Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как предупредить попытку самоубийства




Суицид

Как предупредить попытку самоубийства

Игошкина С. // Ж. Воспитание школьников - №1-02

История вопроса

САМОУБИЙСТВО (СУИЦИД) — осознанное лишение человеком себя жизни.
Исторически первыми формами самоубийств были так называемые ритуальные самоубийства. Это установили археологи, изучавшие гробницы древних царей Шумера и Аккада (третье тысячелетие до н. э., территория современного Ирака). В последний путь вместе с властителем отправлялись воины его личной охраны, принимавшие смертельный яд и навеки застывавшие у врат вечности.

У древних кельтов, населявших во втором — первом тысячелетиях до н. э. значительную часть современной Западной и Центральной Европы, доживание до немощной старости считалось позором для воина. По их мнению, людей, добровольно обретших смерть, ожидало блаженное существование, и, напротив, для того, кто умер от болезни или старческой дряхлости уготована преисподняя.

Датские воины считали позором для себя умереть на своей постели или закончить свои дни от болезни и в глубокой старости и для того, чтобы избежать такого позора, сами кончали с собой. На границе вестготских владений возвышалась высокая скала, носившая название «скала предков», с которой старики бросались вниз и умирали, когда жизнь становилась им в тягость.

В средневековой Японии ритуальное самоубийство — «сэппуку» — являлось одним из способов смыть нанесенное оскорбление в случаях, когда невозможно было ответить противнику мечом. Оскорбленный самурай нередко на глазах недосягаемого противника вспарывал мечом свой живот. Его оруженосец, для облегчения мук несчастного, отрубал ему голову. Последний самурай — японский писатель Юкио Мисима — покончил с собой таким способом в 1970 г. после неудавшейся попытки военного переворота. Японский генерал, захваченный Мисимой в заложники, тщетно пытался отговорить его от столь бесчеловечного поступка.

В Индии спокойно ожидать своей смерти считалось позором до середины
XIX в. Мудрецами называли тех, кто сжигал себя заживо, когда наступала старость
или приходила болезнь. Такая же участь ожидала вдов. В 1817г. в одной только Бенгальской провинции покончили с собой 716 вдов, в 1821 г. на всю Индию приходилось 2366 таких случаев.

История античного мира рассказывает нам о ряде самоубийств знаменитых людей того времени. Катон Утический (46г. до н. э. ) в знак протеста против единовластия Юлия Цезаря и гибели Римской республики, Марк Юний Брут, организатор убийства Цезаря, после поражения в битве при Филиппах (42г. до н. э. ), Марк Антоний, сокрушенный в гражданской войне Октавианом Августом (30г. до н. э. ), бросились на собственные мечи.

Помимо причин политического характера, история повествует о самоубийствах как реакции на стресс (престарелый римский император Гордиан покончил с собой, узнав о гибели единственного сына-наследника (238г. н. э. ), а также вследствие явных проявлений психопатологии ( греческий философ Эмпедокл, по словам Диогена Лаэртского, бросился в огнедышащее жерло вулкана Этны — «этим он хотел укрепить молву, будто он сделался богом»). Немалую роль в распространенности самоубийств в Римской империи сыграл обычай, согласно которому провинившиеся должностные лица своей добровольной смертью как бы «искупали вину», судебное преследование уже не грозило их семьям.

Мы видим, что суицид — явление не только частое, но и имеющее характерные особенности. Все вышеизложенные исторические факты могут быть отнесены к одной из пяти категорий самоубийств:

 

—самоубийство людей престарелых или больных;

—самоубийство жен после смерти мужей;

—самоубийство рабов, слуг и т. д. после смерти хозяина или начальника;

—самоубийство как реакция на стресс;

—самоубийство как проявление психопатологии.

Во всех этих случаях человек лишал себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в силу того, что должен был так поступить. Если он уклонялся от исполнения этого долга, его ожидали бесчестие или религиозная кара.

С распространением христианства отношение к самоубийствам резко изменилось. Самоубийство всеми христианскими конфессиями рассматривается как тяжкий грех. Самоубийц запрещалось хоронить в освященной кладбищенской земле. Эти взгляды проникли как в народный фольклор (самоубийцы, не находя вечного покоя, превращаются в оборотней, вампиров, русалок и т. п. ), так и в классику Раннего Возрождения.

Ряд других религиозных конфессий (ислам, иудаизм) также гневно осуждают
самоубийство.

Психология самоубийства

Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой — сам факт суицида осуждается как грех, и даже преступление. Близкие часто хотят скрыть этот страшный факт. Как отмечает Н. Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству».

Суицид — психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть, прежде всего, психология безнадежности. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря надежды склоняет к самоубийству. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из нее, то он спасен. Вот почему в иные минуты так важны бывают понимание и помощь. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете, который стал для него черным. Психология самоубийства есть психология замыкания человека в самом себе, в своей собственной тьме.

Причин самоубийств множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от бессилия, позора, бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и страха, мучительных страданий. Самоубийство может быть от совершенного бессилия и от избытка сил. Его психология так странна, что бывали случаи, когда люди убивали себя от страха заразиться холерой. В этом случае они хотели прекратить невыносимое чувство страха, которое страшнее смерти. Самоубийство может совершиться и по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию.

Самоубийца – человек, потерявший веру, надежду, впавший в грех уныния и отчаяния, он думает о себе и не думает о ближних. Правда бывают случаи, когда человек, решается уйти из жизни, чтобы не быть в тягость своим ближним. Это особый случай самоубийства, не основанный на эгоизме, он вызывается безнадежной болезнью, совершенной немощностью или потерей способности к труду. Некоторые люди уходили из жизни, чтобы дать место другим, даже своим соперникам. Однако, в любом случае, это было трагедией для близких.

Иногда самоубийство может производить впечатление силы. Нелегко покончить с собой, нужна безумная решительность. Но в действительности самоубийство не есть проявление силы человеческой личности, оно совершается нечеловеческой силой, которая за человека совершает этот чудовищный поступок. Верующие считают, что самоубийство есть малодушие, отказ проявить духовную силу и выдержать испытание, это измена жизни и ее Творцу. Психология самоубийства есть психология обиды, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир.

Люди аскетического типа, напряженной духовной жизни, обращенные к Богу, никогда не кончают жизнь самоубийством. Самоубийца считает себя единственным хозяином своей жизни и своей смерти, он не хочет знать Того, Кто создал жизнь и от кого зависит смерть. Но это ложное и поверхностное суждение. Моя жизнь есть не только моя, на которую я имею абсолютное право собственности. Она также есть жизнь моих близких, друзей, моего народа, общества, наконец, всего мира, частичкой которого я являюсь.

Можно условно выделить три основные концепции суицидного поведения:

‑ психопатологическая,

— психологическая,

—социальная.          

 

Психопатологическая концепция исходит из предположения, что все самоубийцы — это душевно больные люди, а все суицидальные действия – проявление острых и хронических психических расстройств. Сторонниками этой концепции были такие видные отечественные психиатры, как Н. П. Бруханский, В. К. Хорошко и др.

Согласно психологической концепции, ведущим и основным в формировании суицидальных тенденций психологический фактор. Зигмунд Фрейд рассматривал самоубийства как проявление инстинкта смерти, которой может проявиться в агрессии против других и как частный случай — в агрессии против самого себя. Распространены также толкования суицида как трансформированного любовного влечения, когда лица, совершающие самоубийство, надеются, что после смерти воссоединятся с любимым человеком или умершими родственниками, либо уповают на то, что, умерев, они обретут ту любовь и сочувствие, на которые тщетно надеялись при жизни, либо стремление снять напряжение, вызванное кризисным состоянием.

Экзистенциалисты считают, что основная причина самоубийства — «экзистенциальный вакуум» — утрата смысла жизни.

 

Поведенческая теория исходит из понятия «рефлекса цели» (Павлов, 1952).
И. П. Павлов писал: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть
основная форма жизненной энергии каждого из нас,... жизнь перестает призывать
к себе, как только исчезает цель, поэтому мы читаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна».

Основоположник социальной концепции Эмиль Дюркгейм считал, что самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивидуума с социальной средой, причем социальный фактор играет ведущую роль.

Современные ученые не отрицают того факта, что социальные факторы занимают видное место среди причин суицидального поведения, но объяснение проблемы самоубийств лишь с точки зрения влияния на человека социальной среды считают односторонним. Главный недостаток этой концепции — недооценка роли личности во взаимоотношениях с социальной средой.

Профессор А. Г. Абрумова предложила концепцию суицидального поведения,
согласно которой суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...