Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Упражнения с преимущественным обучением групповым взаимодействиям




Рис. 33

Возраст 8-9 и 9-10 лет (рис. 34).

Задача: перенести мяч в «свой» двор руками (первый тайм) за счет ведения и обводки (второй тайм).

Правила и условия проведения упражнения аналогичны предыдущему упражнению. Во втором тайме вместо осаливания игрока с мячом осуществляется отбор. Если невозможно обыграть игроков противника, владеющему мячом разрешено сделать передачу партнеру, находящемуся в зоне соперника. Для возраста 10-11 лет и старше возможна постановка следующей задачи: на поле соперника разыграть комбинацию в 3 передачи в 1 касание (последняя передача может быть направлена в свою зону). Однако основным действием в этом упражнении должна быть обводка с применением финтов и отбор мяча.

Для использования этого упражнения в старшем возрасте, правила должны быть ступенчато усложнены.

Рис. 34

Упражнение 22

Применяется с 7-8 лет и до ГСС со ступенчатым усложнением правил и заданий.

Цель: обучение ведению, финтам, обводке, отбору мяча.

Сопряженное воздействие: обучение выполнению длинных передач и приему мяча (с 9-10 лет), развитие внимания и мышления.

Задача: забить мяч в ворота после обводки соперника.

Возраст 7-8 лет (рис. 35).

Задача: забросить мяч в ворота (3x2 м) соперников.

Состав участников: две команды по 9-12 игроков. В одном игровом эпизоде участвуют 2 нападающих, 2 защитника и вратарь.

Одновременно защитники (без мячей) и нападающие (с мячом в руках) выполняют «змейку», состоящую из 3-5 колпачков (3-4 м). «Змейка» выполняется с максимальной частотой шагов. Отбор мяча осуществлен, когда защитник осалит нападающего (за штрафной) или поймает его двумя руками (в штрафной). Для всех участников игровой эпизод заканчивается, когда оба мяча отобраны или заброшены в ворота (если мяч остался один, то нападающие могут играть в пас, а защитник может помочь партнеру). Движение назад игроку с мячом засчитывается как потеря мяча.

Время игры: 2 тайма по 7-8 мин.

Побеждает команда, забросившая больше мячей.

Рис. 35

Возраст 7-8 лет (рис. 36).

Задача: забить мяч в ворота соперников.

Состав участников: две команды по 9-12 игроков. В одном игровом эпизоде участвуют 2 нападающих, две пары защитников и вратарь.

Рис. 36

Зона нападающих Одновременно защитники (без мячей) и нападающие (с мячом в руках) выполняют «змейку». Защитники осуществляют отбор мяча и забивают в малые ворота нападающих. Защитникам не разрешается расцепляться и входить в зону нападающих.

Нападающие после «змейки» должны опустить мяч на газон и продолжить ведение и обводку, стремясь забить мяч в ворота (3x2 м). Для всех участников игровой эпизод заканчивается, когда оба мяча отобраны (выбиты) или забиты в ворота (если мяч остался один, то нападающие могут играть в пас, а защитники – помочь партнерам).

Время игры: 2 тайма по 7-8 мин.

Побеждает команда, забившая больше мячей.

Возраст 8-9 лет.

Условия те же, что и в предыдущем упражнении, но нападающим одновременно противостоят три пары защитников. Нападающие вместо «змейки» выполняют два финта (ложный замах и ложная остановка).

Возраст 8-9 лет (рис. 37, а).

Рис. 37, а

В одном игровом эпизоде участвуют 2 нападающих, 2 защитника и вратарь.

Одновременно защитники выполняют «змейку», а нападающие выполняют передачу себе на ход, после чего выполняют комбинацию, состоящую из прыжков и пролезаний под барьером. Далее нападающие берут мяч под контроль, выполняют ведение и обводку, стремясь забить в ворота (3x2 м). Защитники осуществляют отбор мяча и забивают в малые ворота нападающих. Для всех участников игровой эпизод заканчивается, когда оба мяча отобраны (выбиты) или забиты в ворота (если мяч остался один, то нападающие могут играть в пас, а защитники – помочь партнерам). Защитники не имеют право входить в зону нападающих.

Время игры: 2 тайма по 7-8 мин.

Побеждает команда, забившая больше мячей.

Возраст 8-9 лет (рис. 37, б).

В одном игровом эпизоде участвуют 2 нападающих, 2 защитника и вратарь.

Рис. 37, б

Одновременно защитники выполняют «змейку» или два финта, после чего направляют мяч нападающим. Нападающие начинают движение во время выполнения передачи, принимают мяч, выполняют ведение и обводку, стремясь забить в ворота (3x2 м). Защитники осуществляют отбор мяча и забивают в малые ворота нападающих. Для всех участников игровой эпизод заканчивается, когда оба мяча отобраны (выбиты) или забиты в ворота (если мяч остался один, то нападающие могут играть в пас, а защитники – помочь партнерам). Защитники не имеют право входить в зону нападающих. Если передача защитника неточна, тренер дает нападающему запасной мяч. Если нападающий не сумел принять мяч, тренер подает ему запасной мяч по высокой траектории.

Время игры: 2 тайма по 7-8 мин.

Побеждает команда, забившая больше мячей.

Возраст 9-10 лет и до ГСС (рис. 38).

Сопряженное воздействие: воспитание специальной быстроты.

В одном игровом эпизоде участвуют 2 нападающих, 2 защитника и вратарь.

Рис. 38

Одновременно стартуют нападающие и защитники. Защитники выполняют «змейку» или два финта, после чего стараются забить мяч в ворота (сдвоенные малые ворота общим размером 3x7 м) нападающих. Нападающие выполняют ускорение и стараются принять – перехватить мяч. Если передача защитника неточна, тренер дает нападающему запасной мяч, а защитник дополнительно выполняет кувырок вперед. Если нападающий не сумел принять мяч, тренер подает ему запасной мяч по высокой траектории или мяч в игре остается только один. Далее нападающие выполняют ведение и обводку, стремясь забить в ворота (5x2 м). Защитники осуществляют отбор мяча и забивают в малые ворота нападающих. Для всех участников игровой эпизод заканчивается, когда оба мяча отобраны и покинули пределы поля или забиты в ворота. Если мяч остался один, то нападающие могут играть в пас, а защитник помогает своему партнеру по обороне. Защитники не имеют право входить в зону нападающих. Обратить внимание на синхронное выполнение упражнения. Мяч после удара защитника должен доходить до ворот не более чем в 20% случаев. В связи с этим необходимо корректировать длину отрезка, пробегаемого нападающими. На приведенной схеме, длина скоростного отрезка, пробегаемого нападающими, 15-18 м.

Время игры: 2 тайма по 7 попыток.

Побеждает команда, забившая больше мячей.

Упражнение 23

Применяется с 7-8 лет и до ГСС.

Цель: обучение ведению, финтам, обводке, отбору мяча.

Сопряженное воздействие: обучение выполнению удара после обводки, развитие внимания и мышления.

Задача: забить мяч в ворота после обводки соперника.

Возраст 7-8 и 8-9 лет (рис. 39).

Рис. 39

Состав участников: две команды по 8-12 игроков. В игровом эпизоде участвуют все игроки команд.

Нападающие (каждый с мячом) одновременно стартуют, выполняют ведение и обводку с целью забить мяч в ворота (двое малых ворот и одни 3x2 м) защитников. Малые ворота нельзя защищать руками. Защитники стараются отобрать мяч и забить в ворота (двое малых ворот) нападающих или выбить мяч за игровую площадку. Игра не возобновляется теми мячами, которые забиты в ворота или покинули игровое поле.

Защитники не имеют право забивать мяч из зоны нападающих. Для всех участников игровой эпизод заканчивается, когда на поле не осталось ни одного мяча. В случае нарушения правил команда после игрового эпизода получает право на пенальти.

Время игры: 2-4 тайма по 5 повторений.

Побеждает команда, забившая больше мячей.

Возраст 11-12; 12-13 лет (рис. 40).

Участвуют две команды по 10 человек. В одном игровом эпизоде участвуют 3 нападающих (с 2 мячами), 3 защитника, играющие в своих зонах, и 2 вратаря.

Рис. 40

Нападающие в своей зоне во время скоростного ведения, выполняют три разнообразных финта, стараются обыграть защитников и забить гол. Защитники играют в обороне и в атаке только в своих зонах. Осуществив отбор мяча, забивают в ворота нападающих. Для всех участников игровой эпизод заканчивается, когда оба мяча отобраны (выбиты) или забиты в ворота (если мяч остался один, то нападающие могут играть в пас, а защитники – помочь партнерам). Защитники не имеют право входить в зону нападающих.

Размер ворот защитников 5x2 м, нападающих – 3x2 м.

Время игры: 2-4 тайма по 6-8 повторений. После каждого тайма – смена игрового амплуа. Время одного игрового эпизода до 20 с.

Выигрывает команда, забившая больше мячей.

Возраст 13-14 лет (рис. 41).

Сопряженное воздействие: с 13-14 лет можно ставить задачу по воспитанию скоростной выносливости, с активной игрой в эпизоде не менее 25-30 с. В этом случае варьируется размер поля, сопротивление, возможно введение запасных мячей.

В одном игровом эпизоде участвуют 3 нападающих (с мячами), 3 защитника, играющие в своих зонах, и 2 вратаря.

Нападающие в своей зоне во время скоростного ведения выполняют три разнообразных финта, стараются обыграть защитников и забить гол. Защитники осуществляют отбор мяча в своих зонах и забивают в ворота нападающих. При отборе мяча атакующие защитники играют по принципу «два двора» (подключение в зону, куда выполнена точная передача). Для всех участников игровой эпизод заканчивается, когда оба мяча отобраны (выбиты) или забиты в ворота (если мяч остался один, то нападающие могут играть в пас, а защитники помочь партнерам). Защитники не имеют право входить в зону нападающих.

Рис. 41

Размеры ворот (с 12-13 лет) стандартные (или 6x2 м).

Время игры: 2-4 тайма по 6-8 повторений.

Выигрывает команда, забившая больше мячей.

Упражнение 24 («крабы»)

Используется с 10-11 лет (рис. 42).

Цель: обучение ведению, финтам, обводке, отбору мяча.

Сопряженное воздействие: обучение выполнению удара после обводки, развитие свойств внимания, восприятия.

Задача: забить мяч в ворота после обводки соперника.

Состав участников: две команды по 8-12 игроков. В игровом эпизоде участвуют все игроки обороняющейся команды и 2 игрока атакующей.

Одновременно 2 нападающих (каждый с мячом) выполняют ведение и обводку с целью забить мяч в ворота (5x2 м) защитников. Удар наносится из-за штрафной площади. Потеряв мяч, нападающий может помочь партнеру. Задача защитников: выбить мяч за пределы игровой площадки.

Время игры: 2 тайма по 7-10 мин.

Выигрывает команда, забившая больше мячей.

Рис. 42

Упражнение 25 («колпаки»).

Используется с 7-8 лет и до ГСС.

Цель: обучение ведению, финтам, обводке, отбору мяча.

Сопряженное воздействие: обучение выполнению удара после обводки, развитие внимания и мышления.

Возраст 7-8 и 8-9 лет (рис. 43).

Задача: забить мяч в ворота (3x2 м) после ведения или обводки соперника.

Участвуют две команды по 8-10 человек, включая вратарей. Поле разделено на 3 зоны: зона «белых», зона «черных», зона, где играют только вратари. Игра ведется 4-5 мячами. Для того, чтобы нанести удар по воротам, надо сбить любой колпак на поле соперника. На каждой половине поля от 6 (игра 8 на 8) до 8 (игра 10 на 10) колпаков. Правила розыгрыша углового и свободного от ворот отсутствуют.

Вратари активно подают мячи после ударов по воротам.

Время игры: 10-15 мин.

Побеждает команда, забившая больше мячей.

Рис. 43

Возраст 9-12 лет (рис. 44)

Задача: забить мяч в ворота (5x2 м) после ведения или обводки соперника.

Рис. 44

Участвуют две команды по 8-10 человек, включая вратарей. Игра ведется 4-5 мячами. Для того чтобы нанести удар по воротам, надо обвести вокруг любой колпак на поле соперника (если упражнение не получается и мало ударов по воротам, тогда вместо обводки вокруг разрешается колпаки сбивать). Если удару активно противодействуют, разрешается играть в стенку. При условии выполнения двойной стенки можно выйти один на один с вратарем. Вместо одних ворот можно играть в четверо малых ворот, отстающих друг от друга на 1-3 м (в этом случае каждая команда защищает двое ворот), используются и двое ворот 2x5 м.

Остальные условия те же, что и в предыдущем упражнении.

С 13 лет упражнение уместно использовать для воспитания скоростной выносливости. При этом необходимо варьирование размеров игровой площадки и количества мячей.

Возраст 12 лет и старше (рис. 45).

Сопряженное воздействие: с 13-14 лет упражнение можно использовать как воспитание скоростной выносливости и проводить его серийно, с паузами отдыха. В этом случае необходима коррекция размеров крайних квадратов с целью обеспечения работы субмаксимальной мощности.

 

 

Задача: забить мяч в ворота 6x2 м (5x2 м) после фланговой передачи.

Участвуют две команды по 8-10 человек. Вратари – нейтральные. Игра проводится 4-5 мячами по условиям предыдущих упражнений. Усложняются атакующие действия футболистов. Нужно провести фланговую атаку, предварительно осуществив ведение вокруг колпака. В центральной зоне играют вратари и по 2 нападающих из каждой команды. Игрок, сделавший точную завершающую передачу, меняется местами с нападающим. В крайних квадратах игра проводится 4 на 4, 3 мячами (3 на 3), количество колпаков от трех до пяти (в зависимости от квалификации игроков).

Рис. 45

Упражнение 26 (3 зоны)

Используется с 8 лет и до ГСС (рис. 46).

Цель: обучение ведению, финтам, обводке, отбору мяча.

Сопряженное воздействие: обучение выполнению удара после обводки, развитие внимания и мышления.

Задача: забить мяч в ворота (5x2 м) после ведения или обводки соперника.

Участвуют две команды по 8-10 человек, включая вратарей. Игра проводится 3-4 мячами. Поле разделено на 3 зоны: зона обороны, средняя зона, зона атаки. Для всех возрастов: в зоне атаки нельзя играть в пас.

Возраст 8-9 лет

Зона обороны и средняя зона – произвольно. Для 20-24 игроков размеры поля 50x25 м (длина средней зоны 30 м), 4 мяча, ворота 3x2 м или двое малых (у каждой команды). Малые ворота ставятся 1, 5 м друг от друга.

Возраст 9-10 лет (показан на рисунке).

Зона обороны – произвольно, средняя зона – 2 касания. При перехвате, отборе – 3-4 касания.

С возраста 12-13 лет.

Сопряженное воздействие: закрепление выполнения коротких и средних передач и элементов групповых взаимодействий. Зона обороны – 3 касания. При перехвате, отборе – 4 (или произвольно). Средняя зона увеличивается до 15 м.

Возраст 13-14 лет

Зона обороны – 3 касания. При перехвате, отборе – 4. В средней зоне можно ввести правило игры в одно касание (при этом зона не более 10 м).

Рис. 46

Упражнение 27

Используется с 7-8 лет до ГСС.

Цель: обучение ведению, финтам, обводке, отбору мяча.

Сопряженное воздействие: обучение выполнению удара после обводки, развитие внимания и мышления.

Задача: забить мяч в малые ворота после ведения или обводки из зоны соперника.

Участвуют две команды по 8-12 человек, включая вратарей. Игра проводится 3-4 мячами. Вместо вбрасывания аута с боковой линии выполняется ведение и обводка. Ограничения по выполнению ТТД нет.

Возраст 7-8 лет (для 20 играющих) – 5 мячей (рис. 47).

Рис. 47

Возраст 10-11 лет (для 20 играющих) – 4-5 мячей (рис. 48).

Рис. 48

Упражнение 28

Используется с возраста 8-9 лет и до ГСС.

Цель: обучение ведению, финтам, обводке, отбору мяча.

Сопряженное воздействие: обучение выполнению удара после обводки, коротким и средним передачам, развитие внимания и мышления.

Возраст 9-10 лет (для 20 играющих) (рис. 49).

Задача: забить мяч в малые ворота.

Участвуют две команды по 8-12 человек, без вратарей. Игра проводится 3 мячами различного цвета. Двумя мячами белого цвета играют в своей зоне произвольно, в зоне соперника нельзя играть в пас. Мячом красного цвета можно забивать только после передачи. Вместо вбрасывания аута с боковой линии выполняется ведение и обводка. При нарушении правил или заданий все мячи передаются пострадавшей команде.

Время игры: 10-15 мин.

Выигрывает команда, забившая больше мячей.

Рис. 49

Упражнение 29

Используется с 10-11 лет до ГСС (рис. 50).

Цель: обучение ведению, финтам, обводке, отбору мяча.

Сопряженное воздействие: обучение выполнению удара после обводки, развитие внимания и мышления.

Рис. 50

Задача: забить мяч в ворота (5x2 м или стандартные) после ведения или обводки.

Содержание. Участвуют две команды по 8-10 игроков. Первая команда делится на две группы и играет в мини-футбол в малые ворота одним мячом. Футболисты второй команды должны при помощи ведения и дриблинга обыграть игроков первой команды и нанести удар по воротам (из-за штрафной площади). Одновременно в атаке могут принять участие не более двух игроков.

Играющие в мини-футбол имеют право активно противодействовать игрокам второй команды и в случае отбора забить мяч в большие ворота, не выходя из своего квадрата. Бить по воротам должен тот игрок, который отобрал мяч.

После первого тайма команды меняются местами. Проигравшие в мини-футбол выполняют 20-30 отжиманий (выпрыгивания «колени к груди»).

Время игры: 2 тайма по 10 мин.

Выигрывает команда, забившая больше мячей в большие ворота.

5. Упражнения с преимущественным обучением групповым взаимодействиям

Упражнение 30

Применяется для возраста 8-9 и 9-10 лет (рис. 51).

Цель: воспитание общей ловкости, обучение групповым взаимодействиям.

Сопряженное воздействие: обучение ударам головой, ногами с лета, развитие внимания и мышления.

Задача: забить мяч головой или ногами с лета.

Содержание. Участвуют две команды по 7-8 человек. Игра ведется 1 мячом в гандбольные ворота по правилам подвижной игры «Борьба за мяч» в штрафных площадках по правилам футбола. Периодически производить остановку игры с показом и разбором характерных эпизодов. Тренер имеет 1-2 запасных мяча. Длинный свисток означает, что тренером вводится в игру другой мяч, предыдущий мяч немедленно возвращается тренеру.

Когда вводится запасной мяч:

– для поощрения атакующих, нанесших удар по воротам или создавших острый момент;

– для поощрения обороняющихся, которые более 20 с не дают возможности бить по своим воротам.

– в том случае, если отсутствует ширина и глубина атаки.

Время игры: 15 мин.

Тренер – запасной мяч 30

Рис. 51

Упражнение 31

Используется с 12 лет до ГСС со ступенчатым усложнением заданий (рис. 52).

Цель: обучение групповым взаимодействиям.

Сопряженное воздействие: обучение различным видам передач мяча, развитие внимания и мышления.

Задача: забить мяч после фланговой атаки.

Рис. 52

Содержание. Участвуют две команды по 10-12 человек. Состав: 2 игрока (нападающие), играющие в стандартной штрафной площадке, 2 крайних игрока, 4 полузащитника в центральном квадрате и один нейтральный игрок, играющий за команду, владеющую мячом. Покидать квадраты не разрешается. Игра начинается в центральном квадрате 1 мячом. Задача игроков центрального квадрата: преодолевая противодействие соперника, точно доставить мяч на фланг. Задача крайних игроков: доставить мяч в зону штрафной площади нападающим. На фланге, в зоне завершающей передачи (выделено серым цветом) активное противодействие не разрешается в течение 3 с, и игрок имеет возможность выполнить передачу нападающим. В другой части крайней зоны можно оказывать активное сопротивление.

Если полузащитники, играющие в центральном квадрате, выполнили передачу в крайнюю зону, то, не дожидаясь дальнейшего развития атаки, они немедленно получают следующий мяч и т. д. (пас на фланг – следующий мяч).

Фланговые игроки имеют право подключаться в штрафную площадь (см. рис. 52). После проведения фланговой атаки игроки крайних квадратов и штрафной площади, должны вернуться на исходные позиции.

Тренер периодически производит смену амплуа игроков (игроков можно менять четверками).

Время игры: не менее 20 мин.

Выигрывает команда, забившая больше мячей.

Упражнение 32

Используется с 8-9 лет.

Цель: обучение коротким и средним передачам мяча, развитие внимания и мышления.

Сопряженное воздействие: обучение приему мяча, перехватам, ас 11-12 лет обучение групповым взаимодействиям.

Для возраста 7-8 лет игра выполняется руками.

Возраст 8-9 лет(рис. 53).

Задача: точно играть в пас между квадратами, не допуская потерь мяча.

Игровая площадь состоит из двух равных квадратов по 4 играющих в каждом из них. Игра проводится 2 мячами. 2-3 водящих, играющих по всему полю, стараются отобрать или перехватить мяч. Если в одном из квадратов появилось двое водящих, мяч должен быть переправлен в другой квадрат. Водящим становится тот футболист, у которого отобрали мяч или перехватили после его передачи. Передача в аут считается перехватом.

Время игры: не менее 10 мин.

Рис. 53

Возраст 9-10 лет.

Условия игры те же, что и в предыдущем упражнении, однако вводится ограничение на количество передач в одном квадрате.

Возраст 10-11 лет.

Условия игры те же, что и в предыдущем упражнении, однако количество играющих увеличивается до 6 человек в каждом квадрате, размеры которых 25x15 м. Игра ведется 3 мячами.

Возраст 11-12 лет.

Задача: выполнить «стенку» между квадратами, «стенку на третьего». Условия игры усложняются: увеличивается расстояние между квадратами до 10-12 м, ограничивается количество касаний. Игра проводится 2 мячами. Третий мяч, отличающийся по цвету, может вводиться со специальным заданием.

Возраст 12-13 лет(рис. 54).

Игровая площадь составляет 3 квадрата по 3-4 играющих в каждом из них. Участвуют 2 водящих, а при хорошем контроле мяча – 3. В каждом квадрате разрешается производить не более 2-х передач мяча (третьей передачей мяч должен быть направлен в другой квадрат). Игра проводится 2 мячами.

В зависимости от обучающих задач расстояние между квадратами может варьироваться.

Рис. 54

Возраст 13 лет и старше(рис. 55).

Цель: закрепление (совершенствование) всех видов передач, обучение групповым взаимодействиям.

Сопряженное воздействие: развитие внимания и мышления.

Задача: удар по воротам после проведения фланговой атаки (атаки по центру).

Содержание. Игра проводится одним мячом в стандартные ворота. Игровая площадь составляет 3 квадрата по 3 игрока в каждом, штрафную площадь и 3-секундные зоны. Участвуют трое водящих, играющие по всему полю. В квадратах избегать долгого розыгрыша мяча (не более 3-х передач, после чего переводить мяч в другой квадрат).

Когда можно проводить атаку:

1. Если мяч был беспрепятственно доставлен из квадрата «А» в квадрат «В» или наоборот, то из последнего квадрата производится диагональная передача в зону, где игрок без сопротивления в течение 3 с принимает мяч и выполняет передачу в штрафную площадь (передачу назад под удар) игрокам другого крайнего квадрата.

2. Игроки центрального квадрата трижды играют с любым из крайних квадратов, после этого производят «проникающую» передачу в 3-секундную зону.

Трое водящих во время проведения фланговой атаки занимают место в штрафной и активно противодействуют атакующим (игрокам крайнего квадрата). Игроки квадрата, допустившие 3-5 неточных передач, становятся очередными водящими. При условии забитого мяча неточные передачи могут быть аннулированы. Немедленно, по завершению атаки в центральный квадрат вводится следующий игровой мяч, а игроки крайних квадратов и водящие должны вернуться на исходные позиции. В виде усложнения упражнения (по команде тренера «центр») передача из 3-секундной зоны направляется атакующим игрокам центрального квадрата назад, в район радиуса штрафной площади.

Рис. 55

Месторасположение и размер квадратов, количество играющих в них и количество противодействующих варьируются в зависимости от возможностей занимающихся, поставленных задач по обучению, моделированию конкретных игровых ситуаций.

Для успешного выполнения данного упражнения можно применять подводящие, ранее описанные упражнения, а также облегченный вариант по правилам «Борьба за мяч» с частичной игрой ногами или передачами ногами после ловли руками.

Время игры: 20 мин.

Упражнение 33

Цель: обучение выполнению коротких и средних передач, обучение групповым взаимодействиям.

Сопряженное воздействие: обучение финтам и отбору мяча, ударам по летящему мячу, развитие внимания, мышления, восприятия.

Задача: забить 1-й мяч после атаки по центру; 2-й мяч – после фланговой передачи.

Применяется с 10 лет до ГСС по усложненным правилам.

Возраст 10-11 лет(рис. 56).

Рис. 56

Содержание. Участвуют две команды по 7-13 игроков. Состав игроков в одной ситуации: 2 нападающих против 2 защитников. Нападающие должны максимально быстро обыграть коллективно или индивидуально оборону соперника, нанести удар по воротам, затем завершить фланговую атаку (2-й мяч подает тренер или игрок, обладающий точной передачей). Защитники играют только в своих квадратах. Атака 1-м мячом завершается из-за штрафной площади (14 м). Против фланговой атаки (2-й мяч) обороняется защитник ближнего к воротам квадрата.

За нанесенный удар по воротам команда получает одно очко, за гол – три очка.

Время игры: 2 тайма по 10 мин.

Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Возраст 11-12 лет(рис. 57).

Содержание. Условия те же, что и в предыдущем упражнении, но меняется количество игроков. Против двух нападающих играют: в первом квадрате 1 защитник, во втором – 2 защитника. При фланговой подаче (2-й мяч) активно обороняются 2 защитника ближнего к воротам квадрата. Третий нападающий совершает слалом с мячом и осуществляет фланговую подачу. Остальные правила и условия те же, что и в предыдущем упражнении.

Рис. 57

Возраст 12-13 лет(рис. 58).

Содержание. Соблюдаются условия предыдущих упражнений, однако увеличивается состав играющих. Защитные порядки состоят из двух квадратов по 2 защитника, играют против трех нападающих. Защитники при овладении мячом имеют право забить в ворота соперника, покинув свои квадраты. Нападающие наносят удар по воротам, не входя в штрафную площадь. Второй мяч подается нападающим в случае нанесения первого удара. Вместо диагональной передачи запасной вратарь может руками подать по воздуху встречный мяч (с лицевой линии). Защитники двух первых квадратов меняются через 3 мин. Защитники последнего квадрата меняются после завершения трех игровых эпизодов. Побеждает команда, забившая больше мячей.

Рис. 58

Возраст 13-14 лет и старше(рис. 59).

Цель: совершенствование групповых взаимодействий.

Участвуют две команды по 10 человек и вратарь (две пятерки защитников и две пятерки нападающих). В одном игровом эпизоде 5 защитников играют в своих квадратах и защищают стандартные ворота. В первом квадрате – 2 защитника, во втором – 3 и вратарь. Им противостоят 5 нападающих, играющих по всему полю. Атака начинается с передачи тренера любому из нападающих, находящемуся в движении. Если атакующие сумели пробить по воротам или создать опасный момент, то тренер немедленно вводит второй мяч (ввод второго мяча – длинный свисток), при этом первым мячом игра прекращается. Если защитники сумели овладеть мячом, то они имеют возможность в течение 10-15 с провести контратаку и забить гол в одни из ворот (3x2 м) атакующих, играя по принципу «два двора». Входить в зону нападающих не разрешается. Игровой эпизод продолжается (вводятся новые мячи в игру), пока защитники: а) не забьют гол; б) надежно (5-6 передач) овладеют мячом; в) выбьют мяч за лицевую линию нападающих.

Правила «вне игры» действует в штрафной площади.

Во втором тайме команды меняют амплуа.

Время игры: 2 тайма по 10-15 мин.

Рис. 59

Возраст 13-14 лет и старше(рис. 60).

Один из вариантов предыдущего упражнения.

Цель: совершенствование групповых взаимодействий, воспитание скоростной выносливости.

Участвуют две команды по 9 человек и вратарь (три тройки нападающих, три тройки защитников). В одном игровом эпизоде 3 защитника обороняются против трех нападающих. Все участники эпизода играют по всему полю. Двое из трех защитников активно участвуют в обороне и защищают стандартные ворота. Третий защитник оказывает полуактивное сопротивление и в случае потери мяча нападающими или неточного удара играет активно. Атака начинается с передачи тренера центральному нападающему, находящемуся в движении. До противодействия с защитниками, нападающие обязаны осуществить определенное групповое взаимодействие (стенка на третьего, забегание, скрещивание и т. д. ) на максимальной скорости. Нападающие, забив гол, получают право на повторную атаку. Если атакующие мяч потеряли (в том числе неточный удар), тренер немедленно вводит запасной мяч защитникам для проведения контратаки. Правило «вне игры» действует в 20 м от ворот. Для защитников это правило может не применяться. Нападающие обороняют гандбольные ворота.

Продолжительность игрового эпизода не менее 20-30 с (для 14-15 лет – 30-40 с).

Время игры: 7-8 повторений, в зависимости от уровня готовности, после чего команды меняются воротами.

Рис. 60

Упражнение 34(длинные стенки)

Внимание! Упражнение сложно для выполнения, но является одним из наиболее эффективных. Рекомендуется его применение только для хорошо технически оснащенных футболистов, после успешного освоения более легких упражнений. Предварительно выполнять упражнение по правилам «Борьба за мяч» с завершением атаки ногами или головой.

Применяется с 10 лет по правилам «Борьба за мяч» с завершением по футбольным правилам в штрафной площади (рис. 61).

С возраста 11-12 лети до ГСС по правилам футбола (рис. 62).

Цель: обучение групповым взаимодействиям.

Сопряженное воздействие: обучение выполнению коротких и средних передач в 1 касание, развитие внимания и мышления.

Рис. 61

Рис. 62

Задача: забить гол в любые ворота.

Команда, начав атаку на любом участке поля, может завершить ее при выполнении следующих условий:

а) необходимо, чтобы мяч два раза подряд пересек центральную зону;

 

 

б) сделать не менее четырех передач, только одна из которых может быть направлена поперек или назад;

в) игрок не имеет право делать более 3 касаний (с 13 лет).

После выполнения этих условий, можно забивать гол в любые ворота. Вратари нейтральные – играют против атакующей команды. Если команда произвела две или более передачи назад или поперек, то для проведения новой атаки нужно опять выполнить условия, сказанные выше. Игра проводится 1 мячом.

Размеры поля при игре:

7 на 7 («Борьба за мяч») – 40x25 м.

5 на 5 – 45-50x25 м.

6 на 6 – 50x30 м.

7 на 7 – 60x35 м (проводится для старших).

8 на 8 – 65-70x35-40 м (проводится для старших).

9 Размеры ворот 5x2 м (6x2 м), с 14 лет – стандартные.

В целях увеличения количества атак можно использовать нейтрального игрока.

Для старшего возраста, начиная с 13-14 лет, усложнять условия проведения упражнения путем расширения средней зоны, увеличения количества передач до пяти, увеличения количества игроков до 7-8 человек, уменьшения количества касаний до 2-х (при перехвате и отборе – 3).

Время игры не менее 15 мин, периодическая остановка игры с показом характерных моментов.

Выигрывает команда, забившая больше мячей.

Упражнение 35

Применяется с 9-10 лет и до ГСС.

Цель: обучение групповым взаимодействиям, командным тактическим действиям.

Сопряженное воздействие: обучение выполнению коротких и средних передач, развитие внимания и мышления.

Задача: забить мяч в ворота обороны произвольно, в ворота атакующих из-за 7-метровой зоны.

Для возраста 10-11 лет(рис. 63).

Состав играющих: оборона – 4 защитника и вратарь, атака – 5 полевых игроков (3 полузащитника, 2 нападающих) и вратарь.

Игра проводится 1 мячом. Тренер после длинного свистка вводит запасной мяч в любую часть поля, поощряя действия атаки или обороны. Предыдущим мячом игра прекращается и он возвращается тренеру.

В связи с задачами по обучению технике, взятие больших ворот можно варьировать. Например: из-за штрафной – произвольно, из пределов штрафной только головой и ногами с лета.

Время игры: не менее 15 мин (2 тайма по 10 мин).

Рис. 63

Для возраста 11-12 лет.

Численный состав: оборона – 5 игроков и вратарь, атака – 6 игроков и вратарь. Площадь поля: ширина – стандартная штрафная площадь, длина – 40 м.

Для возраста 12-13 лет.

Численный состав: оборона – 5 игроков и вратарь, атака – 6 игроков и вратарь. Площадь поля: ширина – стандартная штрафная площадь, длина – 40 м.

Численный состав: оборона – 6 игроков и вратарь, атака – 7 игроков и вратарь. Площадь поля: ширина – 40-50 м, длина – 45-50 м.

Упражнение 36

Применяется с 10-11 лет и до ГСС (рис. 64).

Цель: обучение групповым взаимодействиям.

Сопряженное воздействие: обучение выполнению коротких и средних передач, развитие внимания и мышления.

Задача: забить мяч в ворота (5x2 м) после комбинации.

Состав участников: две команды по 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...