Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание основных движений мордовского женского и мужского танца

Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гормонию образа, действия и чувства.

Положения рук

1. Руки разведены довольно широко в стороны; пальцы рук собраны в кулак в слегка расслабленном состоянии; большой палец, не сгибаясь, прижимается к указательному; руки опущены ладонями вниз.

2. Руки согнуты в локтях на 90 градусов и подняты вверх; пальцы плотно собраны, большой палец прижат к указательному, ладони развернуты наружу.

3. Левая рука находится на талии, а правая кистью обхватывает пальцы левой, локти поданы вперед.

4. Правая рука с пальцами, сжатыми в кулак, находится на талии ладонью вниз и наружу, левая согнута в локте, прижата к затылку ладонью вверх. Корпус немного повернут вправо.

Позиции ног

- свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;

- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;

- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;

- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;

- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.

Основной шаг с каблука на всю стопу

Исходное положение – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.

Раз: шаг правой ногой вперед на ребро каблука.

И: правая нога переводится с ребра каблука на всю стопу, пятка левой ноги в этот момент поднимается, тяжесть корпуса переносится вперед.

Два: левая нога проводится по VI позиции вперед на ребро каблука. Движения продолжаются с левой ноги. Его особенностью является плавность перехода с каблука на всю стопу при сильно подтянутом корпусе.

Переход ног из позиции в позицию

Исходное положение – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.

Раз – И: правая нога с приподнятым от пола носком поворачивается в правую сторону на ребре каблука и приходит в нормальную позицию (пятки вместе).

Два – И: левая нога приводится к правой всей стопой по полу в VI позицию, одновременно делается небольшое demi plie (движение может исполняться в повороте как в правую, так и в левую сторону). Это плавный ход и делается он за счет небольшого приседания. Корпус статичный, сильно подтянут.

Боковой ход по второй невыворотной позиции с demi plie

Исходное положение – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.

Раз – И: battement tendu в сторону в невыворотную вторую позицию носком ноги в пол.

Два – И: пятка правой ноги опускается на пол, фиксируя вторую невыворотную позицию ног.

Три – И: пятка левой ноги отрывается от пола, фиксируется вторая невыворотная позиция ног.

Четыре – И: левая нога подводится к правой в VI позицию по правилам battement tendu, одновременно делается маленькое demi plie.

Поклон

Исходное положение - VI позиция ног. Руки в III положении.

Раз: - шаг правой ногой в сторону.

И: - левая нога приставляется к правой в VI позицию, наклон головы вниз.

Два - И: - тоже самое в другую сторону.

Мистические представления мордовского народа, вера в магические предсказания судьбы были известны как в древности, так и в настоящее время. Примером прорицательной мистики у мордвы являются хороводы-гадания.


Гадание с помощью ковша.
Так, многие танцевальные элементы мордовских групповых плясок связаны с магией плодородия:
Наиболее ярко магические функции шумящезвенящих украшений как оберегов всего женского тела проявляются в свадебной пластике. Магия танца достигается женщинами через пластический образ, с помощью дополнительного звучания множества подвесок, колокольчиков и бубенчиков, серебряных монет, жетонов, мелькающий блеск и перезвон которых сливается в характерную гипнотизирующую музыку, согласную с ритмичными движениями ног, рук, бедер и плеч, сливаясь в гармонии с цветовой гаммой красочного костюма.

В моменты технической импровизации движений танца женщины сопровождали их словесными восклицаниями и выкриками пара (м.), вадря (э.) – «хорошо», обращаясь к мужчинам – палама (м.), паламо (э.) – «поцелуй».
Исследователи XIX–XX вв. отмечали, что у финно-угорских народов существовали магические обряды с масками и ряжением. Это подтверждается приме-рами борьбы с масками смерти, холеры и др., взятых из мордовского фольклора: в молениях от эпидемий (стака мор-озкс), от саранчи (цирькун-озкс). Магия участниками обрядового действия осуществлялась языком пластики танца и пантомимой в сочетании с костюмами исполнителей. Танцевальное таинство совершалось то плавными и величавыми, то задорными и темпераментными движениями рук, ног, корпуса и головы; то бегая вприпрыжку, то ползая на животе, роя пальцами землю; то медленно уходя прочь, время от времени оглядываясь, создавая синхронными телодвижениями образ страха
Своеобразной находкой, имеющей значение для изучения танцевальной культуры мордовского народа, явилась вышивка, на которой изображены уточки, плывущие одна за другой. Другие изображения птиц – парные, стоящие по сторонам дерева, зеркально обращенные друг к другу. Танцевальные образы совпадают с иллюстративным орнаментом вышивки в пластике и движениях эрзянского танца.

Мокшанский танец. Как указывают исследователи XVIII–XIX вв., он отличается от эрзянского тем, что «многочисленные нагрудные, пышные набедренные украшения зрительно делали женскую фигуру устойчивой и тяжеловесной, словно вырастающей из земли, а толстые ноги, которые таковыми получались благодаря аккуратно обернутым белым обмоткам, напоминали стволы берез».

Описание основных движений мордовского женского и мужского танца

В Мужских и женских мордовских танцах много общих движений. Женский танец очень подвижен, динамичен, часто игрового характера. Для него характерны подскоки, притопы, вращения, припадания с ударами. Переводы рук из позиции в позицию не столь часты, как в башкирском женском танце. Танец легкий, свободный, но не так стремителен, как татарский. Распространены парные танцы. Танцы реже исполняются в виде перепляса. В них нет такого динамизма в движениях рук, как в башкирском и марийском танцах. Часто встречаются двойные и тройные притопы, бег с хлопками, мелкие переступания, бег с переменным наклоном корпуса влево и вправо. Вибрация корпусом отсутствует, прыжки и присядочные движения исполняются редко. В целом мордовский танец оптимистичен, исполняются легко и радостно. Часто используются смена мест партнерами, повороты и переходы. Движения, характерные для охотника, всадника, воина, встречаются крайне редко.

У мордвы есть несколько видов хороводов. В одних разыгрываются сюжеты на производственную темы - исполнители изображают одновременно и работающих людей, и предметы их труда. Содержанием других является свободная фантазия на тему песен и показ характеров поступков изображаемых персонажей.

Хоровод «Шунян Анкан казтозо» («Холст Шуниной Анки») исполняется двумя группами. Одна (преимущественно из детей) располагалась в две шеренги и изображала ткацкий стан, вторая представляла орудие труда и самих ткачих. В основу хоровода положена песня.

На столкновение двух противоборствующих групп - мужчин и женщин - строились двухлиненйные хороводы, наиболее распространенным из которых был «А мы парку парили». В его основе - хороводная песня свадебного репертуара. Мужская группа стремиться заиметь нового члена семьи, женская не желает расставаться с ним даже за большой выкуп. Хоровод продолжается до тех пор, пока во второй группе не остается ни одного человека.

Примером кругового хоровода может служить игровая песня «Маковица - головица». Хоровод водиться вокруг разукрашенной разноцветными ленточками березки. Драматизированная игра происходит внутри круга.

Рассмотрим основные движения мордовского женского танца.

Исходное положение во всех движениях - шестая позиция.

Движение 1. Подскок с двумя притопами. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» подскочить на левой ноге, правую слегка приподнять; «и» - поставить правую ногу рядом с левой; «два» - притопнуть левой ногой рядом с правой; «и» - пауза. Это движение исполняется вместе с движением рук. Руки находятся в первой позиции, кисть левой руки почти касается локтя правой, кисть правой касается локтя левой. Движение руками производится так, как будто правая рука наматывает на левую пряжу.

Движение 2. Припадания с двумя ударами.

На счет «раз» припасть на левую ногу, правую слегка приподнять; «и» - ударить правой ногой рядом с левой; «два» - еще раз ударить ногой рядом с левой, левую немного приподнять; «и» - пауза. Движения производятся одновременно с движением рук. Руки подняты в третью позицию, кисти слегка сжаты в кулачки и вывернуты от себя. Руки поочередно слегка сгибаются в локтях и выпрямляются. На счет «раз» левую руку согнуть, правую выпрямить; «два» - правую согнуть, левую выпрямить.

Движение 3. Тройные удары. Музыкальный размер ѕ. Исполняется на 1 такт. На счет «раз» - удар левой ногой; «и» - удар правой ногой; «два» - удар левой ногой; «и» - пауза. Руки подняты в третью позицию, кисти рук повернуты тыльной стороной внутрь. На 1-й такт руки переводятся чуть вправо, на 2-й чуть влево.

Движение 4. Мордовский бег. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 4 такта.

1-2-й такты. Наклонив корпус, исполнить бег правой, левой, правой, левой ногой.

3-й такт. На счет «раз» - притоп правой ногой; «и» - притоп левой ногой; «два» - притоп правой ногой; «и» - пауза.

4-й такт. На счет «раз» - притоп левой ногой; «и» - притоп правой ногой; «два» - притоп левой ногой; «и» - пауза.

Движение5. Трилистник. Музыкальный размер 2/4. постепенно продвигаясь вперед, исполняется трилистник. Руки в это время исполняют поочередно круговые вращения, начиная от груди вперд ладонями к зрителю.

Движение 6. Ход назад. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз и» шагнуть назад правой ногой, левую поставить на носок, впереди правой, пятку слегка повернуть вправо; «два и «- то же, что и на «раз и», но с другой ноги. Руки в это время как бы отталкиваются от воображаемою партнера.

Движение 7. «Гармошка» по шестой позиции. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз и» - носки повернуть направо; «два» - пятки повернуть направо. Движение встречается также в татарском танце.

Движение 8. «Веретено» (вариант 1). Музыкальный размер 2/4.

Руки согнуть в локтях и завести одна за другую на уровне груди. Пальцы левой руки слегка касаются локтя правой, пальцы правой руки слегка касаются локтя левой. Находясь в таком положении, руки быстро заводятся одна за другую, исполняя вращения Кисти можно сжать в кулачки.

Движение 9. Перевод рук. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» исполнить трилистник с правой ноги; - удар правой ногой; «два» - удар левой ногой; «и» - пауза.

Руки параллельно выводятся в первую позицию, ладонями вниз. Затем из этого положения переводятся из стороны в сторону на уровне груди.

Движение 10. Повороты с притопами. Музыкальный размер 2/4. Исполняются на 2 такта.

1-й такт. На счет «раз» - удар правой ногой; «и» - удар левой ногой; «два» - удар правой ногой; «и» - пауза.

На эти два такта исполняется полный поворот, руки подняты в третьей позиции. На 3-4-й такты исполняются те же удары и полный второй поворот, но руки исполняют веретенообразное движение.

Движение 1. Бег с поворотом. Музыкальный размер 2/4. Исполняются на 2 такта.

1-й такт. Руки во второй позиции, ладонями на верх.

На счет «раз» - притоп правой ногой; «и» - притоп левой ногой; «два» - притоп правой ногой; «и» - пауза.

На 1-й такт, двигаясь, корпус наклонить направо так, чтобы из второй позиции правая рука опустилась в подготовительную, а левая поднялась до шестой позиции.

На 2-й такт - противоположное положение рук.

Движение 13. Тройной притоп. Музыкальный размер 2/4. Исполняются на 2 такта.

На 1-й такт исполнить тройной притоп. Поднять правую руку наверх. Голову повернуть вправо, к руке.

На 2-й такт исполнить тройной притоп. Одновременно опустить правую руку и поднять левую на уровень третьей позиции. Движение можно исполнять и в более медленном темпе: в течение двух актов можно поднимать руку в третью позицию и опускать.

Движение 14. Вращение. Музыкальный размер 2/4. Исполняются на 2 такта. Руки в третьей позиции.

1-й такт. Исполняется припадание, сделать полный оборот. Левая рука на поясе с правой стороны, правая - на кисти левой.

2-й такт. Исполнить пируэт. За один поворот обычно исполняются четыре припадания, в боле быстром темпе - два. После вращения - остановка в позе: левая рука вытянута во вторую позицию, правая в третью.

Движение 15. Подскоки. Музыкальный размер 2/4. Исполняются на 2 такта.

1-й такт. На счет «раз, два, три» - подскоки на обеих ногах шестой позиции.

2-й такт. На счет «раз» правую ногу, согнуть в колене, отвести назад; «и» - ударить правой ногой рядом с левой, левой рядом с правой; «два» - ударить правой ногой; «и» - пауза.

Движение 16. Двойная дробь или удар. Музыкальный размер 2/4. Исполняются на 2 такта.

1-й такт. На счет «раз» подскочить на левой ноге; «и» - ударить правой ногой рядом с левой; «два» - еще раз ударить правой ногой рядом с левой; «и» - пауза.

2-й такт. Повторить все с другой ноги.

Движение 17. Приставной ход. Музыкальный размер 2/4. Исполняются на 2 такта.

1-й такт. На счет «раз» - небольшой шаг правой ногой вправо; «два» - подставить левую ногу вправо рядом с правой.

2-й такт. На счет «раз» - небольшой шаг правой ногой вправо; «два» - дважды ударить левой ногой рядом с правой.

Движение 18. «Веретено» (вариант 2) Музыкальный размер 2/4. Исполняются на 2 такта.

Движение исполняется гораздо медленнее, чем «веретено» варианта 1.

Руки находятся на уровне груди, попеременно выводятся вперед, кисти направлены вперед, находясь на небольшом расстоянии друг от друга. Ногами исполняется тройной притоп.

Рассмотрим основные движения мордовского мужского танца.

Движение 1. Бег с наклоном корпуса в сторону. Музыкальный размер 2/4. Исполняются на 2 такта.

1-й такт. На счет «раз» - шаг на левую ногу, корпус наклонить влево; «и» - шаг на правую ногу, корпус еще больше наклонить в лево; «два» - шаг на левую ногу, правую ногу согнуть в колене и вывести назад - вправо, руки согнуть в локтях; «и» - исполнить хлопок правой ладонью по левой, корпус сильно наклонить влево, голову повернуть вправо.

2-й такт. На счет «раз-и, два-и» все исполнить с другой ноги, наклонить корпус вправо.

Движение 2. Ход с наклоном корпуса в строну. Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: третья позиция. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» - шагнуть на правую ногу, корпус наклонить вправо, одновременно с шагом сделать хлопок в ладони, руки согнуты в локтях, подняты до ровня груди, ладонью левой руки ударить по ладони правой; «два» - шаг левой ногой вперед, корпус наклонить влево, одновременно хлопнуть в ладони, руки остаются согнутыми в локтях, ладонью правой руки хлопнуть сверху по ладони левой руки.

Движение 3. Притопы. Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: шестая позиция. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» притопнуть правой ногой; «и» - притопнуть левой ногой; «два» - притопнуть правой ногой; «и» - пауза. Руки раскрыты в стороны во вторую позицию. Ладони повернуты вниз. На этот счет ладони резко повернуть вверх. Притопы исполняет и девушка.

Движение 4. Соскок с хлопком. Исходное положение: шестая позиция. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» соскочить на обе ноги в шестую позицию, одновременно хлопнуть в ладони; «и» - перескочить на правую ногу, левую согнуть в колене, отвести влево; «два» - соскочить на обе ноги в шестую позицию, одновременно хлопнуть в ладони; «и» - перескочить на левую ногу, правую согнуть в колене, отвести вправо - вверх. Это движение исполняют и девушки.

Движение 5. Бег с наклоном корпуса вперед. Исходное положение: шестая позиция. Исполняется на 4 такта. Сильно наклонить корпус вперед, начиная с правой ноги, исполнить простой бег.

1-2-й такты. Руки прижаты к корпусу.

3-й такт. Корпус резко выпрямить. На счет «раз» подскочить на левой ноге, правую согнуть в колене и поднять рядом с левой; «и» - поставить правую ногу на каблук перед левой; «и» - поставить правую ногу; «и» - пауза.

4-й такт. На счет «раз» подскочить на левой ноге, правую согнуть в колене и поднять рядом с правой; «и» - правую ногу поставить на носок сзади левой; «два» - преступить на левую ногу; «и» - пауза.

Руки на 3-й и 4-й такты подняты: левая - во второй позиции, правая - в третьей.

Движение 6. Тройные притопы. Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» притопнуть правой ногой; «и» - притопнуть левой ногой; «два» притопнуть правой ногой, левую поднять вверх, согнутую в колене, правую руку согнуть в локте и вывести вперед на уровне груди, левую, согнутую в локте, завести назад за спину; правую отвести назад.

Движение 7. Простой бег. Исполняется на 1 такт. Исполняют, слегка шаркая стопами ног об пол. Руки поочередно выводят вперед в первую позицию, ладонями вниз и назад.

Движение 8. Переступание. Исполняется на 2 такта.

1-й такт. На счет «раз» притопнуть левой ногой; «и» - притопнуть правой ногой; «два» - притопнуть левой ногой, одновременно поднять правую ногу, согнув в колено; «и» - поставить правую ногу на каблук.

2-й такт. Все повторить с другой ноги. Руки в этом движении могут быть за спиной либо на 1-й такт открываются через первую позицию во вторую, а на 2-й такт закрываются на пояс.

Движение 9. Переводы рук. Исполняется на 1 такт. Исполняя простые шаги, попеременно выводить то левую, то правую руку вперед на уровне пояса в первую позицию и назад на уровне пояса.

Движение 10. Приседание. Исходное положение: шестая позиция. Исполняется на 1 такт.

Движение 11. Удары ногой. Исполняются на 2 такта.

1-й такт. На счет «раз» - удар правой ногой; «и» - удар левой ногой; «два» - удар правой ногой; «и» - пауза.

2-й такт. Повторить исполнение на 1-й, руки опустить вдоль корпуса.

Движение 12. Приставные шаги. Исполняется на 1 такт. На счет «раз» - небольшой шаг правой ногой вправо; «два» - левую ногу подставить к правой. Левую руку согнуть в локте и завести за пояс, правую поднять в третью позицию.

Движение 13. Подскоки с ударами. Исполняется на 2 такта. На счет «раз» подскочить на левой ноге, правую поднять рядом с левой; «и» - ударить правой ногой об пол рядом с левой; «два» - повторить исполненное на «и»; «и» - пауза.

Руки параллельно вывести вперед между подготовительной и первой позициями.

2-й такт. Повторить исполненное с правой ноги, руки параллельно завести назад, не сгибая в локтях.

Движение 14 Волнообразные движения руками. Исполняется на 1 такт. Исполнить простой ход, покачивая волнообразно кистями. Руки находятся во второй позиции, ладонями вниз.

Движение 15. Подскоки с двойными ударами. Исполняется на 2 такта.

1-й такт. На счет «раз» сделать шаг левой ногой вперед; «и» - подскочить на левой ноге; «два» - сделать правой ногой два удара; «и» - подскочить на правой ноге.

2-й такт. На счет «раз» сделать два удара левой ногой; «и» - подскочить на левой ноге; «два» - сделать два удара правой ногой; «и» - пауза.

Движение 16. Шаги накрест. Исполняется на 2 такта.

1-й такт. На счет «раз» сделать небольшой шаг вправо правой ногой; «и» - шаг левой ногой накрест правой; «Два» - шаг вправо правой ногой, левую согнуть в колене и поднять рядом с правой, корпус сильно наклонить вправо, обе руки параллельно завести вправо; «и» - пауза.

2-й такт. Исполнить тоже самое в левую сторону. Руки завести параллельно влево, корпус сильно наклонить влево. Движение юноша обычно исполняет сзади девушки, как бы заглядывая то слева, то справа через её плечо.

Движение 17. Сочетание притопов. Исполняется на 4 такта.

1-й такт. На счет «раз» притопнуть правой ногой; «и» - притопнуть левой ногой; «два» - повторить исполненное на «раз»; «и» - пауза.

2-й такт. На счет «раз» притопнуть левой ногой; «и» - притопнуть правой ногой; «два» - притопнуть левой ногой; «и» - пауза.

3-4-й такты. Поочередно притопнуть семь раз. Сочетание притопов: три, три, семь.

"Умарина" ("Яблонька"), государственный ансамбль песни и танца Республики Мордовия

 

 

Место и дата основания: г.Саранск, 1939 год

Регион: Российская Федерация, Республика Мордовия

Руководитель коллектива: заслуженный деятель искусств Мордовской АССР Четыркин Василий Иванович

  • “Аволинь симне мон винадо” (рус. - Не пил бы я вина) – Мордовская народная песня. Обработка - Г. Вдовин.
  • “Адядо ялгат розь паксяв”(рус. – Идемте друзья во ржаное поле) – Мордовская народная песня. Обработка – В. Четыркина.
  • “Андрюша” – Слова – М. Исаковского, Музыка – М. Блантера.
  • “Вай, верьга, верьга”(рус. – Высоко летят) - Мордовская народная песня. Обработка – В. Четыркина.
  • “Виякай” (рус. - Летушко) - Мордовская народная песня. Обработка – С. Балабана.
  • “До свиданья города и хаты” - Слова – М. Исаковского, Музыка – М. Блантера.
  • “Женская верность” - Автор неизвестен.
  • “Калина” - Русская народная песня. Обработка – В. Четыркина.
  • “Косат эно тон” – Слова – М. Кемаль, Музыка – Н.Митина.
  • “Киштема” – Музыка – С. Полибина.
  • “Левжа”–Музыка – В. Белоклокова.
  • “Посеяли лен за рекою” - Русская народная песня. Обработка – В. Четыркина.
  • “Лирический хоровод” - Русская народная песня. Обработка – В. Четыркина.
  • “Луганяса келуня” (рус. – На лугу березка) – Вокально хореографическая композиция.
  • “Ляй трваса… “(рус. – На бережку) - Слова – П. Родькиной, Музыка – Н. Кошалевой.
  • “Мокшень алясь” (рус. – Мокшанский парень) – Слова и музыка - Н. Балашкина. Обработка для хора – В. Четыркина.
  • “Ой, долина, долина” - Русская народная песня. Обработка – А. Крепких.
  • “Пандо прясо“(рус. – На пригорке) - Мордовская народная песня. Обработка – В. Четыркинаа.
  • “Пшеница золотая” - Слова – М. Исаковского, Музыка – М. Блантера.
  • “Россия” – Музыка – Ю. Таран. Музыкальная обработка – В. Четыркина.
  • “Русские праздники” – Музыка - К. Брейтбурга, Слова - Е. Муравьева, Обработка – В. Четыркина.
  • “Сурские мордовочки” – Музыка – В. Родионова.
  • “Мокше – Эрзянь шачем мастар” (рус. – Край Мордовский) – Музыка - В. Четыркина. Слова – Р. Орловой.
  • “Умарина” (рус. – Яблонька) – Музыка – В. Белоклокова. Слова – П. Гайни.
  • “Хлеб всему голова” - Музыка - А. Кудрина. Слова – В. Балачан.
  • “Любовный разговор” - Музыка - А. Федякина. Слова – В. Кузнецова.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...