Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологические теории личности

Понятие личности

Социальный мир представляет собой совокупность явлений и процессов, в которых действуют и взаимодействуют люди. Таким образом, социология обязана принимать во внимание не только природу общества, но и природу человека. Во взгляде на человека долгое время господствовал социологизм, полагавший, что в природе личности, развитии и поведении имеют значение лишь социальные факторы.

Именно социальное, (неприродное) начало человека и отражается в понятии «личность». Личность в социологии понимается как целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Если личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, то используется понятие «индивид». Если нужно подчеркнуть уникальность и неповторимость конкретной личности, то используется понятие «индивидуальность».

Социология, как и психология, изучает характеристики личности — ценностные ориентации, социальные установки, мотивы поведения, интересы и т.д. При этом для социологии важно, что образующие личность характеристики и структуры формируются под воздействием внешних, надындивидуальных социальных факторов. Этим социологический подход к личности отличается от психологического, в котором на первое место выдвигается не социально типическое, но индивидуальное в личности.

Итак, личность воплощает в себе социально-типические черты того общества, социальной общности, группы, «продуктом» которых она является. В конкретных индивидах социально-типическое выступает в большей или меньшей степени. Для выражения этой степени в социологии используются такие понятия, как «базисная личность», «нормативная личность», «модальная личность». Понятие «базисная личность» обозначает тип личности, репрезентативный для данной культуры, социума, общности, группы. Конкретные черты базисной личности могут выявляться как:

статистическая характеристика, фиксируемая в поведении индивидов;комплекс черт, присущих большому количеству индивидов;выражение в поведении ценностей конкретной культуры.

Если индивид вписан в систему норм и правил, характерную для данного общества и культуры, то он принадлежит к типу нормативной личности. Однако более распространен тип «модальная личность», черты которой в большей или меньшей степени отклоняются от «нормы». Оба эти понятия имеют смысл, будучи соотнесенными с нормой. Нормы, будучи культурно и социально обусловленными, подвержены изменениям. Но, изменяясь, нормы не утрачивают своего принуждающего действия на личность. В переходные периоды развития социума, когда изменение «нормы» сопряжено с конфликтом ценностей, личность испытывает особенно сильное давление. Рассогласование базисных и нормативных структур личности может приводить к возрастанию индивидуальной и социальной конфликтности, к формированию структур «ложного» («расколотого» и т.п.) «Я». В социальном плане это проявляется в росте различного рода отклонений от норм, в девиантном поведении.

Американский социолог Д. Рисмен обратил внимание на то, что современное общество делает людей «одномерными», то есть воспринимающими мир сквозь призму упрощенных альтернатив и противостояний. В определенной степени в этом «упрощении» мира отражается защитная реакция индивида на все возрастающую лавину социальных событий, от которых он зависит и на которые не способен повлиять. В наше время человек вырвался из традиционных социальных привязок и «напрямую» оказался «подключенным» к сети глобальной общности. Как замечает немецкий социолог Ульрих Бек, «эту постоянную перегрузку можно выдержать только с помощью ее противоположности — пропускания мимо ушей, упрощения, притупления».

Другой симптом нашего времени связан с тем, что размывается нормативная структура личности (совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном). Человек постоянно находится перед выбором множества альтернатив ускользающего нормативного горизонта. Отсюда некоторые социологи делают вывод: «нормальная» личность современного общества — это ущемленная личность, невротик, прикрывающийся социальной маской актер.

Высшее образование в Московском Университете им. С.Ю. Витте по специальности «Связи с общественностью» дистанционно: 14 900 руб. в семестр

Социологические теории личности

К наиболее разработанным в социологии теориям личности относятся ролевые теории, теория зеркального «Я», необихевиористские теории личности, теории референтной группы и др.

Ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Ч. Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Ролевая теория описывает социальное поведение личности через понятия социальной роли и социального статуса.

Чарлз Хортон Кули изучал личность на микросоциологическом уровне общества и считал, что личность («собственное Я», «самость») формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я» — некую проекцию нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Дж.Г. Мид разработал концепцию «обобщенного другого», которая является развитием и дополнением «зеркального Я». Согласно Миду, индивид оценивает себя и свои действия с позиции «обобщенного другого», то есть видит себя глазами «другого», как бы со стороны. «Обобщенный другой» — это разделяемые некоторой группой ценности и стандарты, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Осознание «обобщенного другого» происходит в условиях взаимодействия в группе в двух взаимосвязанных процессах — «принятия роли» и «исполнения роли». Существование ролей обусловлено требованиями (предписаниями) конкретной социальной общности. При помощи «ролевых предписаний» группа обозначает ожидаемое от личности поведение. Социальная роль личности — это образец поведения, совокупность прав и обязанностей. Она соответствует позиции личности в структуре социальных отношений, то есть статусу.

Будучи обусловленной местом индивида в данной социальной общности, роль выступает в качестве социальной функции личности. Это основополагающий тезис для функционалистских концепций личности. В ролевой теории Т. Парсонса роль определяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение. В этом качестве она может рассматриваться в качестве важного звена в механизме поддержания в равновесии социальной системы. В раскрываемом Парсонсом механизме регулирования ролевых взаимодействий личность предстает как система ролей.

Поведенческие теории разрабатываются в русле бихевиоризма, и рассматривают личность как систему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Скиннер формулирует свою теорию научения, опираясь на особый вид поведения организма, называемый оперантным поведением. Операнты — это произвольные приобретенные реакции. Идея Скиннера состояла в том, что при помощи стимулов можно добиться нужной реакции организма, то есть можно управлять его поведением. Любопытно, что экспериментальную проверку своей теории Скиннер осуществлял, проводя опыты над крысами. Данные, полученные при изучении поведения крыс, Скиннер переносит на человеческое поведение. В его теории научения человек выступает в роли реактивного существа, чье поведение обусловлено воздействиями внешних позитивных или негативных стимулов.

В теориях социальной установки личность рассматривалась как результат не обязательно осознанных установок в ходе постоянного повседневного воздействия («давления») общества на индивида. Накапливая разнообразные установки, человек привыкает быть личностью. Концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности была сформулирована В.А. Ядовым. Ключевым понятием выступает «диспозиция», или установка. Диспозиции, называемые высшими, регулируют общую направленность поведения, низшие диспозиции регулируют поведение в определенных сферах деятельности, в типичных ситуациях.

Сегодня социологическая теория личности развивается на пути преодоления упрощенных статусно-ролевых моделей личности, свойственных для классической социологии. В феноменологически ориентированной социологии на первый план выдвигаются понятия интерсубъективного пространства и повседневной жизни, в экзистенционалистски ориентированной социологии — стратегии ситуативного анализа. В то же время, проблематика личности, отношения личности и общества с периферии социальной теории перемещаются в центр исследовательского интереса.

Социализация

Социализация — это процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация может проходить в форме адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде, и интеграции, когда он активно взаимодействует с социальной средой, не только изменяясь сам, но и изменяя свое социальное окружение. Понимание социализации как процесса полной интеграции личности в социальную систему свойственно для структурно-функциональной парадигмы. Для объяснения механизма вхождения человека в социальную среду представители функционализма используют понятие адаптации, то есть приспособления индивида к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Различают первичную и вторичную социализации. Первичная социализация — это та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Первичная социализация происходит через социальную идентификацию, т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. В этот период происходит формирование интеллекта. Если умственные способности в основном обусловлены генетически, то на формирование интеллекта огромное влияние оказывает социальная среда. Свидетельством социального происхождения индивидуального интеллекта являются дети-маугли, или феральные люди (от лат. homo ferus — люди-волки). Это люди, которые по тем или иным причинам оказались с младенческого возраста лишены человеческого общения и воспитаны животными. После 7—9 лет такие дети окончательно утрачивают возможность обрести человеческий разум и навсегда остаются животными.

Вторичная социализация — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества. Она начинается со школьного возраста и происходит через интериоризацию, то есть процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека.

Агенты социализации. Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называются агентами социализации. На разных жизненных этапах ведущими являются разные агенты социализации. Первичные агенты социализации — это ближайшее окружение индивида (родители, сестры и братья, друзья). Вторичные агенты социализации — это учебные учреждения, политический институт, трудовые коллективы и т.д.

Социализация — это процесс, который охватывает всю жизнь. Первые теории социализации ограничивали этот процесс детством. Такой точки зрения придерживался Мид. Он считал, что процесс формирования личности начинается в раннем детстве и включает три стадии. На стадии имитации дети копируют поведение взрослых, не понимая его. На игровой стадии дети понимают поведение как исполнение определенных ролей, и в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я» и учатся воспринимать впечатления о себе. На стадии коллективных игр дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Эти установки и ожидания создают образ «обобщенного другого», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

В дальнейшем возобладала точка зрения, согласно которой процесс социализации охватывает все фазы развития индивида. Каждый из этапов социализации связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте.

Одним из первых ученых, кто придерживался такого взгляда на социализацию, был Эрик Х. Эриксон. Всего им было выделено восемь стадий социализации, на каждой из которых личность формировалась, преодолевая кризис:

Вызов доверия (младенчество, от рождения и примерно до 18-го месяца). Обретение чувства доверия к миру как безопасному месту. Ключевая роль в ответе на этот вызов принадлежит членам семьи.

Вызов автономии (ходунковский возраст, до 3-х лет). Ребенок учится навыкам уверенного обращения с окружающим миром. Неудача в приобретении самоконтроля побуждает ребенка сомневаться в своих способностях. При этом он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности.

Вызов инициативы (3—5 лет). В этот период ребенок должен научиться взаимодействию в своей среде, то есть оправдать ожидания других. В противном случае возникает чувство вины.

Вызов трудолюбия (6—13 лет). На данной стадии главное значение имеют развитие уверенности в себе и компетентности через усвоение (и воспроизведение в своем воображении) роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

Вызов идентичности (отрочество и юность). Становление индивидуальности (идентификация) и ролевая диффузия (юность). Подростки в этот период идентифицируют себя с другими, но при этом пытаются обрести свою уникальность. Возникает смешение идентичностей.

Вызов интимности (начало взрослого периода). На этой стадии человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.

Вызов продуктивности (средний возраст). Человек стремится внести вклад в судьбы членов семьи, мира вообще. Неудачи в этом направлении делают людей инертными, погружая их в мелочные хлопоты.

Вызов интеграции (старость). На этой стадии люди подводят итоги и осмысливают свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.

Модель Эриксона не дает ответа на вопрос о том, что происходит с человеком, не справившимся с одним или больше вызовом.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Если человек теряет навыки социального общения, это называется десоциализацией. Усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших, называется ресоциализацией. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Массовая десоциализация и ресоциализация имела место в России в начале 90-х гг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...