Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нагрузка на нервную систему




Самым уязвимым местом пользователя ПК являются не глаза, как принято полагать, а нервы. Например, мерцание экрана, практически безвредное для глаз, сильно напрягает нервную систему. Шум вентиляторов медленно, но верно расшатывает нервы. Если к этому добавить вышеописанные проблемы с глазами и позвоночником, которые тоже нагружают нервную систему, то общая картина получится печальная.

Ещё одним фактором, влияющим на нервную систему пользователя ПК, является большой поток информации, который он вынужден воспринимать. Даже геймер или постоянный обитатель чатов прогоняют через себя очень много информации самого разного характера, а что уж говорить о программисте или дизайнере. При устном общении можно пропускать часть информационного потока "мимо ушей", что и делают люди, когда не справляются с объёмом информации. При письменно-визуальном общении при помощи ПК это делать сложнее. Также не стоит забывать мелькание рекламных банеров, музыку из колонок, и прочие "сопутствующие факторы".

2. Организация рабочего места - это система мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их разме­щению в определенном порядке.

.
Арк.
№ докум.
Підпис
Дата
Арк.
 
ОП 5. 05010301 599 002 ЛР
Рабочее место следует организовывать на основе анализа работы человека на конкретном оборудовании с учетом эрго­номических требований, санитарно-гигиенических и других основных условий работы. При этом должны соблюдаться:

- параметры рабочей зоны, позволяющие выполнять необходимые движения и перемещения работающего;

- достаточные зрительные, слуховые, физические и другие связи между рабочим оборудованием и людьми, выпол­няющими общее задание;

- рациональные приемы и методы выполнения рабочих операций, правильный режим труда и отдыха;

 

- средства защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

- необходимое естественное и искусственное освещение;

- оптимальный микроклимат рабочей среды.

Организация рабочего места должна быть такой, чтобы утомляемость работающих была минимальной. Рабочее мес­то необходи­мо создавать, учитывая возможность изменения рабочей позы.

Положение стоя для человека более естественно, но при длительной работе оно утомительнее положения сидя. Статические нагрузки более утомительны, чем динамичес­кие. Поэтому, если необходимо прилагать усилие до 50 Н, рекомендуемая рабочая поза сидя, при условии свыше 100 Н и значительном размахе движения - стоя. Если требуемое усилие находится в пределах 50-100 Н, рабочая поза не вли­яет на производительность.

В целях правильной организации рабочего места необходимо обеспечить оптимальные условия для зрительного воспри­ятия в рабочей зоне. Наиболее важные элементы следует рас­полагать в оптимальной зоне видимости (в пределах 15° от нормальной линии взора).

Органы управления должны находиться так, чтобы не было случайных сдвигов и срабатывания. Наиболее важные и часто применяемые органы управления располагаются в зонах наи­большей доступности. Форма их должна быть удобной, без ос­трых углов, а цвет - серым или черным (за исключением тех случаев, когда требуется цветовое кодирование).

На рабочих местах используются различные типы рабочих сидений. К сиденьям длительного пользования независимо от назначения предъявляются такие требования: они должны обеспечить правильную и удобную рабочую позу, а также воз­можность менять ее, нормальное функционирование организма человека без болезненных ощущений. Обивка сидений и спинок должна быть нескользящей, нетоксичной, воздухопро­ницаемой, влагоотталкивающей, т. е. отвечать гигиеническим требованиям. Конструкция сидений должна позволять регу­лировать и такие параметры, как угол наклона спинки, при необходимости - возможность вращения сиденья.

 

.
Арк.
№ докум.
Підпис
Дата
Арк.
 
ОП 5. 05010301 599 002 ЛР
Большое влияние на работоспособность человека оказыва­ют различные факторы рабочей среды, под которыми понима­ют совокупность физических, химических, биологических, социально-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на работающего человека.

В производственных помещениях оптимальные условия труда определяются в основном температурой в сочетании с влажностью и движением воздуха. Оптимальными условия­мия вляются температура 20-22 °С, относительная влажность воздуха 30-60%, скорость его движения не выше 0,2 м/с. Для рабочей зоны эти параметры определяются с учетом вре­мени года, категории работ, количества выделяемого в поме­щении тепла. Главными причинами развития утомляемости и снижения работоспособности человека являются шум и виб­рация. Они раздражают органы слуха, вызывают утомляе­мость человека и могут привести к функциональным измене­ниям в центральной нервной системе, системе кровообраще­ния и т. д. Различные физические и химические факторы действуют одновременно, при этом их взаимное влияние на человека может усиливаться или ослабляться.

 

Одним из важных мероприятий по снижению утомляемо­сти является установление правильного режима труда и от­дыха. Чередование работы и перерывов для отдыха должно быть обосновано физиологически и психологически. При организации отдыха необходимо учитывать особенности вос­становления функционального состояния работающего. Так, если к концу работы утомляемость была значительной, то в первый час отдыха состояние организма не изменится. Вос­становление происходит постепенно. Следовательно, органи­зация отдыха должна определяться характером работы, а также условиями быта человека и его склонностями. Напри­мер, при сосредоточенной работе с повышенным вниманием рекомендуются частые, но короткие перерывы, так как дли­тельные могут привести к потере ритма. Такие же перерывы необходимыи при длительном монотонном труде, однако в период повышенной работоспособности они должны быть бо­лее короткими, а после появления усталости - более продол­жительными.

При оборудовании рабочего места невозможно создать оп­тимальные условия труда без учета требований технической эстетики, которые всегда рассматриваются во взаимосвязи с требованиями эргономики, техники безопасности, научной организации труда и т. д.

Требования технической эстетики направлены на достиже­ние целостности и композиционного единства всей среды, вы­разительности формы, графических решений, гармоничности светового решения, обеспечения единства эстетического и фун­кционально-технического начал.

3. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ. Режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ (персональные электронно-вычислительные машины) и ВДТ (видеодисплейные терминалы) должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:

группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;

группа Б - работа по вводу информации;

.
Арк.
№ докум.
Підпис
Дата
Арк.
 
ОП 5. 05010301 599 002 ЛР
группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.

Характеристики перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены и группы трудовой деятельности приведены. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы ПЭВМ, которые определяются:

для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60000 знаков за смену;

для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40000 знаков за смену;

для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.

Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день. Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день. Продолжительность обеденного перерыва определяется действующим законодательством о труде и Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия (организации, учреждения). Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

Время регламентированных перерывов в течение рабочей смены следует устанавливать в зависимости от ее продолжительности, вида и категории трудовой деятельности. Данные приведены в в таблице.

Таблица - Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности с ВДТ и ПЭВМ

Категория работы с ВДТ или ПЭВМ Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ВДТ Суммарное время регламентированных перерывов, мин
группа А, количество знаков группа Б, количество знаков группа В, количество знаков при 8-ми часовой смене при 12-ми часовой смене
I до 20000 до 15000 до 2,0    
II до 40000 до 30000 до 4,0    
III до 60000 до 40000 до 6,0    

.
Арк.
№ докум.
Підпис
Дата
Арк.
 
ОП 5. 05010301 599 002 ЛР
Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов. При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут. При 8-часовой рабочей смене и работе на ВДТ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:

- для I категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;

- для II категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 1.5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;

- для III категории работ - через 1.5 - 2 часа от начала рабочей смены и через 1.5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

При 12-часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно - эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений.

С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы).

В случаях возникновения у работающих с ВДТ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно - гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ВДТ и ПЭВМ, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ВДТ и ПЭВМ. Работающим на ВДТ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).

Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ студентов высших учебных заведений. Длительность работ на ВДТ и ПЭВМ студентов во время учебных занятий определяется курсом обучения, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техническими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью.

Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15 - 20 минут. Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов - до 3 академических часов, при условии, что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении

.
Арк.
№ докум.
Підпис
Дата
Арк.
 
ОП 5. 05010301 599 002 ЛР
профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза. Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:

- проведение упражнений для глаз через каждые 20 - 25 минут работы за ВДТ и ПЭВМ;

- устройство перерывов после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 минут;

- подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ или централизованное отключение свечения информации на экранах видеомониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ВДТ или ПЭВМ;

- проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с ВДТ или ПЭВМ с обязательным выходом студентов из него;

- осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3 - 4 минут;

- проведение упражнений физкультминутки в течение 1 - 2 минут для снятия локального утомления, которые должны выполняться индивидуально при появлении начальных признаков усталости;

- замена комплексов упражнений один раз в 2 - 3 недели.

Физкультурные паузы следует проводить под руководством физорга, педагога или централизованно с помощью информации по местному радио на фоне умеренно звучащей приятной музыки.

При составлении расписания учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования:

- исключить большие перерывы длительностью в один час между спаренными академическими часами, отведенными для занятий с ВДТ и ПЭВМ;

- не допускать для студентов старших курсов объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ;

- не проводить учебные занятия с ВДТ и ПЭВМ для студентов старших курсов после 17 часов третьей и четвертой парой уроков;

- учебные занятия студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ в исключительных случаях допускаются в период от 17 до 20 часов при обязательном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков; двигательный режим студентов и темп работы на ВДТ или ПЭВМ должен быть свободным.

В период прохождения производственной практики или работы в студенческом отряде (летом) время непосредственной работы с ВДТ или ПЭВМ для студентов первых курсов не должно превышать 3 часов, для студентов старших курсов - 4 часов при соблюдении профилактических

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...