Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По дисциплине ОГСЭ. 05. Психология общения




Специальность 060101Лечебное дело

Курс, 8 семестр - 10 часов

№ п/п Тема Кол-во часов Вид самостоятельной работы Результат работы Сроки выполнения
  4 курс, семестр 6 Раздел 1. Психология общения            
  1.   Тема 1.3. Личность и группа: проблема лидерства и руководства     Подготовка сообщения «Можно ли стать лидером?»     Сообщение   При изучении темы    
  2.   Тема 1.4. Общение в деятельности медицинского работника   Составление ситуационных задач по особенностям ведения деловой беседы, правилам эффективного слушания.     Ситуационная задача   После изучения темы  
    Раздел 2. Основы делового общения        
  3. Тема 2.2. Техники убеждения партнера. Защита от манипуляций в деловом общении   Проведение анализа и описание собственного поведения и поведения партнера в ситуациях манипулирования в процессе общения (ведение и оформление дневника самонаблюдения).   Дневник самонаблюдения   После изучения темы  
  4. Тема 2.3. Психология выступления   Составление текстов незапланированного выступления.   Текст выступления   После изучения темы  
  5. Тема 2.4. Конфликтная ситуация в процессе общения. Приемы саморегуляции в процессе межличностного взаимодействия   Отработка техник и способов саморегуляции в процессе общения в конфликтной ситуации. Приобретение умений и навыков саморегуляции   После изучения темы
Итого    

Курс, семестр 8

Внеаудиторная самостоятельная работа № 1

Тема занятия: Личность и группа: проблема лидерства и руководства.

 

Цель: сформировать представление о лидерстве, видах лидерства, личностных качествах лидера и влиянии друг на друга людей в социуме.

 

Задачи:

1. развитие способностей умственной деятельности, умения работы с учебной и научной литературой;

2. углубление и систематизация знаний;

3. использование информационно-коммуникационных технологий.

 

Требования к знаниям и умениям:

Студент должен знать:

  1. «Лидерство». Виды лидерства.
  2. Личностные качества лидера.
  3. Межгрупповые отношения и взаимодействие. Социальное влияние.

уметь:

1. Пользоваться методами психологического исследования.

2. Определять особенности социального влияния на людей при решении ситуационных задач.

 

Вид задания: подготовка сообщения «Можно ли стать лидером?».

 

Характеристика задания:

Подготовка информационного сообщения – это вид вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современ­ный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополня­ют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от труд­ности сбора информации, сложности материала по теме, инди­видуальных особенностей студента и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 2ч.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

• определить тему и цель сообщения;

• определить место и сроки подготовки сообщения;

• оказать консультативную помощь при формировании
структуры сообщения;

• рекомендовать базовую и дополнительную литературу
по теме сообщения;

• оценить сообщение в контексте занятия.

Роль студента:

• собрать и изучить литературу по теме;

• составить план или графическую структуру сообщения;

• выделить основные понятия;

• ввести в текст дополнительные данные, характеризую­щие объект изучения;

• оформить текст письменно;

• сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

• актуальность темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников;

• наличие элементов наглядности.

Литература для студентов:

1. Полянцева, О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/ О.И.Полянцева - изд. 5-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 414 с. – (Среднее профессиональное образование).

2. Руденко, А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М.Руденко, С.И.Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 634 с.

Профильные web – сайты Интернета:

3. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. http//www.minzdravsoc.ru –Загл. с экрана. –Яз. русск.

4. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон.дан. — М.:Рос.гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

 

Форма контроля: оценка преподавателя при прослушивании сообщения на занятии.

 

Время выполнения: 2 часа; при изучении темы.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа № 2

Тема занятия: Общение в деятельности медицинского работника.

 

Цель: с формировать представление у студентов об особенностях общения в деятельности медицинского работника.

 

Задачи:

1. развитие способностей умственной деятельности, умения работы с учебной и научной литературой;

2. углубление и систематизация знаний;

3. использование информационно-коммуникационных технологий;

4. развитие творческого мышления и воображения студентов, творческих способностей.

Требования к знаниям и умениям:

Студент должен знать:

1. Этические принципы общения.

2. Виды общения в медицинской деятельности.

3. Особенности ведения деловой беседы.

4. Правила слушания.

 

уметь:

 

1. Составлять диалоги.

2. Составлять и решать ситуационные задачи. Строить деловую беседу и в ее ходе применять правила эффективного слушания.

 

Вид задания: составление ситуационных задач по особенностям ведения деловой беседы, правилам эффективного слушания.

 

Характеристика задания:

Ситуационные задачи

Проблемная ситуация -(от греч.problema- задача, задание и лат. situation – положение):

1)ситуация, для овладения которой индивид или коллектив должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности;

2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникшей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие.

Использование ситуационных задач способствует формированию клинического мышления студента, поощряет творческий спор, значительно стимулирует студентов и даёт или чувство удовлетворенности от своей работы.

В литературе выделяются следующие типы проблемных ситуационных клинических задач (Дианкина М.С.):

1. Задачи с недостающими исходными данными, для решения которых нужно получить дополнительные сведения, например, из анамнеза заболевания, инструментальных и лабораторных исследований и т.д. Только при этих самостоятельно полученных студентом значимых данных,возможно, осуществить диагностику и назначить лечение.

2. Задачи с избыточными исходными данными, содержащие сведения, не представляющие необходимые основания для диагностики и лечения заболевания. Эти задачи содержат некий «информационный шум» для его последовательного исключения из мыслительной деятельности студентов по нахождению правильного ответа.

3. Задачи с неопределенностью в постановке вопроса, требующие дополнительных рассуждений по идентификации причин и следствий, утверждений и обоснований, явлений и признаков на разных этапах течения заболевания.

4. Задачи с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии, отражающими: результаты исследований по разным методикам; показатели, взятые на разных этапах течения болезни; введенные данные по смежным заболеваниям и т.п. Деятельность студентов при решении таких задач направлена на исключение противоречий, уточнение адекватных состоянию больного данных и, на их основе, нахождению правильного ответа.

5. Задачи, допускающие лишь вероятностное решение, что является достаточно характерным для медицины, которая не относится в полной мере к точным наукам. В этом случае студенты воспроизводят ряд рассуждений, устанавливают логические связи, с точной ориентацией обоснования на утверждение и их взаимозависимостью.

6. Задачи с ограниченным временем решения, формулирующие экстремальные медицинские ситуации, решение которых направлено на отработку быстроты постановки диагноза совершения лечебных мероприятий.

7. Задачи, требующие использования предметов с необычной для них функцией ( ложка при осмотре горла, ветка при наложении шины и т.д.), решение которых помогает сформировать «врачебную смекалку» в нетипичных ситуациях.

В любом случае описание клинической ситуации должно содержать определенные вводные данные.

 

Шаблон ситуации

Ситуации должны включать некоторые или все из нижеперечисленных компонентов в указанном порядке:

1. участники деловой беседы;

2. место проведения беседы;

3. время проведения беседы;

4. основные вопросы и проблемы для обсуждения;

5. цель каждого участника общения;

6. условия ситуации общения;

7. задать определенный вид или несколько видов общения (деловой, примитивный и т.д.)

8. задать в ситуации определенные правила слушания или их нарушение со стороны участников;

9. составить фрагмент диалога участников деловой беседы;

10. составить задание или вопросы к задаче.

 

Убедитесь, что написанное Вами условие задания:

 

– Фокусируется на важных понятиях, а не тривиальных фактах.

– Позволяет дать ответ, не глядя на варианты ответа.

– Включает все существенные факты и никакая дополнительная информация включаться не должна.

– Не является запутанным или чрезмерно сложным.

– Не содержит отрицательных фраз (иными словами, избегайте использования слов,кроме, за исключением, или не во вводных вопросах).

Литература для студентов:

1. Полянцева, О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/ О.И.Полянцева - изд. 5-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 414 с. – (Среднее профессиональное образование).

2. Руденко, А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М.Руденко, С.И.Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 634 с.

Профильные web – сайты Интернета:

3. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. http//www.minzdravsoc.ru –Загл. с экрана. –Яз. русск.

4. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон.дан. — М.:Рос.гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

Форма контроля: оценка преподавателя при проверке выполненного задания и его анализе.

 

Время выполнения: 2 часа; после изучения темы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...