Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компьютер и дети. Что развивает компьютер?




Компьютер и дети

Шевнина О. В. Если ребенок интересуется только компьюте­ром. (Популяр­ная психология для родителей) — М.: Изд-во Эксмо, 2003

 

Вышел Бэтмен из тумана,

Вынул пейджер из кармана...

Новая детская считалка

Компьютером теперь никого не удивишь. Сегод­ня компьютерные классы открываются в начальной школе, в группах дошкольного развития, в детских садах. С помощью компьютерных программ осу­ществляется обучение и развитие детей.

«Продвинутые» родители, еще не сняв с ребенка памперсы, сажают малыша к монитору. «Несовре­менные» же родители считают, что сидеть за ком­пьютером очень вредно даже для старшеклассника, и запрещают своим детям на пушечный выстрел подходить к компьютерам. И те и другие мечтают видеть своих детей счастливыми, здоровыми, успешными. Может ли ребенок, много времени проводящий за компьютером, быть здоровым? С другой стороны, может ли в наше время подросток, которого родители полностью изолировали от ПК, стать специалистом в какой бы то ни было профессиональной области?

Появление персональных компьютеров породи­ло огромное количество мифов, касающихся как пользы, так и вреда от их использования.

Еще с 80-х годов прошлого века в средствах мас­совой информации стали появляться статьи, предуп­реждающие об опасном влиянии компьютера. И, в частности, о вредном воздействии компьютерных игр на физическое здоровье и психику детей и под­ростков. Эта точка зрения нашла поддержку и в науч­ном сообществе.

Основные факторы негативного влияния компьютера на организм человека:

1. Нагрузка на зрение.

2. Стесненная поза.

3. Излучение.

4. Воздействие на психику.

Среди основных обвинений — соматические на­рушения (снижение остроты зрения, искривление позвоночника, быстрая утомляемость и др. ), кото­рые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подрост­ков.

Негативную картину дополняет появление пси­хологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над ок­ружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы и т. д. Кроме того, некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользова­телей, по мнению авторов этих статей, агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качест­ве негативных последствий выделяются также суже­ние круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира. Ребе­нок, который проводит дни напролет один на один с компьютером, рано или поздно начинает испыты­вать трудности в общении со сверстниками, оказыва­ется неспособным заводить новые знакомства, теря­ет контакт даже с теми, с кем раньше был близок.

Очевидно, что все эти проблемы достаточно ак­туальны в наши дни. Следовательно, необходимы специальные исследования, которые могли бы вы­явить особенности детей и подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными иг­рами.

Что развивает компьютер?

Позабыты хлопоты, остановлен бег.

Вкалывают роботы, а не человек...

Песня из кинофильма «Приключения Электроника»

Попробуем разобраться, что же такое компью­терные программы для детей, в чем их достоинства и недостатки.

Среди множества развивающих программ для детей можно выделить прежде всего: программы обу­чения иностранным языкам, компьютерные энцик­лопедии с картинками, которые в занимательной форме преподносят ребенку самые различные зна­ния, филологические игры, напоминающие «Эру­дит» или «Поле чудес», развивающие игры, которые учат малышей раскрашивать, рассказывают о свой­ствах красок и оттенков, или обучают счету, азам арифметики, или знакомят с понятием формы, на­званиями геометрических фигур, или развивают па­мять, логическое мышление: компьютерные вариан­ты методик «исключи лишнее» и «добавь недостаю­щее» и т. д. и т. п.

И наконец, в последнее время очень популярны­ми стали программы обучения компьютерной гра­фике. Они дают ребенку, — разумеется, первое время под руководством взрослого — возможность почув­ствовать себя настоящим мультипликатором.

Возможности компьютерных развивающих игр, на первый взгляд, неограниченны. Однако посмот­рим, что же существенно нового может дать учитель-компьютер по сравнению с учителем-человеком.

Во-первых, занятия на компьютере — это, прежде всего, игра. И то, что не очень интересно для ребенка само по себе, становится крайне привлекательным на экране монитора. Таким образом, для ребенка, обучающегося с помощью компьютерных программ, создается дополнительная мотивация — игровая.

Во-вторых, ребенок, играющий в обучающие игры, начинает очень рано понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, но только их обо­значения. В различных играх знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше напоминают окружающие предметы. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функ­ция сознания, то есть понимание того, что есть не­сколько уровней реальности — реальные предметы, картинки и схемы, слова и уравнения и, наконец, наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

Однако «знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие всех этих уров­ней реальности, но и лежит в основе самой возмож­ности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его разви­тия свидетельствуют известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению «про себя»: дети продолжают шепотом произносить читаемый текст или перебирают пальцы при счете.

При этом важно понимать, что в развитии ребен­ка невозможно перешагнуть через такую важную сту­пень, как внешний контроль действий, но компью­терные развивающие игры дают возможность облег­чить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний. Таким образом, самые простые действия во внутреннем плане стано­вятся доступными уже для детей 4— 5 лет.

В-третьих, не только психологи, но и родители, и воспитатели заметили, что в процессе занятий на компьютере у ребенка улучшаются память и внимание. Ведь детская память непроизвольна, дети запо­минают только яркие, эмоционально окрашенные случаи или детали, а компьютерные программы при­дают усваиваемому материалу недостающую ему яр­кость и значимость, что не только ускоряет запоми­нание, но и делает его более осмысленным и долго­временным.

В-четвертых, компьютерные игры имеют большоезначение для развития моторики ребенка, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх, от самых простых до самых сложных, детям необходимо на­учиться нажимать пальцами на определенные клави­ши. Это развивает мелкую мускулатуру рук — тонкую моторику. Кроме того, действия рук необходимо со­четать с видимым действием на экране. Так, совер­шенно естественно, без дополнительных специаль­ных занятий развивается необходимая зрительно-моторная координация.

В-пятых, работая на компьютере, ребенок усваивает новый, более простой и быстрый способ полу­чения и переработки информации. А это умение ус­коряет и оптимизирует процесс мышления, помога­ет не только узнать больше, но и лучше, глубже осоз­нать новый материал.

Таким образом, тот интерес, который вызывают игровые занятия на компьютере, становится базо­вым для формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств во многом обес­печивает психологическую готовность ребенка к школе.

Итак, компьютер развивает множество интеллек­туальных навыков. Но есть одно «но». Нельзя забы­вать о золотой середине. Родителям нужно понять, что компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребенка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и вни­мания к ребенку со стороны взрослых.

Внимание, родители! Если вы просто даете ребенку диск с обучающими играми и ожидае­те неослабевающего интереса и серьезных ус­пехов, скорее всего вы будете разочарованы.

Для самых маленьких компьютерные развиваю­щие игры должны быть не средством получения ин­формации, а способом самостоятельно проиграть и повторить то, что ребенок узнал от взрослого — из беседы, совместного занятия, чтения. Только в этом случае малыш действительно узнает что-то новое, а не просто посмотрит красивые картинки. Кроме того, вы сохраните с ним доверительные отношения: ребенок будет знать, что именно родители всегда помочь ему найти ответ на любой вопрос, неважно, что они при этом будут использовать в качест­ве наглядного пособия. Общение с вами должно быть ля ребенка приятнее, чем общение с компьютером. К тому же ни одна компьютерная «улыбка», появившаяся на экране при правильном выполнении зада­ния, не может заменить родительской похвалы, неж­ного поцелуя в макушечку.

Занимаясь с ребенком на компьютере, помните о гон, что существуют определенные возрастные огра­ничения по времени пребывания перед экраном мо­нитора. Постарайтесь объяснить это своему малышу и не оставляйте его надолго наедине с компьютером. И все же компьютер — это наше будущее, как бы вы к этому ни относились. Пора признать суровую правду жизни — «общение» детей с компьютерами уже неизбежно — и постараться с самого начала уп­равлять этим процессом.

При этом следует помнить, что взаимоотноше­ния вашего ребенка с компьютером напрямую зави­сят от вас. От того, какой пример вы подаете, сколько времени вы сами проводите перед экраном монито­ра, насколько вас затягивают компьютерные игры или Интернет. Если мама на несколько часов «зависа­ет» в Интернете, «качая» из мировой сети кулинарные рецепты или общаясь в чате, странно было бы ожи­дать, что ее ребенок научится управлять своим «ком­пьютерным» временем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...