Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Термины, мифологические образы и персоналии Древнего Египта




 

Дуат - в египетской мифологии место пребывания умерших; по древнейшим представлениям находился на небе, на востоке, там, где восходит солнце. В эпоху Среднего царства сформировалось представление о Дуате как о подземном мире за западным горизонтом, где Солнце заходит. В Старом царстве главным богом Дуата являлся Анубис, однако позже эпитет главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису.

Маат - богиня миропорядка, истины и справедливости. Почиталась как Око и дочь Ра. Правящий фараон обязан был поддерживать на земле порядок, установленный Маат. Она же ведает и судьбой фараона. В день его коронации она вместе с другими богами записывает имя фараона, даруя ему бессмертие. Кроме того она записывает решение богов, определяющих наиболее крупные события, которые должны произойти в царствование данного правителя. Маат играет важную роль и в загробном царстве. После допроса умершего богами его сердце взвешивали на весах истины. На одну чашу клали сердце человека, а на другую - перо Маат. Если чаши весов уравновешивались, покойный считался оправданным.

Древнейший иероглиф Маат отражает, вероятно, прямизну тронного пьедестала, который, в свой черёд, символически изображал изначальный холм. Образ этой богини сидящей, со страусовыми перьями на голове - в виде куклы фараоны приносили в жертву богам. Это означало, что царь лицетворяет божественный порядок. Нередко упоминаются две богини Маат, которые сравнивались с обеими солнечными ладьями (называемыми "маати").

«Мемфисская теология» - наиболее систематическая теология была разработана вокруг бога Птаха в Мемфисе, столице фараонов Первой династии. Основной текст того, что было названо "Мемфисской теологией", был высечен в камне во времена фараона Шакбе (ок. 700 г. до н.э.), но оригинал был составлен примерно за две тысячи лет до этого. Удивительно, что самая ранняя египетская космогония, известная нам, является также и самой философической. Ибо Птах творит своим разумом (своим "сердцем") и словом (своим "языком"). "Тот, кто проявляет себя как сердце (разум), кто проявляет себя как язык (слово) под видом Атума, есть Птах, самый древний". Птах объявляется самым великим богом, тогда как Атум почитается только как создатель первой божественной четы. Это Птах "дал богам существование". После этого боги обрели свои зримые тела, войдя "в каждый вид растений, каждый вид камня, каждую глину, во все, что растет на ее (т.е. земли) поверхности и в чем они (т.е. боги) могут проявиться". Вначале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть-тело и стал богом. Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и других богов. Сперва он создал их Ка и знак жизни "анх", затем - творческую силу будущих богов, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Так как других материалов для деятельности у Птаха не было, он решил, что будет создавать всё сущее из себя - из земли, которая была его плотью. Творение свершилось так: в сердце бога возникла Мысль об Атуме, а на языке - Слово "Атум"; бог произнёс это имя - и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, однако действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, был её проводником. По воле Птаха Атум создал Великую Девятку; Птах же дал всем богам могущество, наделил их мудростью. После того, как Птах сотворил мир, он создал божественные волшебные слова-заклинания и установил справедливость йа земле. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей. <..> Вышли из него (Птаха) все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов. Птах построил города, основал номы, поставил каменные изваяния богов в их святилища и ввёл обряд жертвоприношения. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев свою работу, Птах остался доволен. Плоть и дух этого великого бога пребывают во всём живом и неживом, что есть в мире. Он почитается как покровитель искусств, ремёсел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена - богиня-львица Сохмет и их сын- бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую Триаду.

Огдоада - Вторая великая космогония возникла в городе Хемену (егип. – «восемь»; известный грекам как Гермополь, совр. Эль-Ашмунейн), столице нома Верхнего Египта. Снова, начинаясь с бесформенного водного пространства, она наделяет саму воду созидательной силой. Вначале был хаос, в котором царили разрушительные силы, им противостояли силы созидательные. По воле Тота, верховного божества Гермополя, и в этом самом месте водная стихия породила четырех лягушек (мужские божества - Хух, Нун, Кук и Амон, часто изображались как люди с головами лягушек) и четырех змей (женские божества - Наунет, Хаухет, Каукет и Амаунет, имели головы змеиные), иногда – восемь бабуинов, приветствующих рассвет. Они совместно произвели на свет Яйцо, которое поместили на появившийся из воды холм. Из этого яйца вылупился бог солнца Хепри (молодой Ра). В иной версии, Ра родился из цветка лотоса, который вырос на первичном холме. Когда новорожденный младенец заплакал, из его слез, упавших на холм, возникли люди. Ра создал Шу и Тефнут, а от этой пары произошли все остальные боги. Восемь созданий сформировали огдоаду, число, имевшее большое значение для египтян: Нун и его супруга Наунет - олицетворявшие первобытный океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – невидимое, воздух. Среди египтологов нет всеобщего согласия относительно имен богов, в основном ввиду сложности интепретации и перевода иероглифических текстов. Так, например, в надписях на стенах храма Дария II, построенного в оазисе Харга, Керех и Керехет заменяют в гермопольской огдоаде Амона и Амаунет.

Аменхотеп IV / Эхнатон - сын и наследник фараона Аменхотепа III от его супруги Тии. Вполне вероятно, что на трон он взошёл за несколько лет до смерти своего отца, который в конце правления часто и сильно болел. После смерти отца он стал единоличным правителем Египта, приняв имя Аменхотепа. Как только Аменхотеп IV получил власть, он приступил к религиозным реформам, внедряя свою концепцию о главенстве Атона (божество, персонифицирующее солнечный диск), и отодвигая на задний план Амона. Через 5 лет своего правления Аменхотеп IV приступает к более радикальным действиям по укреплению культа Атона. Он меняет своё имя на Эхнатон и приступает к строительству новой столицы Египта — Ахетатону («Горизонт Атона»), который был расположен в районе современной деревушки эль-Амарна, в Среднем Египте. Основной идеей вероучения Эхнатона было то, что Атон является создателем всех богов и всего сущего и единственным владыкой мира. Амон же отодвигался на второй план. До нас дошло много стел, где Эхнатон, один, или со своей супругой Нефертити и детьми поклоняются Атону, который изображается в виде солнечного диска с лучами, доходящими до них и заканчивающимися руками, «ласкающими» семью Эхнатона и дающими им жизнь. На перименовании себя и переносе своей резиденции в Ахетатон царь не остановился, он пошёл дальше. По его приказу по всему Египту на памятниках стали уничтожать имена другоих богов, и в особенности имя Амона. Эхнатон првозгласил постулат о том, что Атон — единственное главное божество в мире. Некоторые египтологи склонны видеть в этом первые в истории человечества зачатки монотеизма.

Амон/ Амон-Ра - одно из старейших божеств древнеегипетского пантеона, имя его в переводе значит "скрытый". Особо почитали Амона жители Фив, а жрецы Гермополиса поклонялись Амону и его жене Аменет как богам сотворения. Что касается имени Амон, то здесь существует и другая версия, связывающая его происхождение с ливийским aman - вода. Главным доказательством этой версии являются нередкие изображения Амона в виде гуся. Помимо этого существуют и другие воплощения Амона - бык или змей (под именем Кематеф). В общем смысле Амон воспринимался в качестве божества, отвечающего за плодородие и изобилие.

В эпоху Среднего Царства влияние Фив начинает распространяться на всю территорию Древнего Египта, соответствующий статус приобретает и бог Амон. Теперь в его образе воплощается главный египетский бог - Амон-Ра, получивший во времена Восемнадцатой Династии статус Короля Богов. Кстати, с именем Амона связан и один из самых грандиозных памятников древней цивилизации, сохранившийся до наших дней - храм в Карнаке. Наиболее древние источники указывают на то, что Амон, наряду с богами Аманет, Кса, Кау, Нун, Нанет, Каукет и Хаухет, является первоначальным божеством, созданным богом Тотом. Позже Амону в образе змея-Кематефа стали приписываться функции самосоздателя, который сотворил и все вокруг из первоначального хаоса. В неспокойное для Древнего Египта время экспансии Амон почитался как военный бог, дарящий успехи в битвах. Поэтому в его храмах на данном этапе развития было накоплено огромное количество сокровищ. В качестве жертвы Амону приносили отрезанные руки и фаллосы врагов. Кстати, эти части тела являлись и основными символами верховного бога. Жрицы этого божества в полной мере считались его женами. С наступлением времен Девятнадцатой и Двадцатой Династии значение Амона как самосоздателя и сотворителя всего живого только усиливается. Его заслуги распространяются теперь на создание жизни во всех трех существующих мирах - небесном, земном и подземном. В связи с этим главенствующее значение приобретает его форма Ра. Египтяне верили, что божество это тщательно оберегает их от любых напастей.

Новое Царство прибавляет к традициям, связанным с культом Амона, богиню Мут, ставшую воплощением Великой Матери. Теперь первоначальное божество дополнилось и женским образом, что породнило древнеегипетский культ с верованиями других народов. Согласно преданиям, у Амона и Мут вскоре родился сын Кхонс, наделенный полномочиями лунного бога. С приходом к власти Эхнатона наметился религиозный кризис. Это было вызвано, в первую очередь, желанием фараона привести цивилизацию к монотеизму, провозгласив веру в единственного бога - Атона. Правитель создал новую столицу Ахетатон, который должен был стать символом новой религии. Однако после смерти Тутанхамона, сына Эхнатона, традиционный культ Амона вновь воцарился в Древнем Египте, статус столицы вернулся к Фивам.

Атум - Бог-созидатель Гелиополя - это вполне умозрительный образ. Он является персонификацией хаоса, из которого вышло всё сущее. Он "самовозникающий"; перед тем. как небо отделилось от земли, он был "единым хозяином". В "Текстах Пирамид" он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, который, по видимому, появляется из-под земли, если о нём подумать. Атуму посвящён большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное. В "Книге мёртвых"(гл.175) Атум говорит Осирису о конце света, что всё созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею. Атум зачал с помощью самосовокупления первую супружескую пару богов Шу, дуновение ветра, и Тефнут, сырость. Участвующая в самосовокуплении рука персонифицировалась как женский элемент Атума; "Атум и его рука" появляются на гробах Гелиополя как супружеская пара богов.

Геб - бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут ("небом"), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа(Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул "князь князей" давал ему право считаться правителем Египта. Наследник Геба — Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.

Гор - Египетское божество, воплощенное в соколе; изображался как человек с головой сокола или как крылатое солнце - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально это был хищный бог охоты, впивающийся в свою добычу. Позже он считался сыном Исиды, богом света, борющимся с силами мрака. Его глаза - солнце и луна. Полет его олицетворял смену времен года, а так же дня и ночи, потому что так же первоначально его иногда считали богом Неба, чей образ усматривают в соколе с распростёртыми крыльями. Уже в начале раннего исторического периода небесный сокол отождествляется с царём. Для народа правитель был формой правления Гора. Имя царя было написано на внутренней стороне "дворцового фасада", на которой восседал сокол (по имени Гор). Благодаря дуалистической картине мира у египтян Гор получил в своём брате Сете соперника. В борьбе с ним Гор потерял глаз; в конце концов два бога объединились во владении страной Нила: обычно Сет представляется как бог Верхнего Египта, а Гор как бог Нижнего Египта. С распространением культа Озириса Гор становится сыном Осириса и племянником Сета; как Хорсиес (греческое обозначение выражения "Гор, сын Исиды") он подрастает в потаенном болотистом месте дельты, чтобы позднее в образе Хорендота отомстить за своего отца Осириса. Дальнейшая форма Гора-это Гарпократ, т.е. "Гор-ребёнок" с мальчишеской косичкой и с пальцем во рту. Важнейшими культовыми городами Гора были Эдфу, где бог почитался в образе крылатого солнца, Ком Омбо, где он, как сын Ра, проходил под именем Хороэриса, и Гелиополь, где он под именем Хорахти считался богом утреннего солнца.

Исида - богиней плодородия, ветра и воды, символом семейной верности, женственности, а также богиней мореплавания. Культ данной богини был широко распространен в Египте и даже далеко за его пределами, особенно в эпоху эллинизма. В Греко-римском мире ее очень часто называли «та, у которой тысяча имен». Исида была дочерью Нут и Геба, сестрой Нефтиды, Сета, Осириса (была также его супругой). Мать Гора. Главные легенды об Исиде связаны с мифами об Осирисе. Там она обычно выступает в качестве верной и преданной супруги. После того, как Сет убил Осириса, она отыскала тело мужа, похоронила его и, зачав от мертвого мужа, родила сына Гора, который обязан был отомстить убийце. В мифах достаточно подробно описывается жизнь богини в дельте Нила, где она, прячась от Сета, воспитывала Гора. Однажды, когда она отсутствовала, ядовитая змея ужалила младенца. Его тело было неподвижно, а сердце его было бессильно, не бились сосуды маленького тельца. Исида закричала, призывая на помощь людей и богов. Откликнулся Тот, бог мудрости, который успокоил несчастную мать и исцелил Гора. Когда Гор вырос, Исида вместе с ним отправилась на суд эннеады (девять богов) и начала требовать для него царский престол (это законно – ведь он сын Осириса). Сет настоял, и Исида была отстранена от судебного разбирательства. Боги собрались на Внутреннем острове и запретили перевозчику доставлять на остров мать Гора. Однако мудрая богиня обманула Сета. Приняв образ старухи, она дала перевозчику красивое золотое кольцо, и он согласился переправить ее на заповетный остров. Там она обратилась в красивую девушку и рассказала Сету о сыне пастуха, которого ограбил чужеземец, лишив его умершего отца. Сет был возмущен подобной незаконностью и воскликнул, что чужеземца следует избить палкой. Этим он осудил, сам того не ведая, самого себя, признав, что наследство должно перейти к сыну. Во всех дальнейших спорах и столкновениях Гора и Сета Исида всегда помогала своему сыну. Когда Сет проник в руку Гора и наполнил ее отравой, Исида оторвала больную руку и заменила ее здоровой. Она добилась того, чтобы Сет был осужден, а царем Египта стал ее сын Гор. Имя Исиды упоминается практически во всех текстах, посвященных Осирису. О ней также идет речь и в легенде о споре Сета с Гором.

Менес - (имя «Менес» («Мен») употребляется древнеегипетским историком Манефоном, другими формами его имени являются Мина (по Геродоту) и Менни; в переводе с древнеегипетского Мена значит «Прочный», «Крепкий», «Вечностоящий») — согласно античным авторам, обращавшимся к древнеегипетской традиции, первый земной правитель Древнего Египта, основоположник I династии, живший приблизительно в XXXII, XXXI или XXX веках до н. э. (более распространена датировка ок. 3050 до н. э). Миф о Менесе вошёл в греческую, позже римскую историческую традицию, сообщения о нём есть у Геродота, Диодора, Манефона, Плиния Старшего, Плутарха и Элиана. Ему приписываются основание египетской государственности путём объединения враждующих царств Верхнего и Нижнего Египта, и в частности основание Мемфиса, учреждение культов, изобретение письма (Плиний).

Нефтида - олицетворяла у древних египтян пустыню и умирающую природу. Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Согласно "Текстам пирамид", Нефтида плавает в ночной барке (Исида в дневной). Нефтида и Исида отождествлялись с соколицами, поэтому их часто изображают крылатыми женщинами.

Нун - один из наиболее старых и загадочных богов египетской мифологии. Считается, что Нун является олицетворением первозданного хаоса, из которого вышло все сущее, а в первую очередь – боги. На египетской фреске, которая символически изображает структуру мироздания, Нун изображен творцом и первоосновой мира. Он возникает из определенной субстанции и держит в руках ладью, в которой восседают все первейшие божества (их было десять). В гелиопольской легенде о сотворении Вселенной Владыка, который появился их «бескрайнего Нуна», изрыгнул из себя Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги. Повествование ведется от самого владыки (Хепри, одного из воплощений Атума). Он далеко не всемогущ; он нуждается в помощи своего отца: «И произнес мой великий отец: «да возрастут они!». После этих слов существовал единый бог, выражаемый в трех образах – Я, Тефнут и Шу. От Тефнут и Шу произошли все остальные боги и богини». Это одна из версий древнего космогонического мифа, в которой подчеркивается величие Нуна, его способность наделять силой и мощью других богов. В нем существуют три ипостаси: творец Вселенной, духовная сила и отец богов. Но в то же время он является и чем-то материальным, не разделенным на отдельные стихии. Скорее всего, его можно сопоставить с первозданной материей, но никак не с Хаосом.

Нут - богиня неба, дочь бога ветра Шу и богини влаги Тефнут, жена бога земли Геба. В древнейших сказаниях Нут - Небесная Корова, рождающая солнце и других богов. Принимая облик коровы Мехет Урт, Нут рождает золотого теленка, бога солнца Ра. За день теленок взрослеет, становится Быком - солнца. Вечером Нут соеденяется с солнечным Быком и проглатывала его, а утром следующего дня рождает его вновь. Согласно мифу, Геб, не желая, чтобы Нут проглатывала своих детей, поссорился с ней, и Шу разъеденил супругов, оставив Геба, внизу, Нут повестив над ним. Нут является и защитницей мертвых. Небесная Корова возносит на небеса души умерших. На небе по древним представлениям, находится загробный мир, дуат, гже обитали души мертвых. Позднее Нут стали рассматривать как покровительницу мертвых наряду с другими богинями и изображать на саргофагах в виде женщины с распростертыми крыльям. Она также персонифицирует небесный свод; ему соответствует художественное изображение женщины, которая согнулась над землёй, касаясь руками и ногами западного и восточного горизонта. Она также мать бога Солнца Ра, которого вечером она проглатывает, а утром снова рождает. Связанная с этим символика восхождения определила роль Нут в вере, касающейся умерших. Гроб и комната для гроба украшаются звёздами или изображением богини Неба (часто с крыльями коршуна и маленьким сосудом в виде шара); гроб сам есть небо, есть нут, из которого умерший пробуждается к новой жизни.

Осирис -бог плодородия и царь загробного мира. Сын бога земли Геба и богини неба Нут, отец Гора (Хора), муж и брат Исиды. Став взрослым, Осирис унаследовал трон бога Геба и титул верховного владыки земли. Он обучил людей обрабатывать землю, ыращивать урожаи, соблюдать законы общежития, поклоняться богам. Он дал также людям письменность, знание основ ремесел и искусств. После этого на земле установился золотом век изобилия и счастья. Однако молочный брат Осириса Сет, задумал убить его и стать земным владыкой. Он подготовил ящик по росту Осириса и пригласил к себе на пир гостем. Украшенный драгоценностями ящик должен был достаться тому, кто сможет удобно разместиться в нем. Когда Осирис по примеру других гостей улегся в него. Сет и его сообщники внезапно закрыли крышку ящика, обвязали веревками и бросили его в реку. Ящик вынесло в открытое море и принесло волнами к фини-кийскому берегу. Там его и нашла Исида. Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Здесь оно было случайно обнаружено охотившимся Сетом. Он разрубил тело на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида собрала почти все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида смогла родить от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Блягодаря этому Осирис воскрес. Он благословил Гора на борьбу с Сетом, а сам спустился в подземное царство и стал его владыкой. Перед Осирисом взвешивалось сердце умершего человека на весах, чтобы определить меру греховности последнего. Ежегодно в Египте справлялись прадзнования воскресения Осириса, которое знаменовало пробуждение к жизни всей растительной природы.

Птах - божество земли и плодородия. Почитание Птаха возникло в городе Мемфисе, но затем распространилось по всему Египту и сопредельным странам. В поздних сказаниях Птах выступает творцом всего существующего: Вселенной, богов и людей. Он почитался в древности также как покровитель ремесел, искусств, бог справедливости и истины; изображался в виде человека с посохом. Он был подобно мумии одет в узкое платье, с неукрашенной гладкой головой. Его скипетр - это комбинация столба джед и скипетра. Ему приписывали изобретение этого мастера, но во времена пирамид он занял место творца. Его созидательными органами являются сердце и язык; через могущество слова он создал мир. При каждом ударе сердца и при каждом звуке только и открывается творческая сила бога. Птах считался "древнейшим", который в себе объединяет сущность Нула и Наунет (как мужского и женского аспектов). Народу Птах был ближе как "ваятель земли", который подобно Хнуму, создаёт сущность на гончарном круге. Через связь с мемфисским богом земли и мёртвых Сокарисом Птах воспринял также сущность Осириса. Его супругой была богиня войны Сахмет.

Ра - (др.-греч. Ρα; лат. Ra) — древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце» (коптское PH). Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.

Ра-Атум-Хепри - Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу. Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум - Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. От союза этой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, - который вылепил их из глины.

Сет - в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Хора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев. Сет был младшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба. Являлся братом Осириса, Исиды и Нефтиды, для последней он так же был мужем. Есть версия, по которой он был рождён в районе города Су (оазис Файюм). Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. Сет изображается, как правило, с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное). По легенде Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.

Тефнут - в египетской мифологии как и её брата Шу породил из себя прабог Атум. С ними из первоначального единства выходит на первый план двойственность, и начинается развитие двух полов. В Леонтополе брат с сестрой олицетворялись двумя почитаемыми там львами. Путём слияния Атума с Ра, Шу и Тефнут становятся детьми бога Солнца, они считаются глазами хозяина неба; Тефнут отождествляется с лунным глазом, но может через различные мифические связи стать солнечным глазом и через него змеёй уреем. Тефнут имеет прозвище "хозяйка пламени" и "налобная змея на голове всех богов". В буто Шу и Тефнут почитаются в образе фламинго - "детей нижнеегипетского царя", т.е. в мифическом образе солнца и луны.

Тот - бог мудрости, письменности и счета, а так же магии и чародейства. Считался так же богом Луны. Его жена богиня порядка и истины Маат (по другим мифам, Сешет была его женой). Тот изображался в виде человека с головой ибиса, иногда в облике павиана. В руке Тота находится пальмовая ветвь - символ его власти над временем. Тот исполнял обязаности Ра, он записывал время рождения и смерти людей. Присутствовал он на суде над умершими в загробном мире, где записывал приговоры Осириса. Считалось, что он так -же охраняет умерших, направляющихся в загробный мир. Греки отождествляли Тота с Гермесом. В образе Тота слиты различные древние предания. Значение этого имени (египетское Джекути) неясно. Наличие головы ибиса у бога указывает на Дельту как на его родину; 15-й нижнеегипетский ном имеет знак ибиса в качестве эмблемы нома. В историческое время главным местом культа Тота был Гермополь, где он слился с более ранним богом-павианом Хецуром и принял его облик. Тот - хозяин луны, в позднее время получил прозвище "серебряный Атон". Видели ли египтяне в луне сидящего на корточках павиана (подобно нашему человеку) и в клюве ибиса символический намёк на серп луны, доказать нельзя. В одном мифе рассказывается, что Тот якобы возник из головы Сета, после того как последний по ошибке проглотил семя Гора. Космический подтекст этой картины ясно выражает египтолог Боннэ; "Посредством силы бога света из Сета, силы тьмы, вырывается диск полной луны". Отношение к луне позволяет Тоту стать "хозяином времени" и "счётчиком городов". Отсюда его атрибуты - письменные принадлежности.

Шу - вышел как дыхание из носа прабога Атума. Вместе со своей сестрой и женой Тефнут (сырость), Шу(воздух) олицетворяет необходимые для жизни силы. Сверх этого, Шу отождествляется с солнцем, а Тефнут - с луной. Двое их детей - это богиня неба Нут и бог Земли Геб. Поднятыми руками бог воздуха, отец, выгибает небо вверх и отделяет его таким образом от земли; Шу перенимает функцию носителя неба. Путём отождествления Атума с Ра, Шу становится "сыном Ра", и тогда борющийся за солнце Шу получает иногда голову льва. В других случаях он изображается в человеческом облике со своим знаком-картинкой (пером) на голове.

Гиксосы - группа кочевых скотоводческих азиатских племён из Передней Азии, захвативших власть в Нижнем Египте в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э., образовавших свою династию правителей. Свое название они получили от египетского Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Манефон (Иосиф Флавий «Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы», как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник». Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом.

Пепи II - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2279 — 2219 годах до н. э., из VI династии. Младший сын фараона Пепи I и царицы Анехнес-Мерира, сводный брат Меренра I. Считается, что Пепи II наследовал престол в шестилетнем возрасте и по преданию прожил до ста лет. Таким образом, его правление продолжалось 94 года и было самым длительным в мировой истории. Однако, высказывались предположения, что на самом деле фараон правил 64 года, но неправильное понимание текста Манефоном привело к появлению 94 годов правления. правление Пепи II было отмечено усилением власти номархов — правителей номов. Например, Пепи вынужден был освободить так называемыми иммунитетными грамотами храмовые хозяйства и многие поселения от государственной повинности на «дом царя», что свидетельствует о дальнейшем упадке царской власти. В результате, децентрализационные тенденции привели к падению Древнего царства после смерти наследников Пепи II — фараона Меренра II и царицы Нитокрис.

 

Тэтти (Тети (Тети III или Атоти III)) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2347 — 2337 годах до н. э., первый из VI династии. Тети имел детей от Ипут — сына Пиопи I и от второй жены Анхнесмериры или Анехнес-Мериры — Пиопи II. Пепи II взял в жены Нейт и правил 94 года. При Тети продолжалась децентрализация царской власти, сопровождавшаяся усилением местной родовой знати. Многие чиновники периода правления Тети оставили крупные гробницы, свидетельствующие о росте их независимости. В частности, чати (визирь) фараона Мерерука соорудил для себя мастабу, состоящую из 33 богато украшенных помещений и являющуюся самой большой известной гробницей египетского вельможи. Дочь фараона Тети Уотет-хет-хер (известная так же как Sesheshet), возможно, была замужем за этим сановником. О царствовании Тети не известно ничего существенного, за исключением того, что при нём начинал свою карьеру вельможа Уна. Тети издал указ в пользу храма в Абидосе, а также его имя упоминается в связи с культом Хатхор в Дендере. Согласно Манефону Тети был убит собственной стражей. Некоторые приписывают организацию этого заговора некому Усеркара, который значится фараоном, следующим за Тети в Абидосском списке царей. Другие высказывают мнение, что Усеркара это тронное имя самого Тети, обведённое в отдельный картуш в связи с ошибкой переписчика. Во всяком случае, на данный момент у египтолов не существует единого мнения на обстоятельств смерти Тети.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...