Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень тем курсовых работ по курсу

Методические указания

К выполнению курсовых работ

По дисциплине

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ

УПРАВЛЕНИЯ»

 

Новочеркасск 2012

УДК 338. 2(07)

 

Рецензент – канд. экон. наук, доцент Е.А. Гревцева

 

 

Составитель Довлатян Г.П.

 

Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Основы теории управления» / Шахтин-cкий ин-т (филиал) ФГБОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ФГБОУ ВПО ЮРГТУ, 2012. – 20 с.

 

Методические указания знакомят студентов с правилами выполнения и оформления курсовых работ согласно ГОС ВПО. Представлены темы, изучение которых позволит более детально прорабатывать цели, решать задачи и применять оптимальные методы теории управления на предприятиях различных форм собственности.

Предназначены для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения направления 080505.62 «Управление персоналом».

 

 

УДК 338. 2(07)

© Шахтинский институт (Ф) ФГБОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ), 2012

 
© Довлатян Г.П., 2012

ЦЕЛИ И УЧЕБНЫЕ

ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа по курсу «Основы теории управления» является важнейшим элементом учебного процесса по подготовке квалифицированных бакалавров по направлению 080505.62 «Управление персоналом».

Цель работы: закрепление студентами (бакалаврами) полученных теоретических знаний в области основ теории управления.

Написание курсовой работы призвано способствовать приобретению навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, которая предусматривает анализ состояния проблемы и выработку научно-обоснованных практических рекомендаций.

В этой связи можно обозначить следующие учебные задачи, решаемые в ходе выполнения курсовой работы:

1) обоснование актуальности и значимости выбранной темы исследования;

2) анализ состояния объекта, предмета исследования для реализации темы исследования;

3) закрепление навыков владения современными методиками решения практических задач;

4) обобщение полученных результатов, формулирование выводов и рекомендаций.

Курсовая работа – это научное исследование теоретических и практических вопросов управления персоналом. Исходя из этого, студент должен показать знание действующих законодательных, нормативных, методических материалов, важнейших отечественных и зарубежных источников информации, экономико-математических методов и компьютерной техники.

Курсовая работа – самостоятельная творческая работа студента. Для ее успешного написания целесообразно соблюдать следующий порядок действий:

1) выбрать тему;

2) подобрать литературу (нормативные документы, учебники, учебные пособия, монографии, статьи);

3) раскрыть тему на основе изучения и обобщения материалов учебной литературы, действующих нормативных документов в области теории управления;

4) сформулировать и обосновать выводы, вытекающие из проведенного исследования, дать свои рекомендации по разрешению существующей проблемы;

5) оформить курсовую работу в соответствии с предъявляемыми требованиями к данному виду работ;

6) защитить курсовую работу.

 

 

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Важным и ответственным этапом написания курсовой работы является выбор темы исследования.

Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно. Она определяется, исходя из научных интересов и склонностей студента к той или иной проблеме, и согласовывается с научным руководителем.

Выбор производится на основании имеющегося перечня тем курсовых работ. Кроме того, студент имеет право предложить свою тематику, но с необходимым обоснованием ее целесообразности.

Выбранная тема курсовой работы должна быть актуальна, соответствовать современному уровню теории и практики управления персоналом, достаточно конкретной и иметь прикладное значение.

В этой связи, важно учитывать, что тема должна отражать суть проблемы, ее значение, место возникновения, метод или пути решения, объект исследования. Например: «Повышение эффективности предприятия на основе мониторинга внутренней среды». Из названия следует, что необходимо по результатам исследования потенциала предприятия, найти пути повышения эффективности выполнения этой функции.

Разработан примерный перечень тем курсовых работ, приведенный в Приложении 1.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Примерная структура курсовой работы выглядит следующим образом:

Содержание

Введение

Основная часть курсовой работы:

Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы

Глава 2. Анализ состояния проблемы в исследуемой организации

Заключение

Список использованной литературы

Приложения (если они необходимы)

Введение – это вступительная часть курсовой работы, в которой обосновывается актуальность, своевременность и значение выбранной темы исследования, обозначается проблемная ситуация. В данном разделе формулируются цель и задачи курсовой работы, определяются объект, предмет и методы исследования, обозначаются источники информации, необходимые для выполнения работы.

При написании введения необходимо учитывать следующие рекомендации.

Актуальными признаются темы, недостаточно разработанные теоретически и практически, посвященные важным проблемам, решение которых может обеспечить значительный вклад в развитие экономики и менеджмента.

Для обозначения актуальности темы студент должен ответить на следующие вопросы:

В каких условиях назрела проблема, в какой среде?

Почему без немедленного решения проблемы не обойтись (каковы потери в случае откладывания решения проблемы, каковы возможные последствия бездействия)?

Целью курсовой работы является исследование проблем, определяемых выбранной темой, а также направлений и методов их решения. В общем виде, цель – это более развернутая формулировка темы с ответом на вопрос, что необходимо сделать. Например: «На основе исследования современных отечественных и зарубежных подходов и методов обеспечения эффективности управления предприятия и адаптации зарубежного опыта, а также текущего состояния в области теории управления, изыскать возможности и пути повышения эффективности работы предприятия, разработать соответствующие предложения и рекомендации, обосновать их эффективность».

Задачи исследования – это теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в ходе выполнения исследования. В общем виде задачи представляют собой декомпозицию цели исследования, то есть представление цели в форме ряда взаимосвязанных и последовательно выполняемых этапов, процедур, шагов, приводящих к достижению поставленной цели.

Объект исследования – это определение и краткая характеристика системы, являющейся объектом научного интереса, и среды ее существования.

Предмет исследования – определение и краткая характеристика стороны объекта, аспекта, группы свойств, качеств, явлений, существование и функционирование которых содержит противоречие, проблему.

Проблема – противоречие, имеющее место в функционировании системы и предмета исследования, связанное с непониманием причинно-следственных связей явления, закономерностей развития и т.п. Например, противоречие между целями и средствами их достижения (нечеткость или неизмеряемость целей, недостаток средств); отсутствие системности в решении задач; противоречие между потребностями и возможностями, между желаемыми результатами и реальными, между ожидаемым и желаемым отношением к труду или поведением, между профессионально-квалификационными или социальными группами, между работодателями, администрацией и наемными работниками.

Гипотезы – предположения по поводу возможных причин, сути, путей и средств решения проблемы, требующие проверки в процессе целенаправленного исследования.

Указание на ученых, чьи труды способствовали пониманию сути и решению проблемы.

Практическое применение: указание на апробацию разработанных материалов, методик, предложений и возможности их применения в рамках иных объектов, эффективность применения разработок (экономическая, социальная).

В основной части курсовой работы студент демонстрирует способность осмысления нормативных положений, высказываний различных авторов, стоящих на различных теоретических позициях, и аргументировано доказывает какие из них более правильные с точки зрения студента, могут быть приняты полностью или частично, с изменениями и дополнениями.

Первая глава курсовой работы представляет собой теоретическое исследование и выполняется на основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы по выбранной теме, законодательных и нормативных актов.

В этом разделе излагается сущность изучаемой проблемы, раскрывается ее содержание. Основное внимание следует уделить умению выделить основные проблемы современного этапа, анализу различных точек зрения по исследуемой проблеме.

В общем виде первая глава должна содержать в себе решение следующих задач:

• исследование применяемых терминов и их значений, выражение и обоснование согласия с одними из них и несогласия с другими, обоснование, при необходимости, своей трактовки терминов; исторический анализ подходов и методов решения проблемы (например, теория управления, подходы в теории управления, методы теории управления) в России и за рубежом;

• исследование и факторный, причинно-следственный, а также системный анализ условий, среды, факторов эффективности, специфики применения, рамок и ограничений, преимуществ и недостатков современных отечественных и зарубежных концепций и подходов.

В первой главе осуществляется демонстрация эрудиции, умения работать с литературой, аналитически мыслить, использовать методы дедукции и индукции.

Первая глава, как правило, состоит из трех – четырех параграфов, раскрывающих основную суть проблемы. Каждый параграф и глава в целом должны заканчиваться выводом по исследуемому вопросу. Основные положения, сформулированные в теоретической части, должны являться основой для выполнения последующих параграфов курсовой работы.

Вторая глава курсовой работы является аналитическим и логическим продолжением первой главы. В данной главе выполняется квалифицированный анализ и оценка состояния объекта исследования.

При выполнении анализа необходимо использовать современные методы и методики анализа исследуемой проблемы.

В общем виде во второй главе курсовой работы решаются следующие задачи:

• разработка и обоснование программы исследования объекта, цели исследования, методов и инструментария проведения исследования (выбираются подходящие методы экономического анализа, анализа хозяйственной деятельности, анализа кадрового потенциала, методы и подходы: наблюдение, интервью, анкетирование, контент-анализ, изучение документов, тестирование); выдвижение гипотез, то есть вероятных причин и способов решения проблемы;

• исследование специфики организации, ее хозяйственной деятельности, ее персонала, условий труда и вообще качества трудовой жизни, трудовых отношений, соблюдения законности; выявление сути проблемы и ее факторов, причин, места локализации, групп и отдельных должностных лиц, имеющих отношение к проблеме;

• установление причин противоречия, несоответствия, например, качества персонала задачам развития предприятия, высокой текучести, некомплекта персонала, низкой производительности труда, неудовлетворенности трудом;

• установление из массы факторов наиболее существенных причин, объяснение и обоснование значимости выделенных факторов, установление тех элементов, которые следует совершенствовать.

В этой главе демонстрируется знание методов проведения исследований, знание объекта исследования, умение обнаруживать недостатки, возможности совершенствования.

Целесообразно по каждой главе сделать выводы: что делалось, какая задача решалась и как, что выявилось в процессе решения задачи, какие гипотезы подтвердились, какие нет, что из этого следует в контексте поставленной цели и решаемых задач, что следует делать дальше.

В заключении приводятся сформулированные и обоснованные автором на основании проведенного анализа выводы, рекомендации и предложения по практическому их использованию, а именно:

• основные теоретические выводы (на основе анализа, сделанного в первой главе);

• результаты анализа и основные выводы из второй главы;

• основные рекомендации по совершенствованию исследуемой проблемы.

На основе определения поставленных во введении задач в заключении следует указать, что удалось сделать в рамках каждой задачи и с какими результатами: что показал анализ, какие вскрылись причины, каково их значение, о чем это говорит, что следует предпринять для исправления ситуации или совершенствования функционирования.

Список использованной литературы располагается в конце работы после заключения. В него включаются только те источники, которые реально использовались при подготовке курсовой работы. Рекомендуется использовать от 30 и более источников.

Использованные источники должны быть расположены в следующем порядке:

- нормативно-правовые акты (Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы, положения, инструкции, письма, указания министерств и ведомств и т. д.);

- литературные источники (монографии, книги, учебные издания, статьи из периодических изданий, статьи из Интернет и т.д.).

Литературные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов или заглавиям изданий, выполненных коллективом авторов. Нумерация в библиографическом списке должна быть сплошной – от первого до последнего названия. Пример оформления списка использованной литературы представлен в Приложении 2.

Выполняя работу, студент должен как можно шире привлекать новейшую информацию, относящуюся к теме.

В конце курсовой работы помещаются Приложения, где размещаются все иллюстративные материалы, имеющие вспомогательное значение. На каждой странице в правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и проставляется порядковый номер, например, «Приложение 1». Приложения приводятся в той последовательности, в которой их данные излагаются в курсовой работе. Все приложения должны быть перечислены в содержании курсовой работы с указанием их номеров и заголовков.

Общий объем курсовой работы должен составлять от 40 до 50 страниц машинописного текста.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа должна быть выполнена в компьютерном варианте на одной стороне стандартного листа формата А4. Общий объем не должен превышать 50 страниц, через полуторный интервал, шрифтом 14 Times New Roman.

Текст оформляется с соблюдением следующих размеров полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2,5 см, нижнее – 2 см. Все страницы курсовой работы нумеруются, начиная с титульного листа. На титульном листе знак номера страницы не ставится. Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 3. Номер страницы ставится арабскими цифрами в середине верхнего поля.

На второй странице располагается «Содержание» курсовой работы, то есть названия глав и параграфов работы с указанием соответствующих страниц. Заголовки разделов выполняются прописными буквами, а заголовки подразделов – строчными (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точки в конце заголовка не ставятся. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Слова, выполненные на отдельной строке прописными буквами (например, «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ»), служат заголовками соответствующих разделов и не нумеруются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно двум интервалам.

Главы курсовой работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой.

Параграфы нумеруются в пределах главы. Номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа также должна ставиться точка. Например, 1.2. – второй параграф первой главы.

Пункты нумеруют в пределах каждого параграфа. Номер пункта должен состоять из номера главы, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, 2.4.2. – второй пункт четвертого параграфа второй главы.

Каждая структурная часть курсовой работы («ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА 1»,«ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и т.д.) должна начинаться с новой страницы. Образец содержания курсовой работы представлен в Приложении 4.

Составными частями работы являются таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки, формулы и т.п. Существуют установленные стандарты их оформления, которые необходимо выполнять. Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и имеют сквозную нумерацию арабскими цифрами в пределах всей работы. Если в курсовой работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрацию располагают в тексте после первой ссылки на нее. Иллюстрация должна иметь название. В тексте работы обязательно должна быть ссылка и пояснение иллюстрации. Таблицы в тексте работы также имеют сквозную нумерацию (за исключением таблиц, приведенных в ПРИЛОЖЕНИЯХ) арабскими цифрами. В правом верхнем углу над таблицей пишут «Таблица» с указанием номера без точки и ниже над самой таблицей размещают ее название.

Иллюстрируя отдельные положения курсовой работы эмпирическими данными из справочников, монографий и других источников, а также цитируя различных авторов, необходимо делать ссылки на соответствующие источники (порядковый номер источника по списку литературы, страницу, например, [14, с. 3]). Таблицы, схемы, диаграммы, непосредственно связанные с текстом работы, приводятся в процессе ее изложения, а документы и таблицы, имеющие иллюстративный характер, можно давать в приложении. Все схемы, графики, диаграммы должны быть озаглавлены и пронумерованы. При оформлении курсовой работы нельзя заключать текст каждой страницы в рамку, писать разноцветными чернилами заголовки и текст, украшать титульный лист и текст работы различными рисунками.

Курсовая работа должна отвечать всем указанным выше требованиям.

 

ЗАЩИТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Оценка курсовой работы осуществляется на основе следующих критериев:

• соответствие оформления работы установленным требованиям;

• содержание работы раскрывает избранную тему, в заключении имеется решение поставленных во введении задач;

• изучение широкого спектра разнообразных источников с последующим самостоятельным анализом теоретического и фактического материалов;

• грамотность, стилистическая правильность изложения;

• качество оформления графиков, диаграмм, таблиц;

• наличие элементов научного творчества;

• глубокие выводы с серьезной аргументацией;

• степень самостоятельности студента на всех этапах подготовки курсовой работы (выбор темы, составление плана работы, сбор и анализ источников, формулировка выводов и предложений);

• своевременность и четкость выполнения требований научного руководителя;

• правильность ответов на вопросы в процессе защиты курсовой работы.

Оценка «отлично» выставляется за работу, в которой выполнены следующие требования.

Обоснована актуальность темы. В теоретической части дан полный анализ исследований по проблеме, освещены вопросы истории ее изучения в науке. На основании теоретического анализа сформулирована гипотеза и конкретные задачи исследования. Показана осведомленность студента о своевременных исследовательских направлениях и методиках. Изложение материала в работе иллюстрируется таблицами, графиками, схемами. В заключении сформулированы развернутые, самостоятельные выводы, даны практические рекомендации, а также определены направления дальнейшего изучения проблемы. На защите студент демонстрирует свободное владение материалом, знание теоретических и практических подходов к проблеме, уверенно отвечает на вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется за работу, если во введении раскрыта актуальность проблемы исследования, в теоретической части представлен изученный перечень основной литературы по теме, определены и выявлены теоретические основы проблемы, выделены основные теоретические понятия, сформулированы гипотеза и задачи исследования, методы исследования соответствуют поставленным задачам. Студент ориентируется в современных исследовательских методиках. В заключении сформулированы общие выводы. Работа правильно оформлена. Все этапы работы выполнены в срок. При всем этом отмечается недостаточность самостоятельного анализа. Неуверенная защита, отсутствие ответов на часть вопросов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, выполненную следующим образом.

Правильно раскрыта актуальность темы. Описательно дан теоретический анализ проблемы. Библиография ограничена. Суждения отличаются поверхностностью, слабой аргументацией. Методы исследования соответствуют поставленным задачам. Анализ полученных данных носит описательный характер. В заключении сформулированы общие выводы. Работа оформлена в соответствии с требованиями. Студент на защите не может аргументировать основную часть выводов, плохо отвечает на значительную часть вопросов, то есть слабо владеет материалом.

 

Если курсовая работа не соответствует большей части указанных требований, то она не допускается к защите.


Приложение 1

Перечень тем курсовых работ по курсу

«Основы управления персоналом»

1. Научные подходы к изучению теории управления.

2. Концептуальные основы теории управления.

3. Практические основы механизма теории управления.

4. Методологические основные оценки эффективного управления.

5. Теории управления организации как особый вид деятельности.

6. Понятие и сущность организационной системы теории управления.

7. Управленческая деятельность как особый вид деятельности в современных условиях на предприятии.

8. Системный подход к определению понятия теории управления.

9. Характерные особенности систем теории управления.

10. Цели и функции теории управления.

11. Функции управления и связывающие их процессы.

12. Планирование и организация на предприятии в современных условиях.

13. Теоретическое исследование модели мотивации через потребности.

14. Понятия управленческого решения и управляющие воздействие.

15. Внутренняя среда в теории управления.

16. Внешняя среда в теории управления.

17. Основные свойства организационного управления.

18. Критерии эффективного управления системой.

19. Сущность и содержание методов управления.

20. Содержание, механизм проявления законов управления.

21. Закон сохранения пропорциональной соотносительности всех элементов системы управления.

22. Закон зависимости эффективного решения от объема использования информации.

23. Принципы теории управления, их классификация и содержание.

24. Методы теории управления.

25. Управление техническими системами, их особенность.

26. Иерархическая система классификация организационного управления.

27. Основные требования к организационному управлению.

28. Теория принятия управленческих решений в системе управления.

29. Ситуационный подход, его сущность к теории управления.

30. Методологические подходы и их сущность теории управления.

31. Методология и организация процесса разработки управленческих решений.

32. Улучшение качества трудовой жизни в организации как фактор повышения роста ее эффективности.

33. Управление коммуникациями на предприятии.

34. Управление конфликтами в организации.

35. Управление профессиональным развитием персонала.

36. Управление системой контроля за деятельностью персонала организации.

37. Формирование социально-психологического климата в коллективе.

38. Формирование стратегии управления персоналом.

39. Совершенствование системы управления персоналом организации.

40. Повышение эффективности работы службы управления персоналом.

41. Организация деятельности кадровой службы предприятия.

42. Проектирование организационной структуры управления персоналом.

43. Актуальные проблемы управления персоналом на предприятии.

44. Кадровая политика организации как инструмент управления персоналом.

45. Технология поиска, оценки и отбора персонала на предприятии.

46. Система обучения персонала на предприятии.

47. Организация работы по адаптации и закреплению работников на предприятии.

48. Управление поведением персонала в процессе трудовой деятельности.

49. Использование социально-психологических методов управления персоналом в организации.

50. Использование организационно-экономических методов управления персоналом в организации.

51. Методы и пути оптимизации адаптационного периода

работника.

52. Организация профессионально-квалификационного и должностного развития кадров.

53. Технология формирования кадрового резерва.

54. Технология проведения аттестации кадров в отечественных организа­циях.

55. Принципы составления и критерии эффективности программ развития персонала в отечественных организациях.

56. Принципы организации системы обучения и повышения квалифика­ции персонала.

57. Критерии эффективности системы подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

58. Технологии эффективного взаимодействия руководителя и подчинен­ного.

59. Технологии формирования управленческих команд.

60. Характеристика процесса управления персоналом как технологии са­моразвития и самореализации творческого потенциала работника.

61. Роль корпоративной культуры в повышении эффективности социаль­ного управления.

62. Роль руководителя в организации системы адаптации управленческо­го персонала.

63. Основные аспекты мотивации персонала.

64. Командообразование и корпоративная культура.

65. Управление конфликтами в организации.

66. Психологические методы управления персоналом.

67. Тайм-менеджмент в кадровой службе.

68. Коучинг: понятие, содержание, основные проблемы.

 

 


Приложение 2

Пример оформления списка

Литературы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...