Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Достижение положительной самооценки




Достижение положительной самооценки

Самооценка, в соответствии с теорией Л. Фестингера, является функцией социального сравнения. Индивид формирует самооценку, исполь­зуя «сравнение, направленное вниз», то есть он сравнивает себя с теми, кто «хуже», чем он, и «сравнение, направленное вверх», то есть он сравнивает себя с теми, кто «лучше», чем он.

В послекризисной ситуации, особенно для под­ростка, определяющим для самооценки являет­ся «сравнение, направленное вниз»: непременно должен быть кто-то, кто «хуже», чем он. Но мотивирующий компонент самооценки всегда связан со сравнением, направленным вверх, то есть полезно сравнение себя с теми, кто «лучше». Этот аспект следует учитывать при форми­ровании «групп поддержки» и любых формах групповой работы, чтобы не нарушить механизм социального сравнения, используемый подрост­ком. Прежде чем формировать чувство ответственности, необходимо задуматься о возмож­ном усилении чувства вины.

Полная социально-психологическая реабили­тация подростка, совершившего побег, происхо­дит только при восстановлении им целостной «картины мира» и построении представлений о позитивном будущем, реалистичного плана дей­ствий.

Пример с Сергеем

Сергей, 17 лет. Вырос в семье, исповедующей ислам. Во внешности выражены черты, свиде­тельствующие об азиатском происхождении. Ис­пытав разочарование в вере, предполагал при­соединиться к РНЕ, считая что его не только примут, но и снабдят красивой черной одеждой и направят в Звездный городок, откуда легко можно будет поступить в отряд космонавтов.

Испытал шок, когда понял, что баркашевцем ему не стать, еще больший шок испытали его родители, узнавшие о намерениях сына. В ре­зультате Сергей был изгнан из дома без права возврата. Любовь Сергея к технике позволила предположить, что ему по силам в кратчайшие сроки освоить специальность автомеханика. Во­енкомат может направить его на бесплатную учебу, а во время срочной службы в армии можно профессионально усовершенствоваться и подготовиться к дальнейшей «взрослой» жизни. Все это даст ему возможность поступить, напри­мер, в военное летное училище, от которого, в свою очередь, рукой подать и до отряда космо­навтов.


В целом можно выделить три основных типа поведения подростков в послекризисной ситуа­ции:

 

реальное поведение - быстрое созда­ние нового плана поведения, соответствующего реальной ситуации;

 

фантомное поведение - в его основе лежит старый план жизни, не связанный с ре­альными изменениями в жизненной ситуации;

 

хаотическое поведение - характеризу­ется частой сменой плана действий.

 

В современной психологии общепринятым яв­ляется положение о том, что обращенность в бу­дущее, жизненные планы и перспективы обра­зуют аффективный центр подростка, юноши. Од­нако формирование временной перспективы у подростка часто блокируется его нежеланием принимать на себя ответственность, у него воз­никает желание «остановить время», что, по мне­нию Э. Эрикссона, психологически означает воз­врат к детскому состоянию, в котором время еще не существует в переживании и не воспри­нимается осознанно. И. С. Кон считает такую ус­тановку, направленную на продление «эпохи мо­ратория» с ее весельем и беззаботностью, со­циально опасной для личности.

Огромные трудности возникают при попытке совместить ближние и дальние перспективы с системой ценностей, заложенной в детстве, даже в стабильных обществах с ясными ценно­стными установками. В нашей же стране, до­пускающей параллельное сосуществование и развитие множества культурных образцов, в том числе, мягко говоря, сомнительных, эта задача предельно затруднена.

В ситуации побега все ранее задуманные пла­ны подростка, если таковые имелись, рушатся, появляется необходимость срочно вырабатывать новые ориентиры. В то же время все планы яв­ляются отражением мотивационной сферы под­ростка, в ситуации стресса актуальными оста­ются только планы, связанные с безопасностью, временная перспектива сужается.

Стратегия восстановления временной перспек­тивы основывается на том, что любой план есть соединение оценки собственной компетентности в конкретной ситуации, вероятности возникновения ситуации в соответствующей картине мира и аксеологических характеристик тех или иных действий. Следовательно необходимо в режиме диалога с подростком сформулировать для него описание возможных ситуаций, затем оценить те или иные сратегии решения проблем в возникающих ситуациях и охарактеризовать связь между действием, личностными и ситуационными изменениями.

Тип поведения во многом зависит от того, считает ли подросток возможным восстановление связи с семьей или нет. Как правило, на первом этапе это считается невозможным. Поэтому первейшая задача психолога – предложить подростку реалистический план действий на этот случай. Только после того, как подросток осознает, что может выжить без непосредственной помощи членов своей семьи, появляется возможность для применения аналитических методов.

При определении тактики коррекционной работы на этом этапе необходимо учитывать, что «преобразования», на достижение которых нацелен психолог, могут запаздывать, искажаться, блокироваться, избегаться по разным причинам. Важным ресурсом подросткового возраста является стремление клиента к накоплению опыта и связанное с ним стремление повысить самоуважение.

В этом смысле взаимоотношения с психологом воспринимаются подростком как взаимоотношения реальные, а не терапевтические. Психолог рассматривается как значимый человек, который реально может оказать помощь.

Попытка же психолога ограничится интерпретацией сновидений, ассоциаций и защитных механизмов в духе классического психоанализа разрывает психотерапевтический альянс: терапевт рассматривается как «агент» родителей и проводник неприятных социальных норм ( еще более грустной становится ситуация при попытке интерпретации в духе «эдиповой ситуации», «комплекса кастрации» или «зависти к пенису»).

Психолог может использовать взаимоотношения с подростком в качестве средства, способствующего изменениям. Томэ и Кэхеле (1996) рассматривают перенос в подростковом возрасте как «двигатель заблокированного развития». Особенно важен этот аспект в начальной фазе корркционной работы, когда подросток, совершивший побег из дома рассматривает все ранее существовавшие объек­тные отношения как утраченные и ищет замеща­ющие объекты. Для психолога в этой ситуации важно чувствовать себя именно в качестве тако­го замещающего, переходного объекта.

Специфической чертой психоаналитической те­ории переноса является представление о том, что при переносе воспроизводится прошлый опыт, поэтому актуализируются конфликты, не­удовлетворенные желания и потребности, кото­рые связаны с образами бывших значимыми лиц и воспроизводятся в актуальном переносе в фор­ме «клише».

Психолог должен позволить подростку при пе­реносе модифицировать старые версии объект­ных отношений и отработать новые. При этом очень важно установить в кратчайшее время с подростком «мы-связь», чтобы с самого начала аналитическая ситуация могла быть использова­на как «сфера, в которой делаются открытия». Задача решается успешно, если в ситуации дос­тигнуто равновесие между раскрытием и открытием. Психолог должен учитывать, что классическая, «строгая» интерпретация регрес­сивных компонентов переноса, как правило, не достигает цели, так как подросток к таким ин­терпретациям не готов. Чем младше подросток, тем более важными для него являются реальные отношения. При этом, как правило, подросток не стремится идентифицироваться с психологом, а, наоборот, стремится отличаться от него, пере­живая таким образом свою идентичность.

Очень многое в этой фазе зависит от реакции родителей на побег. Надо понимать, что их поведение в такой ситуации также определяется особенностями семейных сценариев и связанных с ними защитных механизмов. Желательно подробно рассказать им о сути подростковых кризисов и удержать от преждевременного общения с сыном или дочерью.

Наилучшие результаты достигаются тогда, когда инициатива восстановления связи с семьей исходит от подростка. У родителей в этой фазе часто складывается впечатление, что психолог стал для их ребенка человеком более значимым, чем они сами. В этом случае они могут обвинить психолога в том, что он разрушает семью, состоит в заговоре против них. Такая ситуация может крайне ослож­нить коррекционную работу, так как подросток оказывается вовлеченным в еще один конфликт. Родители могут придерживаться различной так­тики во взаимоотношениях с психологом, в час­тности:

 

1. Пытаться использовать психолога для выпол­нения тех задач, которые ставили перед собой в процессе воспитания ребенка, но не смогли их решить.

 

2. Стремиться полностью исключить психоло­гическую помощь под любыми предлогами, на­пример, утверждая, что ребенок здоров, или доказывая, что в другом месте ему окажут более квалифицированную помощь. Это может косвен­но свидетельствовать, например, о попытке скрыть факты внутрисемейного насилия.

 

3. Пытаться вступить с психологом в конкурент­ные отношения, например путем неадекватного «задаривания» ребенка.

 

4. Пытаться предложить психологу «дружбу семьями».

 

Как правило, все эти тактики используются в различных комбинациях на разных этапах терапии.

В случае, когда родители настаивают на досрочном, с точки зрения психолога, прерывании терапии, психолог должен согласиться с этим, однако следует оставить родителям и особенно подростку возможность для обратного хода.

Условной границей, свидетельствующей о пе­реходе от второй фазы коррекционных меропри­ятий к третьей, может служить то или иное проявление подростком активности, направлен­ной на конструктивное решение проблемы, которой он ранее не справился: начинается обсуждение условий, при которых возможна встреча с родителями, учителями, родственниками, одноклассниками.

 

Третья фаза коррекционной работы связана с реинтеграцией личности подростка, формированием устойчивости к травматическим переживаниям и восстановлением связей. Практически она может проводиться школьными психологами или психологами специализированного психолого-медико-социального центра системы Министерства образования. Описание стратегии и тактики такой работы будет предметом отдельной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...