Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список рекомендованной литературы

Задания для практических занятий по дисциплине (модулю)

«Введение в литературоведение»

Практическое занятие № 1

Тема: «Понятие художественного образа»

Вопросы и задания:

1. Что такое художественный образ? Приведите различные определения художественного образа.

2. Чем моно объяснить различия в определении художественного образа? Какие свойства образа выделяют все литературоведы?

3. Объясните и проиллюстрируйте примерами из литературных произведений все признаки художественного образа.

4. В чём заключается специфика всех составляющих образ черт? Какие из них являются главными? Почему?

5. На примере анализа стихотворения О.Мандельштама «Импрессионизм» покажите, в чём заключается отличие художественного восприятия действительности от научного.

Список рекомендованной литературы

· Введение в литературоведение. Литературное произведение / Под. Ред. Л.В. Чернец. М., 1999.

· Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.

· Мартьянова С.А. Образ человека в литературе. Владимир, 1997.

· Павлович Н.В. Язык образов. М., 1995.

· Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.

 

 

Практическое занятие № 2+3

Тема: «Единство формы и содержания»

Вопросы и задания:

· В чём заключается специфика формы и содержания в литературном произведении? Объясните, как вы понимаете слова В. Белинского: «Истинно художественное произведения не имеют ни красот, ни недостатков: для кого доступна их целостность, тому видится одна красота»

· Как форма литературного произведения связана с содержанием?

· Проанализируйте единство формы и содержания в рассказе Л. Толстого «После бала»

Список рекомендованной литературы

· Лихачёв Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения // Д. Лихачёв. О филологии. М., 1989.

· Введение в литературоведение. Литературное произведение / Под. Ред. Л.В. Чернец. М., 1999.

Практическое занятие № 3+4

Тема: «Основные формы стиха»

Вопросы и задания:

· Понятие стиха. Отличие стиха от прозы.

· Проблема верлибра. Приведите примеры.

· Новые формы стиха. Приведите примеры.

· Вольный стих. Приведите примеры.

· Свободный стих. Приведите примеры.

· Определите формы стиха в предложенных текстах.

Список рекомендованной литературы

· Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. М., 1985.

· Томашевский Б. Стих и язык. Филологические очерки. М., 1985.

· Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1975.

· Гаспаров М. Современный русский стих. М., 1974.

· Гаспаров М. В поисках настоящего верлибра // Литературная учёба. - № 6. – 1980.

· Овчаренко О. Русский свободный стих. М., 1984.

Практическое занятие № 5

Тема: «Особенности стихотворной речи. Изобразительно-выразительные средства»

Вопросы и задания:

· Языковые изобразительно-выразительные средства

· Тропы. Виды тропов. Функции. Проиллюстрируйте примерами.

· Фигуры. Виды фигур. Функции. Проиллюстрируйте примерами.

· БезОбразная образность стихотворной речи.

· Системное единство всех уровней стихотворного произведения.

· Виды и функции рифмы.

· Звуковая организация поэтической речи.

Список рекомендованной литературы

· Благой Д. Мысль и звук в поэзии // Славянские литературы. М., 1973.

· Тимофеев Л. Слово в стихе. М., 1983.

· Винокур Г. О языке художественной литературы. М., 1991.

· Храпченко М. Язык художественной литературы // Новый мир. - № 9. – 1983.

Практическое занятие № 6

Тема: «Основные виды строф. Понятие твёрдой строфы»

Вопросы и задания:

· Способы рифмовки и их роль в строфическом построении стиха.

· Виды строф.

· Астрофическое построение стиха.

· Твёрдые формы стиха. Приведите примеры.

· Проанализируйте предложенные тексты на предмет рифмовки и особенностей строфического строения. Как идейное содержание проявляет себя через строфику и рифмовку.

Список рекомендованной литературы

· Благой Д. Мысль и звук в поэзии // Славянские литературы. М., 1973.

· Гаспаров М. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984.

· Жирмунский В. Введение в метрику. Теория стиха. Рифма, её история и теория // Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1975.

· Тимофеев Л. Слово в стихе. М., 1982.

Практическое занятие № 7+8

Тема: «Композиция эпического произведения»

Вопросы и задания:

· Художественное произведение как система образов;

· Роль образа детали в эпическом произведении;

· Принципы анализа эпического произведения (от формы к содержанию)

· Композиция как архитектоника.

· Композиция как сюжет.

· Композиция как система словесных рядов.

· Композиция как система точек видения.

· Анализ композиции рассказа И. Бунина «Лёгкое дыхание».

Список рекомендованной литературы

· Киселёва Л. Прочтение содержания сквозь призму формы // Методология анализа литературного произведения. М., 1988.

· Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов. // Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989.

· Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979.

· Кожинов Б. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. М., 1964. Кн. 2.

· Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

Практическое занятие № 9

Тема: «Речевая организация эпических произведений. Образ автора»

Вопросы и задания:

· Речевая организация эпических произведений. Авторское повествование и повествование от лица рассказчика.

· Как образ автора соотносится с реальным автором? Роль образа автора в эпическом произведении.

· Назовите способы субъективации и объективации авторского повествования.

· Приведите примеры «неклассического» повествания.

Список рекомендованной литературы

· Бонецкая Н. Образ автора как эстетическая категория. М., 1986.

· Драгомирецкая Н. Автор и герой в русской литературе XIX – XX вв. М., 1991.

· Кожевникова Н. Типы повествования в русской литературе XIX – XX вв. М., 1994.

· Одинцов В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. М., 1973.

Практическое занятие № 10

Тема: «Категории художественных времени и пространства. Понятие хронотопа»

Вопросы и задания:

· Значение хронотопа в раскрытии характеров героев и авторской действительности.

· Свойства художественного времени и пространства. Приведите примеры из литературных произведений.

· Понятие хронотопа в концепции М. Бахтина.

· Анализ хронотопа в рассказах Е.Замятина «Дракон» и «Пещера».

Список рекомендованной литературы

· Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истории поэтики // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

· Лотман Ю. Проблемы художественного пространства в прозе Гоголя. Заметки о художественном пространстве // Лотман Ю. Избранные статьи. В 3 тт. Т. 1. Таллинн, 1992.

· Роднянская И. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия М., 1978. Т.9.

Практическое занятие № 11+12

Тема: «Виды сюжета. Роль внесюжетных элементов»

Вопросы и задания:

· Понятие сюжета.

· Проблема происхождения сюжетов. Сюжет и мотив.

· Как соотносятся меду собой сюжет и фабула? Типы сюжета;

· Место и роль внесюжетных элементов в эпическом произведении;

· Проанализируйте роль внесюжетных элементов в указанных произведениях.

 

Список рекомендованной литературы

· Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов. // Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989.

· Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979.

· Кожинов Б. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. М., 1964. Кн. 2.

· Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

Практическое занятие № 13

Тема: «Понятие мотива. Мотивный анализ»

Вопросы и задания:

· Понятие мотива. Различные подходы к определению мотива.

· Понятие мотива как единицы сюжета А. Веселовского.

· Мотивный анализ. Алгоритм.

· Мотивный анализ рассказа В. Набокова «Облако. Озеро. Башня».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...