Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гимны в честь царя. Поучения. Светская и религиозно-философская поэзия




Гимны в честь царя

 

Довольно близко к религиозным гимнам примыкают гимны, восхваляющие обоготворённого царя. Эти гимны относятся к различным периодам истории Египта. Они содержат ряд ценных сведений относительно военных походов и строительной деятельности египетских фараонов и в то же время ярко характеризуют догматику обоготворения царя и царской власти в древнем Египте. Ко времени Среднего Царства относится «Гимн Сенусерту III», в котором восхваляется царь в качестве победителя врагов и защитника страны, царь, «защищающий страну и расширяющий её границы, покоряющий иноземные страны». Весьма возможно, что этот поэтический гимн исполняли во время торжественного вступления царя в «его город» для коронации. Такие гимны в честь царей, выдержанные в строго поэтической форме, часто вставлялись в более крупные литературные произведения, как, например, в «Рассказ Синухета».

Значительного развития достигает этот литературный жанр в эпоху Нового Царства, когда широкая завоевательная политика египетских фараонов достигает своего расцвета. В этом отношении показательны гимны и славословия, описывающие победы Тутмоса III и Рамзеса II. Некоторые из этих гимнов стали настолько популярными, что их тексты неоднократно переписывались в более поздние времена и снабжались именами позднейших царей. Наконец, своего рода развёрнутой формой царского гимна является известная «Поэма о битве при Кадеше», в которой придворный поэт в торжественной и несколько риторической форме описал легендарную «победу» Рамзеса II над хеттскими войсками под стенами сирийского города Кадета. Особые гимны составлялись в эту эпоху даже в честь царской колесницы.

 

 

Поучения

 

Произведения дидактической (поучительной) литературы, облечённые в литературную форму, дают законченную систему рабовладельческой морали. Эти «Поучения» относятся к эпохам расцвета египетской культуры, к Среднему и Новому Царству, но некоторые из них восходят в своих прототипах даже ко времени Древнего Царства.

В «Поучении Птахотепа», содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает «маленького человека» тем, что «бог возвышает знатного человека». Просителю, обиженному и пострадавшему, рекомендуется терпеливое смирение. Человек никогда не должен забывать о своём социальном положении, всегда повинуясь старшим и начальникам. Поэтому автор «Поучения» советует человеку не возноситься, стремясь заглушить в нём даже зачатки недовольства своей участью. «Если ты сидишь или стоишь в приёмной, то спокойно жди своей очереди. Внимательно смотри на слугу, который вызывает. Много места у того, кого вызывают. В приёмной царят свои законы, и всё здесь творится по землемерному шнурку. Бог предоставляет (людям) передние места… но локтями ничего не достигнешь».

Та же мысль о необходимости укрепления рабовладельческого строя красной нитью проходит через два однотипных «Поучения»: мудреца Ипувера и Ноферреху (текст на папирусе Государственного Эрмитажа в Ленинграде). В этих поучениях в образной и художественной форме описывается крупное восстание бедняков и рабов, произошедшее в конце Среднего Царства. К несколько более раннему времени относится «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра» (Ленинградский папирус), которое содержит в себе ряд советов относительно того, как управлять государством в это тяжёлое и смутное время. Царь говорит своему сыну о том, как он должен относиться к своим чиновникам и князьям, как он должен выбирать себе помощников, набирать войско, укреплять границы в Сирии. Не меньший интерес представляет и «Поучение царя Аменемхета I», в котором описывается покушение на царя, совершённое дерзкими мятежниками в самом царском дворце. Рассказывая об этих событиях, царь советует своему сыну быть осторожным и никому не доверять. Все эти «Поучения» содержат множество исторических сведений и являются ценными источниками по изучению египетской культуры.

К «Поучениям» стоит довольно близко одно литературное произведение, «Жалобы крестьянина», вкотором рассказывается, как один ограбленный крестьянин просит вельможу вернуть ему отнятое у него имущество. Красноречивого крестьянина отправляют в царский дворец. Царь, восхищённый его красноречием, приказывает выдавать крестьянину провизию и с удовольствием слушает его искусно построенные речи, восхваляющие справедливость праведного царя.

 

 

Светская и религиозно-философская поэзия

 

Ни религиозные проповеди, облечённые в форму художественного мифа, ни священные гимны богам и царю не могли подавить того протеста, который назревал среди широких слоев египетского населения и порой прорывался даже в классической литературе. В некоторых поэтических произведениях звучат ноты неверия в загробную жизнь и призыв наслаждаться при жизни всеми её радостями. В одной пиршественной песне говорится:

 

Проводи день радостно, жрец,

Вдыхай запах благовоний и умащений…

Оставь всё злое позади себя.

Думай лишь о радости до тех пор,

Пока не настанет день, когда ты причалишь к стране, любящей молчание.

 

В эпоху Среднего Царства с большой яркостью и силой нашёл своё отражение протест против всего уклада жизни того времени в поэтическом диалоге, который обычно называется «Беседа разочарованного со своей душой». В словах автора этого художественного произведения звучит глубокий пессимизм человека, видящего в жизни одно лишь горе и мечтающего о смерти, как об избавлении от страданий. В ряде поэтических сравнений смерть сопоставляется с «выздоровлением после болезни». Призывая смерть, человек восклицает:

 

Смерть стоит сегодня передо мною,

Как запах лотосов,

Как (ощущение человека), сидящего на берегу опьянения…

Смерть стоит сегодня передо мною,

Как небо, очистившееся от облаков.

Смерть стоит сегодня передо мною,

(Как ощущение человека), желающего снова увидеть свой дом,

После того, как он провёл долгие годы в плену.

 

Глубокий пессимизм, столь ярко выраженный в этом поэтическом произведении, перерастает грани простой эмоции поэта. Человек, разочарованный в жизни, бросает вызов небесам. Ноты неверия и сомнения в существовании загробного мира и вечной жизни, резко контрастирующие с традиционным религиозным мировоззрением, ясно чувствуются в следующих словах поэта:

«Если ты вспомнишь о погребении, то это горе, проливание слёз, огорчение человека, когда его вытаскивают из дома и бросают на холме. Никогда ты не выйдешь, чтобы увидеть солнце. Те, которые строили из гранита и воздвигли палаты, увидели свои жертвенники пустыми. Их постигла та же участь, что и усталых, которые умерли на плотах, не оставив после себя потомства. Солнечный зной и рыбы на берегу разговаривают с ними».

Потеряв веру в загробную жизнь, человек не верит также и в то, что совершение заупокойного культа, требовавшее больших расходов и поэтому доступное лишь богатым, может обеспечить человеку загробное блаженство. Вся система религиозных верований и нравственных учений берётся под сомнение. В словах автора звучит уверенность, что смерть сравняет всех: и богатых и бедных, готовя им одинаковую участь — уничтожение под лучами иссушающего солнца или силой всепобеждающей воды.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...