Перечень методического обеспечения.
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО На заседании МО Зам. директора по УР Директор школы Протокол № ____ ____________________ ______ от «__» августа 20___г. «___» августа 20__ г. «__»августа 20___ г. Председатель МО __________ Ф.И.О. Рабочая программа По предмету «Социально – бытовая ориентировка» СП класс Учебный год
Составитель: Тихомирова Марина Владимировна первая квалификационная категория
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой. Данная программа будет реализовываться в 9 классе 8 вида 2 варианта. В классе обучается 5 детей с диагнозом тяжёлая умственная отсталость, нарушение физического развития. Учащиеся испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала, связанные с недостаточным развитием перцептивной(сенсорной) сферой, скованностью движений, неполным объёмом движений, недоразвитием мелкой моторики и графомоторных навыков. Во время занятия, дети быстро утомляются, наблюдается пониженная работоспособность. Внимание рассеянное, неустойчивое. Нарушена логическая и механическая память. У детей наблюдается скованность, неполный объём движений, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Психические процессы развиты слабо, внимание непроизвольное, неустойчивое, крайне рассеянное. У всех учащихся нарушена механическая память. Мышление наглядно-образное, с нарушениями. Из всех учащихся речью владеет один ребенок. Остальные только издают отдельные звуки.
Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Социально бытовая ориентировка» предполагает обучение учащихся альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. С учащимися данного класса можно проводить только «чтение» изображений на картинках и пиктограммах.В полном объеме предметом может овладеть один ученик. С ним на уроках используется индивидуальный подход. Остальных учащихся можно научить «читать» обозначения соответствующими значками. Предмет «Социально бытовая ориентировка» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности», «Альтернативное чтение»,а так же различными направлениями коррекционно-развивающей работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью. Программа СБО включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Транспорт»(виды транспорта),»Жилище».На уроках в 9 классе дети обучаются элементарным социально-бытовым умениям с помощью учителя. В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
Цели программы: - создание условий для освоения учащимися системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их реальное поведение в жизни;
- создание условий для подготовки учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания и общения; -создание условий для воспитания максимального уровня самостоятельности. Задачи программы: - создание условий для формирования основных бытовых умений и навыков; - создание условий для формирования и расширения спектра социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности; - создание условий для формирования вербальных и невербальных средств коммуникации;
Организационная структура программы: Программа рассчитана на учащихся класса в возрасте 14-17 лет. Согласно учебному плану школы 4 часа в неделю,136 часов в год. Из них: 36 часов – 1 четверть,28 час – вторая четверть, 40 час – третья четверть и 32 часа – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 35 минут. Организационная структура уроков: Уроки строятся на основе следующих принципов: · интегрирования (включение элементов игровой деятельности); · системности; · преемственности.
Формы работы. Сохраняется традиционная форма работы. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых особенностей. Каждый урок построен на основе линейно-концентрического принципа. Уроки планируются с учетом интегративного подхода. Содержание программы учебного предмета. Одежда и обувь. Дальнейшее знакомство учащихся с видами одежды (летняя, зимняя, демисезонная), способами ухода и хранения сезонной одежды. Сухая и влажная чистка одежды, стирка. Удаление загрязнений, подготовка одежды к хранению. Практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды в специально созданных педагогических условиях. Жилище. Дальнейшее знакомство учащихся с интерьером помещений различного назначения. Виды мебели и их назначение. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов мебели в гостиной, в спальне, на кухне, в ванной комнате, в туалете. Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью, чистка мягкой мебели при помощи пылесоса. Способы ухода за ковровыми покрытиями. Инвентарь для уборки гостиной, спальни, игровой, ванной,туалета.Способы применения моющих средств.
Транспорт. Дальнейшее изучение видов транспорта и формирование умения распознавать транспорт при помощи картинок и пиктограмм. Торговля. Дальнейшее знакомство с видами магазинов, специализированными магазинами при помощи картинок и пиктограмм.
Учебно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование 8 вид (2 вариант).
Предполагаемые результаты:
- узнать предметы сезонной одежды, которую носят сами учащиеся; - уметь различать сезонную одежду и обувь; - определять средства по уходу за обувью; - умения пользоваться некоторыми из них; - выполнять элементарные действия по уходу за обувью; - узнавать продукты питания по их названию и на картинках; - соблюдать элементарные правила поведения в классе и на уроке; - выполнять простейшие поручения по инструкции в классе; - показ на картинках некоторых видов транспорта; - уметь различать верхнюю одежду и ту, которую носят в помещении; - рассматривать картинки, слушать тексты; - выполнять простейшие действия по уходу за одеждой с помощью педагога; - соблюдать элементарные правила поведения во время приема пищи; - уметь пользоваться салфеткой; - соблюдать правила поведения на улице; - соблюдать правила поведения в общественном транспорте; - соблюдать правила ухода за ногами; - узнавать на картинках виды магазина; - показать на картинках виды мебели; - определять способы ухода за мебелью; - определять виды жилых помещений и способов уборки помещений;
Перечень методического обеспечения. - детские бытовые приборы; - детские книги, книги-раскраски; - магнитная доска; - игровые наборы «Магазин», «Больница»; - игрушки для застегивания и шнуровки; - игрушки мелкие резиновые, пластмассовые; - иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки; - CD-диски; - коробки, баночки с крышками; - куклы разной величины; - зеркала малые; - предметы личной гигиены; - принадлежности для мытья кукол; - прозрачные емкости; - сыпучие материалы; - сачок, ковшик, сито; - телефон; - часы.
Список литературы. 1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. 2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Рабочая тетрадь (1-4). – СПб, 2009. 3. Григорьев Д.В. Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы.- СПб, 2005. 4. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания.- М., 2008. 5. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Природные явления и объекты / Худ. Е. Резниченко.- М., 2004. 6. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии. Путешествие в мир окружающих предметов. – М., 2004. 7. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М., 2001. 8. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.- СПб., 2004.
Лист корректировки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|