Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложение как единица языка и речи, признаки предложения, предикативность. Аспекты предложения.




Предложение — минимальная коммуникативная единица языка и речи. В этом определении отмечается функциональное назначение предложения, а именно осуществлять коммуникацию. Речевое общение возможно лишь с помощью предложения, мы говорим предложениями, а не словами или словосочетаниями. В языковой системе слово и предложение противопоставляются как е д и н и ц а н о м и н а ц и и и е д и н и ц а к о м м у н и к а ц и и. Если слова входят в инвентарь языка, то конкретное предложение каждый раз организуется в процессе речи, является результатом речевой деятельности конкретного говорящего субъекта. В то же время в основе бесчисленного количества предложений, которые возникают в каждом отдельном акте коммуникации, лежит определенное, незначительное количество структурных схем (моделей). Эти модели, абстрагированные от их конкретного лексического наполнения, являются элементами я з ы к о в о й с т р у к т у р ы, одной из составляющих ее частей. Можно утверждать, что в предложении дихотомия язык-речь обнаруживается с особой очевидностью. Чтобы разграничить терминологически структурную схему и ее речевую реализацию, последнюю в лингвистической литературе часто обозначают термином высказывание.

К о м м у н и к а т и в н а я ф у н к ц и я предложения состоит в передаче информации, то есть выражении мыслей и чувств говорящего. Следовательно, кроме коммуникативной предложение имеет к о г н и т и в н у ю ф у н к ц и ю, является средством оформления мысли. Мы видим, что в предложении реализуется функция языка в целом — быть средством общения, средством обмена информацией, обмена мыслями, средством самого формирования мысли.

Мыслительные представления, отражаемые в высказываниях, соотносятся с различными ситуациями реальной действительности, которые говорящий вычленяет в процессе своей речемыслительной деятельности. Обозначая определенную ситуацию, факт, «положение дел», предложение выполняет тем самым и н о м и н а т и в н у ю ф у н к ц и ю. Денотатом предложения является ситуация, факт, фрагмент действительности, охватывающий предметы, их признаки, их отношения между собой.

Всякому предложению присуще свойство предикативности, которое отличает его от других языковых единиц. Именно предикативность формирует предложение как единицу сообщения. Типичной грамматической формой выражения предикативности является отношение между п о д л е ж а щ и м и с к а з у е м ы м, функциональное назначение этого отношения, которое называется также предикативным отношением, заключается в сопряжении признака- предиката с его носителем субъектом. Предикативное отношение отличается от других видов синтаксических отношений, в которые вступают слова. Оно имеет динамический характер. Приписывание признака субстанции осуществляется говорящим в процессе речемыслительного акта, в то время как связь признака и предмета в непредикативном сочетании представлена как уже данная, установленная до акта мысли и речи. Ср.: Der Fogel fliegt. Der Fliegende Fogel.

Предикативное отношение, реализуемое как отношение между подлежащим и сказуемым, отличает от других видов отношений его двусторонняя направленность. Согласование глагола-сказуемого с подлежащим-существительным не обозначает отношение грамматического подчинения. Между подлежащим и сказуемым существует особый вид отношения — взаимозависимость. Подлежащее предполагает сказуемое так же, как сказуемое предполагает подлежащее, они устремлены навстречу друг другу.

Итак, предложение как единицу коммуникации формирует предикативное отношение, которое не имеет соответствия во внеязыковой действительности, а принадлежит исключительно языку и является предпосылкой для всякой коммуникации между людьми. При помощи этого отношения потенциальные языковые средства актуализируются в конкретной ситуации для обмена информацией между партнерами по коммуникации. Предикативность нередко определяют как отнесенность высказывания к действительности, то есть соотнесенность предложения с конкретной ситуацией. Такая трактовка предикативности не противоречит изложенной выше, а лишь дополняет ее, раскрывает сущность предложения с другой стороны. При формировании предложения как коммуникативной единицы, содержащей информацию, говорящий производит мыслительную операцию выделения фрагмента действительности и представление его как существование объектов и их признаков и отношений. Это экзистенциальное содержание предложения отражено в языковой структуре предложения. Отнесенность предложения к конкретной ситуации действительности отражена в таких грамматических категориях глагола, как время, модальность, лицо, поэтому ряд ученых включает значение этих категорий в общее значение предикативности.

 

Сложность, многогранность предложения побуждают исследователей при интерпретации предложения выделять его различные стороны — аспекты, каждый из которых подвергается подробному анализу. Первым, кто выдвинул идею аспектов предложения еще в 30-е гг., был В.Г.Адмони. Затем система аспектов предложения разрабатывалась и уточнялась в его более поздних работах. В книге «Синтаксис немецкого языка» (Адмони, 1976) выделено семь аспектов: 1) логико-грамматический, 2) модально-аффирмативный, 3) степени полноты предложения, 4) места предложения в развер нутой речи, 5) коммуникативной задачи предложения, 6) познавательной установки говорящего, 7) эмоциональный.

Каждый из аспектов содержит определенное количество противопоставленных друг другу структур, которые эксплицируют определенное количество частных значений общего грамматического значения аспекта. Оппозитивные отношения внутри аспекта образуют его парадигму. Так, в аспекте коммуникативной задачи представлены три типа предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. В аффирмативном аспекте утвердительные предложения противопоставлены отрицательным и т.д. Противопоставленность форм и значений в рамках общекатегориального значения аспекта дает основание интерпретировать аспекты как синтаксические категории предложения. Грамматическое значение каждого аспекта во взаимодействии со значением всех других аспектов, а также во взаимодействии с лексическим значением слов, входящих в предложение, формирует смысл предложения.

В дальнейшем система аспектов, сформулированная В.Г.Адмони, уточнялась и расширялась, была дополнена темпоральным и персональным аспектами. В то же время оспаривалась целесообразность выделения 3-го и 4-го аспектов, поскольку они отражают структурную, а не содержательную сторону предложения. Однако сам принцип выделения аспектов находит всеобщее признание, так как позволяет упорядочить характеристику свойств предложения.

В настоящее время авторы ряда работ считают более целесообразным выделять три уровня, три укрупненных аспекта предложения:

1) с и н т а к с и ч е с к и й, или с т р у к т у р н ы й,

2) с е м а н т и ч е с к и й, или н о м и н а т и в н ы й,

3) ф у н к ц и о н а л ь н о-к о м м у н и к а т и в н ы й, или п р а гм а т и ч е с к и й, который включает все семь аспектов, выделенных В.Г.Адмони.

Легко заметить, что эти три аспекта соответствуют трем разделам, которые Чарльз Моррис выделил в семиотике как науке о знаковых системах: синтактика, семантика, прагматика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...