Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие методы можно использовать при воспитании трудного ребенка?




Какие методы можно использовать при воспитании трудного ребенка?

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успеш­ность решения задач каждого из компонентов воспитательно­го процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у него заданных целью воспитания ка­честв. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого ле­жит субъективно-субъектный подход. Под методами воспита­ния мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уров­не развития качеств личности воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как прави­ло, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.

Основная задача педагога - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка.

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспита­ния и соответствующий ему метод самовоспитания отличают­ся один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать у ре­бенка с девиантным поведением объем, глубину, действен­ность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представлении о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержатся нравствен­ное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок. Бла­годаря им корректируются и организуются поведение и дея­тельность личности.

И наконец, еще одна ошибка — это тип уединенного средства. Очень часто говорят, что такое-то средство обязательно приводит к таким-то результатам. Одно средство. Возьмем как будто бы на первый взгляд, самое несомненное утверждение, которое часто высказывалось на страницах педагогической печати, - вопрос о наказании. Наказание воспитывает раба — это точная аксиома, которая не подвергалась никакому сомнению. В этом утверждении, конечно, были и все три ошибки. Тут была ошибка и дедуктивного предсказания, и ошибка этического фетишизма. В наказании логика начиналась от самой окраски этого слова. И наконец, была ошибка уединенного средства - наказание воспитывает раба. А между тем я убежден, что никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний. Наказание может воспитывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного и гордого человека. Представьте себе, что в моей практике, когда стояла задача воспитывать человеческое достоинство и гордость, я этого дости­гал и через наказание.

Потом я расскажу, в каких случаях наказание приводит к воспитанию человеческого достоинства. Конечно, такое следствие может быть только в определенной обстановке, то есть в определенном окружении других средств и на определенном этапе развития. Никакое педагогическое средство, даже общепринятое, какими обычно у нас считаются и внуше­ние, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некото­рых случаях обязательно будет самым плохим. Возьмите даже такое средство, как коллективное воздействие, воздействие коллектива на личность. Иногда оно будет хорошим, иногда плохим. Возьмите индивидуальное воздействие, беседу воспитателя с глазу на глаз с вос­питанником. Иногда это будет полезно, а иногда вредно. Никакое средство нельзя рассматривать, с точки зрения полезности или вреднос­ти, взятым уединенно от системы средств. И наконец, никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная.

Содержание работы с трудными детьми

Каковы типичные трудности детей и подростков с отклонениями в поведении?

Проведенное исследование, опыт нашей работы, анализ литературы позволяют говорить, что к наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

• взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

• взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, дру­гими сверстниками;

• самоотношение, самопонимание;

• формирование жизненных ориентиров, идеалов, «куми­ров», ценностей;

• внутреннее («психологические») одиночество, невыра­женность, непонятность другими;

• поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;

• поиск комфортного существования, эмоционального бла­гополучия;

• отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

• обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;

• переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообла­данию и обладанию ситуацией;

• неорганизованность;

• зависимость от других, низкая сила своего «Я»;

• трудности в обучении;

• отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

• трудный характер, наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.;

• отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

• чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д. ), от­сутствие уважения к родителям.

Исследования, проведенные рядом авторов, а также наблюдения, сделанные в ходе оказания социально-психологичес­кой помощи трудным детям, подросткам с девиантным поведением, показывают, что причинами правонарушений в ряде случаев являются психологические трудности, обусловленные чаще всего неправильным воспитанием ребенка. С одной сто­роны, это может быть чрезмерная любовь к ребенку, допуска­ющая вседозволенность, с другой - равнодушное, безразлич­ное, жестокое отношение к ребенку.

Большинство постоянных несовершеннолетних правонару­шителей составляют мальчики и девочки, которых недоста­точно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Обычно родители этих детей имели такую судьбу. В подростко­вом и юношеском возрасте они мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.

Сравнительный анализ характера подростковой и юношес­кой делинквентности в семьях разного культурного уровня, проведенный А. Маслоу и Р. Диастуэро, позволил выдвинуть ряд интересных постулатов:

• все люди, в том числе и дети, испытывают потребность в ценностной системе, в системе взаимопонимания, в объ­яснении способов познания вселенной и определении своего места в ней;

• неудовлетворение этих потребностей, отсутствие системы вынуждает к построению своей, отличной от общеприня­той, системы ценностей;

• если взрослая система ценностей отсутствует или не представлена ребенку, он создает свою, детскую или подростковую, систему ценностей;

• так называемая детская преступность, прямое следствие самостоятельного построения подростками своей, делинквентной системы ценностей

• делинквентная система ценностей отличается от других подростковых ценностных систем ярко выраженной враж­дебностью и презрением по отношению к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.

Ребенок начинает испытывать все более острое чувство незащищенности и тревоги, которое позже перерастает в «глу­бинно оправданную» враждебность, в презрение по отноше­нию к своим родителям за то, что они бросили его, взвалив на его плечи непосильную для него задачу, не дали ему ответов, оставили неудовлетворенной его глубинную потребность в цен­ностной системе, в мировоззрении, в подчинении, в определе­нии границ дозволенного. Ребенок, брошенный на произвол судьбы, обратится за помощью не к родителям, а к другим детям, и особенно к тем, кто старше его.

Именно в силу высокой зависимости психологических трудностей девиантных детей от их социального окружения и особенно семьи оказание профессиональной психологичес­кой помощи таким детям приобретает ряд характерных черт:

* сочетание работы с ребенком одновременно с изучением его социального окружения и проведением социально-пси­хологической работы с ключевыми фигурами из значимо­го ближайшего окружения (если это возможно): родите­лями и другими членами семьи, педагогами, друзья и т. д. );

* выявление и коррекция прежде всего тех ценностей, поведения, черт характера, эмоций и т. д., которые наруша­ют адекватную социальную самореализацию подростка;

  * уменьшение времени, посвящаемого интерпретации интрапсихологических механизмов, и усиление моделирования отношений и способов поведения как наиболее важного средства психологической помощи.

Психологическая поддержка детей и подростков с отклоне­ниями в поведении направлена прежде всего на восстановле­ние их нормального психолого-социального статуса, повыше­ние адекватной самореализации за счет проработки психологи­ческих трудностей и проблем: информационных, поведенчес­ких, мотивационных, эмоциональных, характерологических.

Психологическая поддержка детям и подросткам может быть оказана не только профессиональными психологами, но и педагогами, родителями, социальными работниками. Для того чтобы такая работа была эффективной, необходимо соблюдение некоторых общих правил.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...