Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генри Форд, генри джордж, сильвио гезелль о деньгах и экономике




Различия между предпринимателем, организующим процесс произ­водства материальных благ, и банкиром, организующим процесс произ­водства денег «из воздуха», прекрасно показал известный промышленник Генри Форд. Он был одним из немногих предпринимателей, кто понимал, что в конечном счете промышленник должен преследовать цель «служе­ния» потребителю, а не цель создания и накопления прибыли, тем более в денежной форме. Следование второй цели делает промышленника не­вольно рабом и приказчиком ростовщика. Г. Форд прекрасно понимал, что «прибыль» – это важнейший элемент идеологии и механизма обогащения ростовщиков. Ведь по большому счету она не нужна ни рабочим, ни потре­бителям, ни самим промышленникам. Она нужна лишь ростовщикам, кото­рые периодически (в периоды кризисов) производят «жатву урожая» в виде «прибыли» на тех «полях», которые засевали, поливали и обрабатывали наемные работники под руководством своих «бригадиров» – промышлен­ных предпринимателей. Генри Форд говорил, что если и происходит пре­вышение доходов производства над издержками, то эта разница (прибыль) должна не накапливаться, а тут же распределяться: одна часть должна идти на развитие производства (что будет создавать спрос на инвестиционные товары), другая часть – возвращаться покупателям или направляться на по­вышение доходов рабочих и самого предпринимателя (что будет стимули­ровать спрос на потребительские товары). Я не оговорился, когда сказал «возвращаться покупателям». Генри Форд неоднократно возвращал деньги покупателям своих автомобилей в тех случаях, когда снижение издержек производства оказывалось больше запланированного. Очевидно, что при таком подходе к организации производства у Форда происходило плано­мерное снижение цен на автомобили из года в год.

Как ни парадоксально, Генри Форд был промышленником с ярко выра­женным антикапиталистическим мировоззрением. Он был, наверное, одним из последних «рыцарей» экономики (экономики без кавычек, как творческой, созидательной деятельности) и вел бескомпромиссную борьбу с банкирами Уолл­стрита. В том числе он беспощадно разоблачал деятельность их «гене­рального штаба» – Федеральной резервной системы США. Г. Форд прекрасно понимал, что единственный способ «переиграть» банкиров Уолл­стрита – установить долгосрочные и взаимовыгодные отношения между производи­телем и потребителями, изгнать из этих отношений «финансовых посредни­ков». Тем, кто действительно хочет понять, что такое деньги и кредит, что такое «капиталистическая экономика», каковы альтернативы этой модели «экономики», рекомендую читать не «Капитал» «профессионального эконо­миста» К. Маркса, а работы Г. Форда1. Думаю, что Г. Форд может помочь сегодня российскому обществу больше, чем все помпезные программы пра­вительства по выводу страны из кризиса.

Конечно, Г. Форд как мыслитель и как практик был не одинок. Среди тех, кто были почти что современниками Форда и его единомышленниками, мож­но назвать, например, американца Генри Джорджа (Henry George) и немца Сильвио Гезелля (Silvio Gesell). Между прочим, ни тот, ни другой не были членами гильдии «профессиональных экономистов».

Первый вышел из рабочих и был профсоюзным активистом. Он написал книгу «Бедность и прогресс»2, которая в Америке в конце XIX века была известна чуть ли не каждой домохозяйке и делала «Капитал» талмудиста Маркса неконкурентоспособным «интеллектуальным продуктом». Работа Г. Джорджа содержит глубокий анализ экономического порядка в западном обществе XIX века и дает четкие ориентиры экономического и социального переустройства капитализма, причем без революционных потрясений. Ро­стовщиков особенно раздражала простая мысль Г. Джорджа о том, что деньги являются не богатством, а лишь средством, с помощью которого в капита­листическом обществе одни люди отнимают имущество других людей. Он показал, что наиболее реальным богатством являются земля и другие при­

1 Г Ф М ь – М: Ф к, 1989; Г Ф М

М: Вь, 2000 2 Г Д Бь шх б, щ б С б СПб: Л Ф П, 1896 (: Г Д Бь Мк: Г Д Фш, 1992)

родные ресурсы, дарованные человеку Богом, и что целью банкиров является установление полного контроля над ними.

Второй деятель был коммерсантом и написал работу «Естественный экономический порядок»1.

Известны слова английского экономиста Дж. Кейнса: «Я уверен, что будущее научится больше у Гезелля, чем у Маркса».

Кстати, идеи Гезелля (прежде всего идеи введения «беспроцентных», или «нейтральных», денег) стали активно воплощаться в жизнь в 30­е годы прошлого столетия на уровне отдельных общин и муниципалитетов в це­лом ряде стран и позволяли активно противостоять тогдашнему кризису.

К сожалению, я должен констатировать, что сегодня ни в американ­ских, ни в немецких, ни в российских университетах студенты не только не читали работ Г. Форда, Г. Джорджа, С. Гезелля, но даже не слышали их имен (за исключением имени Г. Форда). Впрочем, то же самое можно сказать о большей части профессоров, «просвещающих» студентов по программам mainstream. Думаю, что Г. Джордж и С. Гезелль также могли бы стать хо­рошими помощниками в выходе России из кризиса. Для этого, по моему мнению, надо всячески популяризировать их работы в нашей стране.

«Экономическая оппозиция» на западе

Читателю, наверное, может показаться, что автор сгущает краски, что, может быть, автор где­то сам допустил логическую ошибку и есть надежда, что все не так плохо. Отвечу коротко: ваш покорный слуга ничего в данном случае не «изобретал». Пытливые умы в странах Запада уже в течение двух столетий имели возможность поразмыслить над тем, что для нашего бра­та, «облагодетельствованного» «дарами» капиталистической цивилизации, все еще в новинку. Конечно, на 90 или даже 99 процентов все выходящие на Западе публикации по проблемам денег выдержаны в духе mainstream – «генеральной линии» «партии ростовщиков». Однако при желании в этом мутном потоке книг и статей «профессиональных экономистов» можно найти честные и глубокие работы тех авторов, которых мы условно назовем «экономической оппозицией». Яркие представители такой «экономической оппозиции» – Генри Форд, Генри Джордж, Сильвио Гезелль. Они жили и творили давно – в XIX веке и в первые десятилетия XX века, их можно от­нести к «классикам» «экономической оппозиции».

1 С Гь Е экк к П Р: http: blogiuauser1841461851041 В ю к к к к кх: Silvio Gesell The Natural conomic Order (: http:wwwgeokeydeliteraturdoc neopdf); Silvio Gesell Die Naturliche Wirtschaftsordnung (: http:userpagefuberlinde roehrigwgesellnwo) Рк к б (б к к к, к к к)

Однако, слава Богу, и сегодня появляются интересные работы предста­вителей «экономической оппозиции», которые продолжают традиции «клас­сиков» и развивают их мысли с учетом реалий современности.

Вот, например, яркий представитель «экономической оппозиции» – аме­риканец Эмри Шелдон. Многим в Америке и за ее пределами известна рабо­та Шелдона «Миллиарды – банкирам, долги – народу». По своей форме она является яркой публицистикой, а по глубине и остроте мысли напоминает работы Генри Джорджа, который творил в Америке за сто лет до Шелдона.

Привожу лишь одну цитату из упомянутой работы Шелдона:

«Единственным способом новые деньги (которые, впрочем, не настоя­щие деньги, а, скорее, представляющие долг кредиты) попадают в обраще­ние в Америке – когда их берут у банкиров взаймы. Когда Штаты и населе­ние получают в долг крупные суммы, возникает впечатление, будто страна процветает. Однако банкиры «создают» лишь количество денег, соответ­ствующее основной сумме каждого займа, но никогда – то дополнительное их количество, необходимое для оплаты процентов. А потому объем новых денег никогда не может догнать объем выданных долгов. Суммы, необходи­мые для оплаты процентов по займам, не «создаются» и потому просто не существуют! В рамках этой системы, в которой объем новых долгов всегда превышает количество выданных средств, не имеет значения, берете ли вы много займов или мало; рост общего долга намного опережает количество доступных средств для их возврата. Люди никогда – никогда! – не смогут выбраться из долгов (выделено мною. – В. К.) »1.

Очень интересна и информативна вышедшая в конце 1990­х гг. книга английского экономиста М. Роуботэма, которая называется «Хватка смер­ти. Исследование современных денег, долгового рабства и деструктивной экономики»2. Книга базируется на анализе статистических данных по Ве­ликобритании за последние сто с лишним лет. Эту книгу сложно цитиро­вать, поскольку каждый абзац ее более чем 400­страничного текста рас­крывает мало известные нашему читателю (в том числе дипломированному «экономисту») «тонкости» «долговой» «экономики».

Вот, например, в начале своей книги М. Роуботэм пишет:

«Ни в коей мере не вызывает удивления тот факт, что нации находят­ся в состоянии хронических должников, правительства не располагают до­статочными ресурсами, общественные службы недофинансируются, а люди обременены задолженностью по ипотеке и кредитам овердрафт (овердрафт –

1 Ш Э М – бк, – П э б

к к (: http:worldcrisisrucrisis195211) 2

nomics Charlbury Carpenter Publishers, 1998

кредит, по которому должник может получать дополнительные средства сверх первоначально оговоренного лимита. – В. К.). Причина этой денежной нехватки и неплатежеспособности состоит в том, что финансовые системы… во всех странах фактически базируются на долге… создание современных денег и долга идет параллельно…

Создание и предложение денег в настоящее время почти полностью от­дано банкам и другим кредитным институтам. Большинство людей пола­гает, что если они заимствуют из банка, то они заимствуют деньги других людей. Деньги, данные в долг банком, не представляют собой заем ранее существовавших денег; деньги, данные в долг банком, – дополнительно созданные деньги. Поток денег, генерированный людьми, предпринимате­лями и правительствами, постоянно берущими в долг из банков и других кредитных институтов, удовлетворяет потребности всей экономики. Таким образом, предложение денег зависит от людей, берущих в долг, и уровень задолженности внутри экономики есть не что иное, как показатель объема денег, которые были созданы»1.

А чуть ниже Роуботэм обращает внимание на то, что современные люди перестали чувствовать разрушительное влияние растущего долга (подобно тому как люди могут не чувствовать губительного воздействия радиации) и что сегодняшняя денежная система, базирующаяся на долге, является наи­худшей для общества из всех проектов денежных систем:

«Последние 30 лет почти уникальны по сравнению с тремя предыду­щими столетиями тем, что люди перестали думать о проблеме долга... На протяжении XVIII века раздавались постоянные призывы провести ре­форму (финансовую реформу для облегчения долгового бремени. – В. К.). В течение XIX века многие называли излишнюю банковскую активность главной причиной того, что по Европе и Америке распространялись волны ужасающей бедности в течение периода развивающейся индустриализации и сельскохозяйственного развития. В текущем веке, в течение депрессии 1930­х годов, финансовая система взяла экономику под жесткий контроль и привела ее почти к полному краху – в период, который, может быть, первый раз в истории характеризовался очевидным богатством, когда технология предлагала людям реальную свободу и материальное процветание…

…В то время (в годы депрессии 1930­х гг. – В. К.) предлагалось около 2000 вариантов реформы денежной системы – и все они категорически ис­ключали вариант системы, базирующейся на долге, – той, которая затем все­таки утвердилась. Эта же система продолжает действовать и по сей день, модифицированная лишь незначительными деталями, но неизменная

1 Michael Rowbotham, 4

в основном; и недавний финансовый кризис в Азии (кризис 1997 г. – В. К.) показывает, что потенциал для краха сохраняется»1.

Для экономистов типа М. Роуботэма, безусловно, нынешний кризис является не случайностью, а «железной» закономерностью, обусловленной кредитной природой денег.

Я могу до бесконечности цитировать известных, не очень известных и совсем неизвестных авторов из стран «победившего капитализма», которые повторяют уже давно ставшую для них банальной истину: банковский про­цент (ростовщичество) является «вирусом», который ведет к хронической и неизлечимой болезни капиталистической «экономики». Болезнь эта про­является не только в кризисах перепроизводства, но также в инфляции, без­работице, хищническом использовании природных ресурсов, торможении технического прогресса, имущественной поляризации общества, колониа­лизме, наркотизации общества, загрязнении окружающей среды, постепен­ном превращении натуральных продуктов питания в продукцию хими­ческой промышленности, росте психических заболеваний и самоубийств, «сексуальной революции» и «сексуальном просвещении», разрушении мо­ральных устоев и традиционной культуры, насаждении сатанизма, войнах и терроризме и т.д. и т.п. Все это «метастазы» в организме общества, ко­торые порождены «вирусом» ростовщичества. Кстати, в сфере кредитных отношений возникают так называемые «сложные проценты» (т.е. проценты, начисляемые на проценты). Задолженность в случае начисления «сложных процентов» растет в геометрической прогрессии. Точно так же растут ра­ковые клетки. Поэтому нередко банковские проценты называют не только «вирусом», но также «раковыми клетками» «экономики».

На Западе, где царствует «абсолютная демократия», для нейтрализа­ции серьезных авторов и их работ по проблемам кредита, «долговой эконо­мики», «процентных вирусов» власть имущие (т.е. все те же ростовщики) включают мощные «глушилки». Такими «глушилками» являются, во­первых, многомиллионные тиражи учебников и толстенных монографий «профессиональных экономистов» по «экономикс», «монетаризму», «ры­ночной экономике» и всему прочему, что на английском языке называется mainstream. Во­вторых, университеты и прочие высшие учебные заведения, где идеи mainstream ретранслируются профессорами с высоких кафедр пе­ред миллионами молодых людей. В­третьих, средства массовой информа­ции, с помощью которых mainstream входит в каждый дом. После такого мощного «глушения» мысли у среднестатистического обывателя не оста­ется никаких сомнений в том, что банкиры являются благодетелями обще­

1 Michael Rowbotham, 7

ства, и он смело и радостно сует свою голову в «долговую петлю». Недаром М. Роуботэм сказал, что «люди перестали думать о проблеме долга».

Бóльшая часть серьезных, честных публикаций на указанную тему су­ществуют сегодня лишь на иностранных языках и ждут своего переводчика.

В рамках нашей книги была сделана скромная попытка решить лишь небольшую часть тех задач по «христианизации» хозяйственной жизни в России, которые сформулированы выше. А именно показать антихристи­анскую сущность ныне господствующей в России капиталистической эко­номики, в которую оказались втянутыми в той или иной степени все хри­стиане – независимо от их социального статуса, степени воцерковленности и места, занимаемого в церкви (прихожане, священники, монашество, епи­скопат). Хотелось бы верить, что данная работа заставит хотя бы некоторых читателей задуматься о сегодняшнем их бытии в условиях враждебного христианству капиталистического окружения и начать предпринимать уси­лия по преодолению существующей «раздвоенности» христианского созна­ния и христианской жизни.

содеРжанИе

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 5

ЧАСТь 1. ЧТО ТАКОЕ КАПИТАЛИЗМ И «ДЕНЕжНАЯ цИВИЛИЗАцИЯ»............................................................................................. 13 Глава 1. О моделях общества и схемах мировой истории....................... 13 Модель общества Маркса: «общественно­экономическая формация».... 13 Марксизм: искаженная схема мировой истории........................................ 14 Общество как «цивилизация»..................................................................... 17 Капитализм и рабство: две ипостаси одного общества............................ 19 Глава 2. «Денежная цивилизация»: сущность и вывески...................... 21 «Денежная цивилизация»: некоторые признаки....................................... 21 «Общество хрематистики».......................................................................... 23 «Капитализм»: история понятия.................................................................25 «Рыночная экономика» – новый бренд «денежной цивилизации»......... 29 Другие вывески............................................................................................. 31

ЧАСТь 2. РЕЛИГИОЗНО-ДУхОВНыЕ ОСНОВАНИЯ «ДЕНЕжНОй цИВИЛИЗАцИИ»................................................................. 35 Глава 1. Макс Вебер и «протестантский капитализм»........................... 35 М. Вебер: свежий взгляд на капитализм.................................................... 35 Теория Вебера: аргументы и контраргументы.......................................... 36 Протестантизм и капитализм: что первично?........................................... 40 Протестантизм по Веберу: а был ли такой протестантизм?.................... 42 Западная философия как источник «духа капитализма».........................45 Альтернативные версии зарождения капитализма...................................47 «Свой­чужой» как принцип капитализма.................................................. 51 Теория Вебера и современный капитализм............................................... 56

От «протестантской этики» к «естественному праву»............................. 57 Макс Вебер: мнимые и реальные заслуги.................................................. 61

Глава 2. «Этика Торы» и «дух капитализма»........................................... 63 Вернер Зомбарт и Макс Вебер: две точки зрения на происхождении капитализма....................................................................... 63 Экономическая этика Торы: богатство и бедность................................... 69 Экономическая этика Торы: деньги............................................................ 75 О «конкурентоспособности» иудаизма в христианском мире................. 79 Инвестиции во власть.................................................................................. 84 О позициях евреев в капиталистической экономике................................ 87 Капитализм и трансформация западного христианства в «религию денег»........................................................................................ 91 Протестантизм и иудаизм: диалектика взаимных отношений................95 Об истории еврейского народа и «вирусе капитализма».......................... 99

Глава 3. Католицизм и «дух капитализма»............................................. 103 Католицизм: противостояние «духу капитализма»............................... 103 Грехопадения Западной церкви................................................................. 105 Фома Аквинский: смена экономических парадигм церкви.....................111 «Католическая этика» и «дух капитализма»............................................115 Социальная доктрина католицизма: курс на сближение с протестантизмом..........................................................................................118

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...