Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактический принцип восхождения к новому знанию




В деятельности учения

 

Необходимость разработки специальных дидактических принципов субъектной индивидуальной деятельности учения обусловлена:

тем, что общеучебные принципы дидактики в силу своей

широкой общности лишь в целом затрагивают данный аспект обучения,

что они относятся к надындивидуальной деятельности учения

субъекта, в то время как реальный процесс субъектной деятельности учения характеризуется индивидуальной неоднозначностью и многоплановостью,

потребностью в нормативных положениях, которые

непосредственно учитывали бы закономерности протекания индивидуальной деятельности учения обучающихся (Теоретич. основы,157).

Разработка таких принципов проводилась на основе 1) теории познания, 2) психолого-педагогического анализа явления индивидуальной деятельности учения, 3) целей, вытекающих из концепции деятельностного аспекта обучения, 4) системы общедидактических принципов обучения, 5) опыта обучения на основе разрабатываемой образовательной системы. К ним предъявляются требования согласованности с общедидактическими принципами обучения и соответствия задачам обучения.

Индивидуальная деятельность учения, как деятельность решения учебной задачи субъектом, означает персональный процесс разрешения содержащейся в задаче учебной проблемы, отыскания учеником неизвестного ему главного отношения задачи, которое по отношению к исходной ситуации представляет собой продвижение в познании, приобретение нового знания. Это переход от условия задачи и содержащейся в ней информации к новому знанию, новому умению, способу деятельности. Важно понять внутреннюю логику деятельности учения, которую можно охарактеризовать словом «восхождения» к новому знанию, заимствуя очень меткий, на наш взгляд, термин из теории познания. Не просто увеличения объёма научной информации, а выявление и усвоение её функционального назначения, вскрываемого в деятельности индивида, осуществляемой с самим знанием, на основе этого знания, его развития и углубления. Обучающийся должен выйти за пределы непосредственной ситуации и своего прошлого опыта и пойти дальше в область еще не познанного. Эти новообразования должны быть раскрыты в качественном своеобразии, т.е. в принципиальном отличии нового познавательного результата от предшествующих стадий субъективного познания. И вместе с тем они должны быть поняты в их преемственности, в их генетических связях с предшествующими стадиями» (А.В. Брушлинский,205).

Дидактический принцип восхождения в учении к новому знанию означает следующее:

1) фиксируется исходный уровень знаний, в котором берет свое начало индивидуальная учебная деятельность субъекта. С.Л. Рубинштейн отмечал подлинное, что подлинное овладение знаниями и умениями достигается не просто в обучении, а посредством учения на основе предшествующего обучения.

включение имеющегося знания в более глубокий синтез,

осуществляемый самостоятельно или под руководством обучающего.

индивидуальная деятельность учения есть диалектическое

развитие имеющейся системы знаний, выход за ее пределы, анализ под новым углом зрения и т.д.

Принцип восхождения к новому знанию провозглашает опору в индивидуальной деятельности учения на имеющийся уровень знаний, на усвоенные действия и операции, другими словами, на «предзнание» (С.Д. Смирнов), и дальнейшее продвижение в познании как восхождение к новым знаниям, осваивание более глубоких истин и способов деятельностей. Этот принцип подчеркивает, что приобретение и овладение знаниями совершаются в индивидуальной деятельности решения учебной задачи как переработка и совершенствование имеющихся знаний. Добыча, поиск, формирование новых знаний с опорой на усвоенные знания. Тем самым дидактический принцип восхождения к новым знаниям во главу деятельности учителя ставит не пробелы в знаниях ученика, а актуализацию усвоенных знаний, как основу дальнейшего продвижения учащегося в учебно-познавательной деятельности.

Дидактический принцип восхождения к новому знанию в субъектной деятельности характеризует учение как открытие новых для знаний себя по отношению к начальному уровню и стадиям обучения, преемственности с ними. «Всякий раз, когда учащийся усваивает новый материал, он сопоставляет его с усвоенным ранее, связывает с ним, перестраивает его.» (В.Я. Ляудис).

Исходный уровень в деятельности студента является нормированная предметная деятельность, опираясь на которую он осваивает новые деятельности в своей базовой и профессиональной подготовках. «Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями как «техническими» компонентами той или иной жизненной профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучение какой-либо деятельности, достигает, не просто обучаясь, а на основе предшествующего обучения выполняя эту деятельность.» (С,Л. Рубинштейн). Обучающийся встраивает новые знания и действия в свой прежний опыт, совершенствуя его. Принцип восхождения к новому знанию превращает учение в процесс развития и углубления учеником своего личного опыта.

Солидарную с этим принципом позицию мы встречаем у других авторов. Известный математик, профессор Московского государственного университет С.А. Янковская, выступая перед участниками математических олимпиад с лекцией на тему «Что значит решить задачу?» раскрывает указанный принцип, тезисом: «Решить задачу - значит свести ее к уже решенной». В своих рекомендациях, как решить задачу, Д. Пойа, основываясь на принципе восхождения от имеющегося знания к новому, предлагает увидеть в имеющейся задаче путем принятия «временных» рабочих версий и упрощающих допущений знакомые задачи, варьировать возможными вариантами их решения, возвращаться к основной задаче посредством сопоставления полученной в процессе проигрывания возможностей информации с исходными требованиями задачи.

Этот принцип согласуется с дидактическим принципом сознательности и прочности обучения, который требует обучения учащихся осмысленному и целенаправленному оперированию знаниями, применению полученных знаний на практике и в познании. Принцип восхождения к новому знанию конкретизирует названное общедидиктическое положение применительно к индивидуальной деятельности учения. Это означает, что имеется определенный начальный уровень предметных и общеучебных знаний и умений, а также способностей учащихся, исходных в формировании индивидуальной деятельности учебного познания. «Всякий процесс имеет некоторое начальное состояние и переводит объект в другое состояние. Поэтому для процесса обучения как динамического объекта в качестве одного из важных элементов выступает исходное состояние учащихся …, выбранное учителем содержание, его деятельность, применяемые им средства и т.д.» (Теоретич. основы,121). Пренебрежение принципом восхождения к новому знанию или недостаточный его учет в практике обучения приводит к деформации и искажению деятельности учения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...