбачев направил свои усилия в первую очередь на сохранение Союза, соглашаясь на некие уступки республикам, на подписание нового союзного контракта. Пожалуй, у него не было другого выхода. По неким оценкам, у Горбачева был один шанс сохранить себя в качестве влиятельного политического деятеля - завершить удачно процесс реформирования СССР и заключить новое соглашение о союзе.

Так или иначе, но М. Горбачев стремился сохранить Альянс в качестве Федерации, бросить за центром очень огромные возможности, подписать Союзный Контракт как можно скорее. Посреди ноября 1990 г. президент СССР на заседании управляющих союзных республик предложил програмку из 8 пт по выводу СССР из экономического и политического кризиса. Большая часть предложений было ориентировано на укрепление, расширение и концентрацию верховной исполнительной власти в СССР. Предполагалось перевоплотить Совет Федерации в неизменный орган, состоящий из управляющих республик, реорганизовать всю исполнительную власть, подчинив её конкретно президенту. Не считая того, принять экстренные меры по укреплению правопорядка, социальной защите неких категорий людей и т. д. Фавориты республик этот план не одобрили.
Еще одну попытку укрепить центральную власть М. Горбачев предпринял на IV съезде народных депутатов СССР. Съезд наделил Президента доп возможностями. А именно, он получил право конкретно управлять правительством, возглавил Совет Федерации и Совет Сохранности СССР. Была введена должность вице-президента, на которую был назначен Г. Янаев.
Но реально центральная власть не только не укреплялась, а день ото дня слабла. В обнародованных в апреле 1991 г. данных о положении в стране указано, что в союзный бюджет попадало менее 40 % запланированных денежных поступлений от республик. В сложившейся ситуации М. Горбачев решил апеллировать к народу. 17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении Русского Союза. В нем приняло роль население 9 союзных республик. Большая часть проголосовало за сохранение обновленного Союза.
Результаты референдума подтолкнули Горбачева активизировать переговорный процесс по поводу реформирования союзного страны. Но время уже было упущено. Некие республики, твердо ориентировавшиеся на выход из Союза, не приняли в переговорах роли.
Эти переговоры, начавшиеся в апреле 1991 г., получили заглавие Новоогаревского процесса, по наименованию подмосковной резиденции Президента СССР, где они проходили. В Новоогаревском процессе приняли роль 9 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и союзный центр в качестве самостоятельного участника дискуссий.

 

Для почти всех решение Горбачева начать переговоры стало нежданностью. Б. Ельцын говорит об этом так: "Совещание в Ново-Огарево было для меня сюрпризом. То, что произнёс на встрече Горбачев, превзошло все мои ожидания".
По итогам первого заседания, состоявшегося 23 апреля, его участники сделали совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. В заявлении говорилось: "Участники встречи считают, что непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению работающих законов впредь до принятия нового Союзного контракта и Конституции Союза. Первоочередной задачей для преодоления кризиса является заключение нового контракта суверенных стран с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума... В течение всего переходного периода обязана обеспечиваться обычная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней... Беря во внимание только острую кризисную ситуацию в стране, руководители Союза и республик считают нетерпимыми пробы достигать политических целей методом подстрекательства к гражданскому неповиновению, забастовкам, призывы к свержению имеющихся законно избранных органов гос власти. Участники встречи отдают себе отчет в том, что все эти меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик".

В ходе дальнейших переговоров были выработаны проекты новейших документов о Союзе Суверенных Русских Республик, предполагавшие создание практически конфедеративного страны. Права республик значительно расширялись. А именно, были достигнуты договоренности об установлении таковой системы отчислений налогов, чтоб республики передавали в центр фиксированный процент от собственных доходов. Фаворитом в переговорах со стороны республик была Наша родина, Б. Ельцын. По его словам, "как правило, приходилось брать инициативу на себя, ежели речь шла о принципиальном вопросце. И спорить. Это всех устраивало. При существовании 2-ух полюсов всем остальным было комфортно выбирать свою позицию, маневрировать. Мы с Горбачевым брали всю моральную тяжесть выяснения спорных заморочек на себя".*
К лету 1991 года большая часть спорных заморочек удалось решить. Подписание союзного контракта было намечено на 20 августа.
Подписанию контракта помешали действия 19-21 августа. В СССР несколькими высшими руководителями был сотворен Муниципальный Комитет по чрезвычайному положению. Президент М. Горбачев был отстранен от власти и изолирован в собственной резиденции в Крыму. Целями ГКЧП были восстановление Русского Союза в прежнем виде и сворачивание процесса перемен в стране. Августовские действия радикально воздействовали на предстоящее развитие событий, на судьбу Русского Союза.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...