Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1. Формы изоляции осуждённых к лишению свободы и их правовое закрепление




 

Уголовно-исполнительное законодательство РФ закрепляет две формы изоляции осуждённых к лишению свободы. Она обеспечивается исправительными учреждениями и специализированными конвойными подразделениями УИС. Однако в уголовном законодательстве нашла отражение лишь одна форма обеспечения изоляции осуждённых, осуществляемая только исправительными учреждениями.

Основным средством обеспечения изоляции осуждённых в исправительном учреждении является охрана объектов уголовно-исполнительной системы, предназначенных для содержания и организации труда осуждённых, других объектов уголовно-исполнительной системы, которая осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. Кроме того, изоляция осуждённых в ИУ обеспечивается путём проведения надзорных и оперативных мероприятий.

Отмечая задачу оценки понятия «изоляция осуждённых» через правовое выражение категорий «исправительное учреждение» и «конвоирование осуждённых», необходимо уточнить правовое закрепление функций ИУ и специальных подразделений конвоирования в реализации единой задачи – исполнения лишения свободы.

Исполнение лишения свободы – это специфическая, объективно обусловленная функция государства, осуществляемая через организационно-правовые формы. Система ИУ представляет собой лишь механизм обеспечения государственного принуждения в виде изоляции осуждённых и исправительного воздействия на них.

На законодательном уровне закреплена система исправительных учреждений, призванная обеспечивать три степени изоляции осуждённых к лишению свободы на определённый срок: общего, строгого и особого, а также выражены требования дифференциации осуждённых с помощью видов ИУ.

Изоляцию осуждённых небольшой строгости призваны обеспечивать колонии-поселения. Но в силу того, что организация изоляции в них сводится только к надзору за осуждёнными и не предполагает содержания их в закрытых помещениях, законодатель счёл более предпочтительным использовать в ч. 1 ст. 56 УК РФ оборот «направление осуждённого в колонию-поселение».

Изоляцию средней строгости призваны обеспечивать исправительные колонии общего и строгого режимов, лечебные исправительные учреждения. Основная масса осуждённых, отбывающих в них наказание, имеет право на выезд за пределы ИУ и на перевод в колонию-поселение.

Строгая степень изоляции определена законом для лиц, содержащихся в условиях камерного содержания в исправительных колониях особого режима и тюрьмах[28].

Исправительные учреждения, кроме колоний-поселений, призваны обеспечивать содержание осуждённых в заключении. И. Я. Фойницкий отмечал: «если наказанный помещается в искусственно устроенное государственное сооружение, выход из которого ему прегражден физически, то лишение свободы именуется заключением»[29]. Такой вид заключения больше всего характеризует основной признак лишения свободы – изоляцию осуждённых.

Нормативное определение содержания деятельности исправительных учреждений имеет существенное значение, так как совершенствование правового механизма законодатель связывает с эффективностью реализации задач уголовно-исполнительной системы, с одной стороны, а также с последовательным обеспечением прав человека при применении уголовно-правовой кары, с другой стороны.

Н. А. Стручков отмечал: «Закреплённая законом система исправительно-трудовых учреждений и содержание их работы, прежде всего, определяются экономической и классово – политической структурой социалистического государства»[30]. В дальнейшем идеи включённости исправительных учреждений, как и других органов, исполняющих наказания, в механизм обеспечения задач правосудия были поддержаны и другими авторами[31], а также развиты применительно к современным условиям[32].

С проблемой нормативного закрепления структуры органов, исполняющих наказания, определения их задач, регламентации их деятельности М. П. Мелентьев связывает форму реализации функции исполнения уголовного наказания[33]. Данная функция обеспечивается системой исправительных учреждений, которая выступает в качестве субъекта уголовно-исполнительных правоотношений.

В. Е. Южанин отмечает, что применение определённого объёма кары к преступнику завершается вынесением обвинительного приговора, и далее следует процесс обеспечения отбывания осужденным наказания путём организационной, принудительной и процедурно-контрольной деятельности[34].

Оптимизация организационно-правового механизма исполнения лишения свободы связана с решением проблемы изоляции осуждённых, которая не может быть решена на уровне конкретного исправительного учреждения. Это сфера уголовно-исполнительной политики государства[35].

Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих исполнение изоляции осуждённых к лишению свободы, показывает, что в них не содержится ни понятия исправительного учреждения, ни прямого указания на их задачи.

Сущность и содержание изоляции осуждённых, которые они должны обеспечивать, приходится уточнять исходя из оценки различных правовых норм, определяющих их функции, задачи, полномочия, принципы и содержание, организационную структуру и материальную основу их деятельности, а также формы контроля и виды ответственности.

Задачи ИУ косвенно закреплены в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность ФСИН России. В ст. 3 Положения о Федеральной службы исполнения наказаний России определены основные задачи ФСИН России[36].

В ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» закреплены обязанности исправительных учреждений[37].

Большинство исследователей проблем исполнения лишения свободы отмечают, что основной задачей исправительного учреждения является исполнение приговора суда и наказания.

Исправительные учреждения призваны обеспечивать следующие задачи:

1. исполнение определённого приговором суда наказания в виде лишения свободы;

2. обеспечение жизнедеятельности осуждённых, включающее в себя весь комплекс материально-бытовых, медико-санитарных мер, поддержание правопорядка, гарантий безопасности персонала, осуждённых и иных лиц, находящихся на территории учреждения;

3. создание условий для получения осуждёнными основного общего образования и привлечения их к труду;

4. оказание на осуждённых воспитательного воздействия.

Указанные задачи являются определяющими, так как они отражают содержание уголовно-исполнительных правоотношений, в которых осуждённый выступает как субъект. Также осуждённый признаётся не только субъектом уголовно-исполнительных правоотношений, но он выступает в качестве потенциально законопослушного гражданина. Из этого следует, что после отбывания наказания общество должно быть готово воспринять лицо, освобождённое из ИУ, как относительно полноправного члена в интересах благополучия самого же общества. Именно с этих позиций государство устанавливает принципы и правила обращения с осуждёнными в период отбывания наказания.

Указывая, насколько сложна и многогранна деятельность ИУ А. Ф. Сизый и В. И. Упоров также на первое место ставят задачу исполнения наказания – изоляцию осуждённого[38].

Н. А. Стручков вполне обоснованно указывал, что задачи ИУ являются более широким понятием по сравнению с целями наказания[39]. Цели наказания определяют ресоциализационное содержание деятельности ИУ, не меняя основной их задачи – исполнения наказания. В Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» либо в Особенной части УК РФ должно содержаться указание на то, что основной задачей ИУ является исполнение наказания в форме обеспечения изоляции осуждённого путём его заключения и охраны либо конвоирования при перемещениях. Ни в ст. 74, ни в ст. 82 УК РФ нет такого прямого предписания для ИУ.

Содержание функций ИУ определяется положениями Конституции РФ, устанавливающими общий статус граждан в России, приговором суда, нормами уголовного, уголовно-исполнительного законодательства РФ, а также другими подзаконными актами, регулирующими порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы.

При оценке содержания деятельности ИУ требуется провести различия между задачами уголовно-исполнительной политики и УИС, а также задачами ИУ, так как уровень их обеспечения различен.

Реализация задач правосудия невозможна в стадии исполнения наказания на несовершенной организационной и материальной основе современных ИУ.

Исходя из оценок задач и функций ИУ, можно сформулировать следующее его определение.

Исправительное учреждение – это специализированный орган государства, задачей которого является исполнение приговора суда и наказания в виде лишения свободы, которое обеспечивает изоляцию осуждённых, обеспечение безопасности их персонала, проведение мер воспитательно-предупредительного и ресоциализационного характера.

Самостоятельным направлением обеспечения изоляции и охраны осуждённых к лишению свободы является их конвоирование при перемещениях вне исправительных учреждений.

Правовой основой организации перемещения осуждённых являются нормы ст. 76 УИК РФ. В ней определён порядок направления осуждённых к лишению свободы к месту отбывания наказания и перемещения из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Содержание конвоирования осуждённых в УИК РФ не закреплено, хотя эта функция входит в содержание понятий охраны и изоляции осуждённых. Подразделения конвоирования обеспечивают исполнение наказания в условиях перемещения осуждённых, так как с момента вступления приговора суда в законную силу и обращения судом его к исполнению подсудимый обретает статус осуждённого, отбывающего лишение свободы.

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в ст. 14. 1 закрепляет права специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию:

1. осуществлять контроль за соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоирования осуждённых и лиц, заключённых под стражу;

2. требовать от осуждённых и лиц, заключённых под стражу, исполнения ими обязанностей, предусмотренных законодательством РФ;

3. применять к осуждённым и лицам, заключённым под стражу, допустившим правонарушения, меры воздействия и принуждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

4. составлять протоколы о нарушении осуждёнными и лицами, заключёнными под стражу, обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, для решения вопроса о применении к ним мер взыскания и принуждения;

5. производить обыск осуждённых и лиц, заключённых под стражу, досмотр их вещей, а также изымать у указанных лиц запрещённые предметы;

6. осуществлять досмотр транспортных средств и проверку документов граждан при розыске осуждённых и лиц, заключённых под стражу, совершивших побег, в местах, где возможно их появление;

7. применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены данным законом.

На сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию при проведении ими розыскных мероприятий распространяются права и гарантии правовой защиты и социальной помощи, а также возлагаются обязанности и ответственность, предусмотренные указанным законом.

П. 1 ст. 14. 1 указанного закона носит бланкетный характер, т. е. отсылает к законодательству Российской Федерации для уточнения порядка конвоирования осуждённых. Однако порядок конвоирования регламентирован лишь межведомственным нормативным актом.

Некоторые авторы полагают, что в настоящее время целями правовой регламентации перемещения осуждённых к лишению свободы к месту отбывания наказания либо из одного места отбывания наказания в другое является юридическое обеспечение: 1) режима, исключающего совершение осуждёнными побегов во время перемещения; 2) необходимых условий для безопасности и сохранения здоровья перемещаемых лиц[40].

Понятие конвоирования осуждённых можно сформулировать следующим образом: это предусмотренная законодательством РФ система охраны и предупредительных мер, реализуемая специальными подразделениями по конвоированию осуждённых УИС РФ, направленных на обеспечение их изоляции, прав и соблюдение ими обязанностей, при их перемещении из одного учреждения УИС в другое.

Конвоирование осуждённых к лишению свободы выступает в качестве кратковременной формы их изоляции и самостоятельного института уголовно-исполнительного права, нормы которого должны содержать понятие «конвоирование осуждённых» и регламентировать его содержание.

Следует отметить, что принимаемые политико-социальные меры по обеспечению надлежащей изоляции осуждённых пока являются недостаточными для должного функционирования исправительных учреждений и подразделений конвоирования осуждённых.

Анализ форм обеспечения изоляции осуждённых к лишению свободы позволяют сделать некоторые обобщения и выводы.

1. Изоляция осуждённых к лишению свободы обеспечивается ИУ и специализированными конвойными подразделениями УИС.

2. По своим целям и задачам ИУ является специфической частью механизма правосудия, так как изоляция осуждённого и исправительное принуждение представляют собой содержание уголовно-исполнительных правоотношений, в которых осуждённый выступает в качестве субъекта. При этом основанием уголовно-исполнительной деятельности является приговор суда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...