Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первый проект: летний лагерь




 

Спорили, обсуждали, задавали вопросы. И в конце концов решили: надо организовать летний лагерь для городских ребят средних и старших классов, которые учатся в художественных школах, и провести его за счет летней оздоровительной кампании. Ведь Ёркино — настоящая благодать для художественной практики. Здесь профессиональный художник мог бы с ребятами пленэры провести можно организовать и мастер-классы по народным промыслам. Для горожан это прекрасная возможность получить то, чего им не хватает в городе: первозданности. А для деревни это занятость, включение местных ресурсов, включение местных жителей, получение опыта. Плюс эстетическое развитие местных ёркинских детей. Идея захватила активисток. Работа началась. Стали писать проект, стараясь максимально привязать его к Ёркино, к местным реалиям, просчитывали затраты, прорабатывали все организационно. Пришлось немало повозиться, не раз и не два они переделывали проект, пересчитывали и уточняли каждый пунктик, каждый рубль затрат, стараясь учесть любые мелочи, которые, как известно, легко и неожиданно перерастают в проблемы.

Мы помогли найти партнеров. Идею такого лагеря сразу же поддержали руководитель Архангельской художественной школы № 1 Нина Сергеевна Долгодворова и замглавы администрации области Татьяна Дмитриевна Румянцева, которая помогла включить лагерь в областную программу летнего отдыха. Поддержали проект и в Областном комитете по делам женщин, семьи и молодежи.

Так постепенно проект, который назвали «Пленэр в Ёркино», приобретал конкретные черты. Руководство проектом взяла на себя Марина Кликунова, и работа началась. Пошли по деревне, переговорили со старожилами, хранителями секретов народных ремесел и промыслов, приглашая их взяться за мастер-классы. Никого особенно уговаривать не пришлось. И надо сказать, работали они потом просто замечательно, словно всю жизнь преподавали. Отзывчивые, добрые, свое дело знающие досконально. И от этого к ним на занятия ребята не просто ходили, а бегом бегали. Вязать рукавички с северными узорами — к Н. А. Жигаловой. Берестяные коробочки шить — к И. М. Заварзину. Валенки валять — к И. М. Жидкой.

Встал вопрос с жильем. Своим, деревенским, ночевать, стало быть, дома, а горожан решили разместить в пустовавшей избе. Не мешкая принялись за ремонт — своими силами и за свой счет, и справились с этим делом быстро. И со столовой вопрос решился: тут школа пошла навстречу, а вот просить помещение для занятий в школе не стали, там летом идет ремонт. Для мастер-классов привели в порядок еще один давно заброшенный дом, бабушки Марфы, его даже на дрова хотели разобрать — и хорошо, что не успели!

В ремонте тосовцам помогли многие односельчане. Одни обоев принесли, другие — краски. Обои, естественно, оказались разными, но комнаты тем не менее получились нарядными. А как установили кросна — в доме словно духом старины повеяло.

С ремонта в Марфином доме деревня, можно сказать, стала потихоньку поворачиваться к проекту. Ведь поначалу многие решили: ТОС — это что-то типа колхоза, он должен ферму восстановить и взять всех желающих в доярки, а девчонки вместо этого какой-то лагерь затеяли! Зачем? Многим было непонятно, и вызвало разочарование. И все же потихоньку стали понимать, что ТОС занимается серьезным делом. Скажем, разве плохо, что в лагерь приняты одиннадцать ёркинских ребят, разве не стоит матерям обрадоваться, что их чада будут под надежным приглядом, накормлены, напоены и заняты полезным делом. И за это платить ничего не придется! Или такой момент: продукты для детей будут покупать в деревне, а это возможность для нескольких сельчан подзаработать, реализовав огородный урожай.

Сыграл немалую роль и приезд в Ёркино Т. Д. Румянцевой, заместителя главы администрации области. Тамара Дмитриевна хотела посмотреть на месте, что же представляет собой проект. Своим знакомством с пинежанками она осталась довольна, пожелав им больших успехов. «Вы можете быть уверены, — сказала она на прощанье, — областная власть всегда будет поддерживать позитивные инициативы с мест».

Программа лагеря была насыщенной — и это немалая заслуга преподавателя художественной школы О. В. Дурящной, которая и пленэры вела, и рисунок, и ткачество, и плетение поясов. А ТОС организовывал для ребят походы по окрестным лесам и речкам, увлекательные поездки и экскурсии. Одна из них была… на поветь в старинном ёркинском доме, где хозяйка рассказывала о крестьянской жизни в прежние времена, сопровождая повествование показом, давая ребятам потрогать руками старинные предметы, поработать на старых приспособлениях: «Это каменные жернова, на них мололи зерно, получали толокно». Ребята с радостью сами мололи, а потом заваривали кашу. Она оказалась очень вкусной. Все это еще долго будет питать их память и души. Одним они недовольны: две недели слишком мало для такого лагеря, нужно, как минимум, месяц.

Для ребят из Ёркино лагерь стал своего рода дверью в новый для них мир художественного восприятия жизни. Надо было видеть, с каким серьезным видом ходили на пленэры ёркинские мальчишки, с каким интересом занимались. Среди деревенских ребят нашлись свои таланты, например, четырнадцатилетняя Лена Семиусова. Ее карандашные рисунки впечатляли всех.

И городские школьники сделали для себя немало открытий в Ёркино. Вот что написала в своем отзыве о лагере тринадцатилетняя Аня Карпова: «За две недели я связала лишь одну рукавичку, но как надо выводить северный узор, усвоила прочно. А еще я научилась чапать шерсть, плести узорчатые пояса. А ткать половички на ткацком станке стало моим любимым занятием».

Ирине Черской шестнадцать, ей пришлись по душе поездки в Карпогоры, в Верколу, знакомство с Л. Крутиковой-Абрамовой, женой писателя, с художником В. Бутюковым, посещение Свято-Артемьевского монастыря, поход на речку Шарду — все это для нее незабываемо. Ёркино для Ирины полно загадок. Ее восхищает умение жителей деревни «из поколения в поколение передавать тайны народных ремесел, беречь старинные избы, амбары, бани, колодцы, которые можно увидеть и в Малых Карелах, но которые здесь смотрятся и чувствуются совсем иначе, чем в музее, здесь они полны жизни; теперь понятно, почему деревню называют хранительницей старины…». А как, оказывается, здорово купаться в реке, косить траву, собирать ягоды, смотреть, как резвятся телята, босиком бегать по росе!

Свои наблюдения и ощущения многие ребята сумели выразить в прекрасных рисунках и акварелях, полных лиризма, тепла и таинственности.

 

Пряники и шишки

 

Это был безусловный успех. Это было маленькое чудо. Буквально за очень короткое время, практические не имея предварительного опыта, группа смогла установить партнерские отношения с целым рядом людей и организаций, разработать свой проект и успешно реализовать его, достигнув всех заявленных результатов.

Ёркинцы стали по-другому смотреть на жизнь, по-новому оценивать себя. Они увидели, что на многое способны и что от них может многое зависеть. Они по-другому восприняли свою деревню, открыв в ней то, чего прежде не замечали и что засверкало, словно радуга под теплым летним дождиком: уникальное культурное наследие, архитектура, ремесла, промыслы. И люди, которые хранили это наследие. Оказалось, что это не только интересно самим, это еще притягивает интерес к деревне людей издалека, служит основой развития.

О девчонках из ТОСа и о Ёркино заговорили, о них стали писать в газетах (причем заголовки-то какие были: «Ёркино — лучшая деревня в мире»!). О проекте была снята и показана передача на областном телевидении. Помню, мы с Мариной Кликуновой и Таней Первушиной пришли в кабинет Тамары Дмитриевны Румянцевой, разложили поделки, картины и рисунки, созданные детьми в Ёркино. И все просто замерли в восхищении. Это был настоящий праздник, настоящий успех, особенно приятный оттого, что был достигнут нелегким трудом.

Но пришла осень, пооборвала и унесла с деревьев золотые и красные листья, зарядила долгими холодными дождями. Наступили будни, в которых опять надо доказывать, чего ты стоишь… И опять всплыли какие-то проблемы. Выяснилось, что внутри группы далеко не все получалось. И значительная часть деревни не понимала, что тосовцы делали, и расположением особенно не баловала. Точнее, деревня разделилась в оценке происходившего. Были люди, которые поддерживали и радовались успехам девчат. Были равнодушные. Были те, кто не принимал и, по сути, осуждал ТОС, который, с их точки зрения, должен был делать что-то другое.

Я стал свидетелем нескольких критических выпадов в адрес ТОСа. Помню, я пытался тогда понять, каким образом получилось, что члены ТОСа оказались кому-то что-то «должны». На самом деле, с какой стати? Почему эти девчонки должны восстанавливать ту же ферму? Почему они что-то еще должны? А вот — должны! А потому что «назвался груздем — полезай в кузов». Взяли на себя какую-то ответственность — вот и отвечайте. А еще потому, что кто-то же должен быть нам должен, если мы сами себе не должны. Это, конечно, не местная проблема. «Нам должны! — это одна из печальных черт нашей массовой психологии, наследие советских десятилетий. — Дайте нам! Решите за нас! Придите и сделайте». Этим людям и в голову не приходит, что они сами могут отвечать за себя и решать, по крайней мере, какие-то из своих проблем.

К этому надо быть готовым. Одна из главных задач ТОСа — работа с сознанием людей. Что бы ТОС ни делал, он должен, прежде всего, создавать новые понятия, новое понимание. Говорить, убеждать, а самое главное — доказывать делом, своими результатами, своими успехами. Убеждают успехи! Надо во что бы то ни стало продолжать работу и добиваться успеха. И девчонки, входившие в ТОС, были молодцами. Они не сдались, не остановились на достигнутом. Они стали работать дальше!

 

Глава третья

Марфин дом в Ёркино

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...