Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики исследования ценностей и смыслов жизни




 

Методики исследования ценностей и смыслов личности

 

Методика изучения ценностных ориентации–это одна из достаточно известных методик. Существует базовый вариант,автором которого является М.Рокич, и модификации.Одна из широко используемых в исследовательской и Диагностической практике –модификация Д.А. Леонтьева.Ее основу составляют два ряда ценностей:18 ценностей-целей(терминальных ценностей) и18 ценностей-средств(инструментальных ценностей).Каждый ряд предлагается проранжировать по порядку значимости для себя (то есть приписать каждой ценности ранг), после чего оценить в процентах степень реализованности каждой ценности в своей жизни.

На основании индивидуальных данных можно получить и проанализировать групповую иерархию ценностных ориентации– путем вторичного ранжирования.

Тест смысложизненных ориентации Д.А.Леонтьева является адаптированной версией теста«Цель в жизни»Крам-бо и Махолика.Это шкала, включающая в себя 20 пар альтернативных утверждений,каждое из которых в первом лице описывает определенное действие, переживание или состояние.Испытуемому предлагается выбрать одно утверждение из пары и оценить по шкале, насколько это действие,переживание или состояние характерно для него. В результате такой процедуры выясняются следующие показатели:общий показатель осмысленности жизни; три конкретные смысложизненные ориентации(цель в жизни;насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией)и два аспекта локуса контроля(«Я – хозяин жизни»; «управляемость жизни»). В подгруппе конкретных смысложизненных ориентации показатель«цель в жизни»связывается с ориентацией на будущее;«насыщенность жизни» – с ориентацией на настоящее,на процессе жизни и «удовлетворенность самореализацией»– с ориентацией на прошлое(результативность жизни)14.

 

Методика«Направленность личности в общении»

 

Методика«Направленность личности в общении» (С.Л.Братченко). В ее основе лежит метод неоконченных предложений.Существуют две формы: базовая,не имеющая профессиональной спецификации,и вторая –ориентированная на изучение направленности в профессиональном общении. Методика позволяет выявить степень выраженности видов направленности личности (в%)в непрофессиональном и профессиональном общении, а также доминирующий вид направленности в общении и соотношение степени выраженности остальных видов. Автором методики выделено шесть видов направленности в общении:диалогическая,авторитарная,манипулятивная,альтероцентристская,конформная,дадифферентная.

Диалогическая направленность(Д НЛО) – ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание,взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество,стремление к взаимному самовыражению,развитию,сотрудничеству.

Авторитарная направленность(Ав НЛО) – ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника,подчинить его себе, «коммуникативная агрессия»,когнитивный эгоцентризм,«требование»быть понятым(а точнее –требование согласия с собственной позицией) и нежелание понимать собеседника,неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное«общение –функционирование»,коммуникативная ригидность.

Манипулятивная направленность(М НЛО) – ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях,для получения разного рода выгоды, отношение к собеседнику как к средству,объекту своих манипуляции,стремление понять («вычислить»)собеседника,чтобы получить нужную информацию,в сочетании с собственной остью, неискренностью,ориентация на развитие и даже творчество»(хитрость) в общении, но односторонняя– только для себя за счет другого.

Альтероцентристская направленность(Ал НЛО) – добровольная«центрация»на собеседнике,ориентация на его цели,потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами,целями, стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения,но безразличие к пониманию себя с его стороны,стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию.

Конформная направленность(К НЛО) – отказ от равноправия в общении в пользу собеседника,ориентация на подчинение силе авторитета,на «объектную»позицию для себя, ориентация на некритическое«согласие»(уход от противодействия),отсутствие стремления к действительному пониманию и желание быть понятым, направленность на подражание,реактивное общение, готовность«подстроиться»под собеседника.

Индифферентная направленность(И НЛО) – такое отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами,доминирование ориентации на «сугубо деловые» вопросы,«уход» от общения как такового.

Представляется,что с помощью этих видов более или менее полно можно охарактеризовать многообразие индивидуальных вариантов содержания направленности в общении, а также отразить сложность и многогранность этого личностного образования.

Заключение

 

Исследования показали, что общение с окружающими его людьми,удовлетворяет одну из основных социальных потребностей,причём необходимость в удовлетворении потребности в общении увеличивается с возрастом,достигая максимума в ранней юности.

Будучи важным фактором формирования личности школьника,общение содержит в себе огромные педагогические возможности.В тоже время,будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определённые опасности, ибо может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей в процессе инериоризации их личностью,благодаря экранирующему и трансформирующему характеру влияния ближайшего окружения личности.

В первой главе своего исследования раскрываются основные моменты существующих определений общения. Выделили основные понятия общения, и определили роль общения в психологическом развитии человека.Выявили, какую роль играет общение на ребенка в дошкольном возрасте в условиях развития и формирования личности.Рассмотренные примеры речевого и эмоциональное общение, стили общения, предлагаемые взрослыми и их влияние на ребенка, общение мальчиков и девочек,

Во второй главе рассматриваются методики исследования ценностей и смыслов жизни.Первая методика изучения ценностных ориентации– одна из достаточно известных методик, существует базовый вариант,автором которого является М.Рокич.

Вторая методика –«Направленность личности в общении» (С.Л.Братченко)Автором методики выделено шесть видов направленности в общении:диалогическая,авторитарная,манипулятивная,альтероцентристская,конформная,дадифферентная.

Представляется,что с помощью этих видов более или менее полно можно охарактеризовать многообразие индивидуальных вариантов содержания направленности в общении, а также отразить сложность и многогранность этого личностного образования.

Таким образом, по проделанному исследованию пришли к выводу,что общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов,эмоционально– волевой сферы,но и оказывает влияние на формирование личности в целом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...