Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень методического обеспечения.

ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО Зам. директора по УР Директор школы

Протокол № ____ ____________________ ______

от «__» августа 20___г. «___» августа 20__ г. «__»августа 20___ г.

Председатель МО

__________ Ф.И.О.

Рабочая программа

По предмету

«Социально – бытовая ориентировка»

СП класс

Учебный год

 

Составитель:

Тихомирова Марина Владимировна

первая квалификационная категория

 

 

Содержание рабочей программы

 

Оглавление Страницы
Титульный лист.  
Оглавление.  
Пояснительная записка. 3-4
Содержание программы учебного предмета.  
Учебно-тематический план.  
Календарно-тематическое планирование. 7-12
Уровень подготовки учащихся. Предполагаемые результаты.  
Перечень учебно-методического обеспечения  
. Список литературы.  
Лист корректировки.  

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка»

составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой. Данная программа будет реализовываться в 9 классе 8 вида 2 варианта.

В классе обучается 5 детей с диагнозом тяжёлая умственная отсталость, нарушение физического развития. Учащиеся испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала, связанные с недостаточным развитием перцептивной(сенсорной) сферой, скованностью движений, неполным объёмом движений, недоразвитием мелкой моторики и графомоторных навыков. Во время занятия, дети быстро утомляются, наблюдается пониженная работоспособность. Внимание рассеянное, неустойчивое. Нарушена логическая и механическая память. У детей наблюдается скованность, неполный объём движений, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Психические процессы развиты слабо, внимание непроизвольное, неустойчивое, крайне рассеянное. У всех учащихся нарушена механическая память. Мышление наглядно-образное, с нарушениями. Из всех учащихся речью владеет один ребенок. Остальные только издают отдельные звуки.

Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Социально бытовая ориентировка» предполагает обучение учащихся альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.

С учащимися данного класса можно проводить только «чтение» изображений на картинках и пиктограммах.В полном объеме предметом может овладеть один ученик. С ним на уроках используется индивидуальный подход. Остальных учащихся можно научить «читать» обозначения соответствующими значками.

Предмет «Социально бытовая ориентировка» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности», «Альтернативное чтение»,а так же различными направлениями коррекционно-развивающей работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.

Программа СБО включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Транспорт»(виды транспорта),»Жилище».На уроках в 9 классе дети обучаются элементарным социально-бытовым умениям с помощью учителя.

В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

 

Цели программы:

- создание условий для освоения учащимися системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их реальное поведение в жизни;

- создание условий для подготовки учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания и общения;

-создание условий для воспитания максимального уровня самостоятельности.

Задачи программы:

- создание условий для формирования основных бытовых умений и навыков;

- создание условий для формирования и расширения спектра социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности;

- создание условий для формирования вербальных и невербальных средств коммуникации;

 

Организационная структура программы:

Программа рассчитана на учащихся класса в возрасте 14-17 лет. Согласно учебному плану школы 4 часа в неделю,136 часов в год. Из них: 36 часов – 1 четверть,28 час – вторая четверть, 40 час – третья четверть и 32 часа – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 35 минут.

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

· интегрирования (включение элементов игровой деятельности);

· системности;

· преемственности.

 

Формы работы. Сохраняется традиционная форма работы. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых особенностей. Каждый урок построен на основе линейно-концентрического принципа. Уроки планируются с учетом интегративного подхода.

Содержание программы учебного предмета.

Одежда и обувь. Дальнейшее знакомство учащихся с видами одежды (летняя, зимняя, демисезонная), способами ухода и хранения сезонной одежды. Сухая и влажная чистка одежды, стирка. Удаление загрязнений, подготовка одежды к хранению. Практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды в специально созданных педагогических условиях.

Жилище. Дальнейшее знакомство учащихся с интерьером помещений различного назначения. Виды мебели и их назначение. Дидактические игры и упраж­нения на узнавание и называние предметов мебели в гостиной, в спальне, на кухне, в ванной комнате, в туалете.

Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью, чистка мягкой мебели при помощи пылесоса. Способы ухода за ковровыми покрытиями. Инвентарь для уборки гостиной, спальни, игровой, ванной,туалета.Способы применения моющих средств.

Транспорт. Дальнейшее изучение видов транспорта и формирование умения распознавать транспорт при помощи картинок и пиктограмм.

Торговля. Дальнейшее знакомство с видами магазинов, специализированными магазинами при помощи картинок и пиктограмм.

 


Учебно-тематическое планирование.

№п/п Разделы Кол-во часов
  1 ЧЕТВЕРТЬ.  
1. Одежда и обувь. 10 часов
2. Жилище. 9 часов
3. Транспорт. 13 часов
4. Торговля. 4 часа
  ИТОГО 36 часов.
  2 ЧЕТВЕРТЬ.  
1. Одежда и обувь. 10 часов
2. Жилище. 6 часов
3. Транспорт. 11 часов
4. Торговля. 2 часа
  ИТОГО 28 часов .
  3 ЧЕТВЕРТЬ.  
1. Одежда и обувь. 15 часов
2. Жилище. 9 часов
3. Транспорт. 16 часов
4. Торговля. 4 часа
  ИТОГО 40 часов.
  4 ЧЕТВЕРТЬ.  
1. Одежда и обувь. 14 часов
2. Жилище. 6 часов
3. Транспорт. 12часов
  ИТОГО 32часа.
  ИТОГО ЗА ГОД 136 часов
     

Календарно-тематическое планирование 8 вид (2 вариант).

 

№ п/п Тема раздела, урока. Дата Кол-во часов. Контроль Примечание.
  1 четверть Виды одежды и обуви. Способы ухода и хранения сезонной одежды и обуви.   1 час урок  
  -виды одежды и обуви. Способы ухода и хранения сезонной одежды и обуви.   1 час урок  
  - практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды и обуви   1 час урок  
  - практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды и обуви.   1 час урок  
  -выбор средств и предметов ухода за одеждой   1 час урок  
  -выбор средств и предметов ухода за одеждой     урок  
  -соотнесение средств по уходу за одеждой с картинками и пиктограммами   1 час урок  
  -соотнесение средств по уходу за одеждой с картинками и пиктограммами   1 час урок  
  - сухая и влажная чистка одежды и обуви   1 час урок  
  - сухая и влажная чистка одежды и обуви   1 час урок  
  - виды и назначение жилых помещений, способы уборки помещений   1 час урок  
  - виды и назначение жилых помещений, способы уборки помещений   1 час урок  
  - виды мебели, уход за мебелью   1 час урок  
  - виды мебели, уход за мебелью   1 час урок  
  - виды мебели, уход за мебелью   1 час урок  
  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  
  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  

  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  
  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  
  -виды транспорта, наземный   1 час урок  
  -виды транспорта, наземный   1 час урок  
  -виды транспорта, наземный   1 час урок  
  -виды транспорта, воздушный   1 час урок  
  -виды транспорта, воздушный   1 час урок  
  -виды транспорта, воздушный   1 час урок  
  -виды транспорта,водный   1 час урок  
  -виды транспорта,водный   1 час урок  
  -виды транспорта,водный   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  - знакомство с видами магазинов   1 час урок  
  - знакомство с видами магазинов   1 час урок  
  - знакомство с видами магазинов   1 час урок  
  - знакомство с видами магазинов   1час урок  
  2четверть. виды одежды и обуви способы ухода и хранения сезонной одежды и обуви.   1 час урок  
  -виды одежды и обуви.способы ухода и хранения сезонной одежды и обуви.   1 час урок  
  - практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды и обуви   1 час урок  
  - практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды и обуви   1 час урок  
  -выбор средств и предметов ухода за одеждой   1 час урок  
  -выбор средств и предметов ухода за одеждой   1 час урок  
  -соотнесение средств по уходу за одеждой с картинками и пиктограммами   1 час урок  
  -соотнесение средств по уходу за одеждой с картинками и пиктограммами   1 час урок  
  - сухая и влажная чистка одежды и обуви   1 час урок  
  - сухая и влажная чистка одежды и обуви   1 час урок  
  - виды и назначение жилых помещений, способы уборки помещений   1 час урок  
  - виды и назначение жилых помещений, способы уборки помещений   1 час урок  
  -виды мебели, уход за мебелью   1 час урок  
  -виды мебели, уход за мебелью   1 час урок  
  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  
  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  
  -виды транспорта, наземный   1 час урок  
  -виды транспорта, наземный   1 час урок  
  -виды транспорта, воздушный   1 час урок  
  -виды транспорта, воздушный   1 час урок  
  -виды транспорта,водный   1 час урок  
  -виды транспорта,водный   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  - знакомство с видами магазинов   1 час урок  
  - знакомство с видами магазинов   1 час урок  
  3 четверть. Виды одежды и обуви. Способы ухода и хранения сезонной и обуви.   1 час урок  
  -виды одежды и обуви. Способы ухода и хранения сезонной и обуви.   1 час урок  
  -виды одежды и обуви. Способы ухода и хранения сезонной и обуви.   1 час урок  
  - практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды и обуви   1 час урок  
  - практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды и обуви   1 час урок  
  -практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды и обуви.   1 час урок  
  -выбор средств и предметов ухода за одеждой   1 час урок  
  -выбор средств и предметов ухода за одеждой   1 час урок  
  -выбор средств и предметов ухода за одеждой   1 час урок  
  -соотнесение средств по уходу за одеждой с картинками и пиктограммами   1 час урок  
  -соотнесение средств по уходу за одеждой с картинками и пиктограммами   1 час урок  
  -соотнесение средств по уходу за одеждой с картинками и пиктограммами   1 час урок  
  - сухая и влажная чистка одежды и обуви   1 час урок  
  - сухая и влажная чистка одежды и обуви   1 час урок  
  - сухая и влажная чистка одежды и обуви   1 час урок  
  - виды и назначение жилых помещений, способы уборки помещений   1 час урок  
  - виды и назначение жилых помещений, способы уборки помещений   1 час урок  
  - виды и назначение жилых помещений, способы уборки помещений   1 час урок  
  - виды мебели.уход за мебелью   1 час урок  
  - виды мебели.уход за мебелью   1 час урок  
  - виды мебели.уход за мебелью   1 час урок  
  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  
  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  
  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  
  -виды транспорта, наземный   1 час урок  
  -виды транспорта, наземный   1 час урок  
  - виды транспорта,наземный   1 час урок  
  -виды транспорта, воздушный   1 час урок  
  - виды транспорта, воздушный   1 час урок  
  - виды транспорта, воздушный   1 час урок  
  -виды транспорта,водный   1 час урок  
  -виды транспорта,водный   1 час урок  
  - виды транспорта,водный   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  - упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  - упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  - знакомство с видами магазинов   1 час урок  
  - знакомство с видами магазинов   1 час урок  
  знакомство с видами магазинов -   1 час урок  
  - знакомство с видами магазинов   1 час урок  
  4 четверть виды одежды и обуви.Способы ухода и хранения сезонной одежды и обуви.   1 час урок  
  -виды одежды и обуви.Способы ухода и хранения сезонной одежды и обуви.   1 час урок  
  - практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды и обуви   1 час урок  
  - практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды и обуви.   1 час урок  
  -выбор средств и предметов ухода за одеждой   1 час урок  
  -выбор средств и предметов ухода за одеждой   1 час урок  
  -соотнесение средств по уходу за одеждой с картинками и пиктограммами   1 час урок  
  -соотнесение средств по уходу за одеждой с картинками и пиктограммами   1 час урок  
  -соотнесение средств по уходу за одеждой с картинками и пиктограммами   1 час урок  
  - сухая и влажная чистка одежды и обуви   1 час урок  
  - сухая и влажная чистка одежды и обуви   1 час урок  
  - виды и назначение жилых помещений, способы уборки помещений   1 час урок  
  - виды и назначение жилых помещений, способы уборки помещений   1 час урок  
  - виды мебели,уход за мебелью   1 час урок  
  - виды мебели,уход за мебелью   1 час урок  
  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  
  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  
  -упражнение на узнавание и называние предметов мебели   1 час урок  
  -виды транспорта, наземный   1 час урок  
  -виды транспорта, наземный   1 час урок  
  - виды транспорта,наземный   1 час урок  
  -виды транспорта, воздушный   1 час урок  
  - виды транспорта, воздушный   1 час урок  
  - виды транспорта,воздушный   1 час урок  
  -виды транспорта, водный   1 час урок  
  -виды транспорта, водный   1 час урок  
  - виды транспорта,водный   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  
  -упражнение на узнавание (показывание)видов транспорта   1 час урок  

Предполагаемые результаты:

- узнать предметы сезонной одежды, которую носят сами учащиеся;

- уметь различать сезонную одежду и обувь;

- определять средства по уходу за обувью;

- умения пользоваться некоторыми из них;

- выполнять элементарные действия по уходу за обувью;

- узнавать продукты питания по их названию и на картинках;

- соблюдать элементарные правила поведения в классе и на уроке;

- выполнять простейшие поручения по инструкции в классе;

- показ на картинках некоторых видов транспорта;

- уметь различать верхнюю одежду и ту, которую носят в помещении;

- рассматривать картинки, слушать тексты;

- выполнять простейшие действия по уходу за одеждой с помощью педагога;

- соблюдать элементарные правила поведения во время приема пищи;

- уметь пользоваться салфеткой;

- соблюдать правила поведения на улице;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

- соблюдать правила ухода за ногами;

- узнавать на картинках виды магазина;

- показать на картинках виды мебели;

- определять способы ухода за мебелью;

- определять виды жилых помещений и способов уборки помещений;

 

Перечень методического обеспечения.

- детские бытовые приборы;

- детские книги, книги-раскраски;

- магнитная доска;

- игровые наборы «Магазин», «Больница»;

- игрушки для застегивания и шнуровки;

- игрушки мелкие резиновые, пластмассовые;

- иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки;

- CD-диски;

- коробки, баночки с крышками;

- куклы разной величины;

- зеркала малые;

- предметы личной гигиены;

- принадлежности для мытья кукол;

- прозрачные емкости;

- сыпучие материалы;

- сачок, ковшик, сито;

- телефон;

- часы.

 

 

Список литературы.

1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Рабочая тетрадь (1-4). – СПб, 2009.

3. Григорьев Д.В. Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы.- СПб, 2005.

4. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания.- М., 2008.

5. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Природные явления и объекты / Худ. Е. Резниченко.- М., 2004.

6. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии. Путешествие в мир окружающих предметов. – М., 2004.

7. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М., 2001.

8. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.- СПб., 2004.

 

 

Лист корректировки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...