Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От деструктивных мыслей к позитивным целям




КАК РАБОТАЕТ МОЗГ

Пэт работает на административной работе в компании среднего масштаба и любит выдвигать новые идеи. К сожалению, большинство таких идей — просто мечты, не имеющие никакой практической пользы. Но это ее не обескураживает. Когда ей в голову приходит очередная идея, ей хочется немедленно ею с кем-нибудь поделиться, обычно в этой роли выступает руководитель группы Жанна. И вот Пэт врывается к ней с очередной идеей, горя от нетерпения высказаться:

— Жанна, я прошу у тебя всего минуту, послушай, у меня созрела невероятная идея, которой я хочу с тобой немедленно поделиться. На этот раз я придумала что-то действительно грандиозное! — восклицает она со своим обычным энтузиазмом. По мере того как Пэт рассказывает, Жанна начинает перекладывать бумаги на столе, просматривать почту и скреплять ее скрепками. Пэт тем временем уверенно продолжает:

— Эта идея позволит нам прорваться на новый рынок, который сулит грандиозные прибыли...

В этот момент звонит телефон, Жанна поднимает трубку и начинает длинный разговор о биржевых делах и других посторонних вопросах. Заметив, что Жанна не обращает больше на нее внимания, Пэт резко обрывает разговор и пулей вылетает из кабинета.

*

Пэт, безусловно, была расстроена таким невниманием со стороны Жанны. А как бы вы вели себя на месте Пэт? У вас была бы такая же реакция? Другая? Какая именно?

Все наши реакции на самые различные жизненные ситуации проявляют себя через поведение. А поскольку каждый из нас — уникальная личность, то и реакция или поведение у каждого свои, и в аналогичных ситуациях мы все реагируем по-разному. Но, как бы то ни было, наше поведение — результат наших мыслей, как сознательных, так и подсознательных. Одним из наиболее важных открытий доктора Уильяма Джеймса было то, что мы сначала думаем, потом чувствуем что-то как результат мысли, а затем действуем на основе наших чувств. Эмерсон очень точно выразил это: «Мысль является предшественником действия». Как только вы поймете эту концепцию мысли, чувства и действия, то сразу же сможете взять под контроль свои негативные чувства (эмоции) и действия (поведение) путем сознательного изменения негативных мыслей, вслед за чем и чувства, и действия переменятся с негативных на позитивные.

Давайте вернемся к нашей знакомой Пэт. Если мы применим эту цепочку «мысли—чувства—действия» (М—Ч—Д) к ее поведению, то как она будет выглядеть? Действием Пэт было выскочить пулей из кабинета. Какое чувство или какие чувства, по вашему мнению, заставили ее реагировать на ситуацию именно таким образом? Поскольку мы можем только догадываться, то следует предположить, что она почувствовала злость, обиду, разочарование и огорчение. Какие мысли привели к таким эмоциям? Здесь также мы можем только догадываться, но вполне вероятно, что она говорила себе что-то вроде:

— Жанна никогда не принимает меня всерьез. То, как она поступила, жестоко и негуманно.

— Я работаю над этими идеями дни и ночи напролет, а она даже не смотрит на меня, когда я говорю.

— В очередной раз у меня не получилось донести как следует до нее новую идею. Когда же это у меня получится?

Каждая из этих мыслей способна породить негативные чувства. Каждое негативное чувство ведет к негативному действию. Негативные действия приводят к негативным последствиям. Именно последствия негативных действий создают так много проблем в любой производственной обстановке. Вот почему, как мы уже обсуждали в первой главе, негативное мышление так дорого обходится учреждениям и предприятиям.

У Пэт есть единственный выбор: ей нужно изменить собственные мысли по поводу того отношения, которое она встретила со стороны Жанны. Следует помнить, что почти в любой производственной ситуации, независимо от того, насколько она огорчительна или затруднительна, есть положительная сторона. Если сосредоточиться на этой положительной стороне, то окажешься в гораздо более выгодном положении как психологически, так и эмоционально, что даст возможность отреагировать на ситуацию осмысленно, логично и конструктивно. Согласитесь, ситуация, с которой столкнулась Пэт, довольно типична, и нам всем приходится время от времени в такие ситуации попадать. Оправданна ли реакция Пэт, или она могла вести себя более позитивно и конструктивно? Если бы она применила модель М-Ч-Д, то могла бы добиться положительного для себя разрешения ситуации, если бы изменила свои мысли, вызванные неудачным разговором с Жанной, на более положительные. Например, она могла бы внушить себе одну из следующих идей:

— Возможно, я застала Жанну врасплох. В следующий раз нужно заранее договориться о встрече.

— Конечно, у Жанны столько дел! Скорее всего, мне нужно было изложить свои идеи на бумаге и представить их ей предварительно, чтобы она могла освежить их в памяти перед разговором со мной.

— Хотя мне и не нравится, когда на меня не обращают внимания, но у меня «творческие» мозги, поэтому я могу «завалить» любого свежими идеями. Скорее всего, Жанна восприняла мое предложение как очередную утопию. В этом деле следует проявить максимум терпения.

Какие чувства могли вызвать мысли подобного рода? Безусловно, гораздо более положительные. Они вызвали бы у Пэт ощущение спокойствия и терпения. А эти чувства, в свою очередь, превратились бы в положительные действия. Скорее всего, Пэт просто извинилась бы и попросила перенести встречу на более удобное время. Какими бы обиженными мы себя ни посчитали, всегда следует предоставить противной стороне право на собственное мнение: нам не дано знать, что происходит в жизни этого человека в тот момент и что заставляет его действовать подобным образом.

Мы постоянно стараемся объяснить себе поведение других людей. И в большинстве случаев наши объяснения либо полностью неправильны, либо неточны. Тем не менее все мы постоянно попадаемся в эту ловушку. Человек не в состоянии прочитать чужие мысли, а поспешные выводы и суждения приводят к негативному внутреннему диалогу. Поэтому полезно присматриваться к поведению других людей, но не стоит углубленно трактовать его. Например, Пэт могла сказать: «Жанна, мне кажется, что ты очень занята. Нельзя ли нам встретиться в какое-нибудь другое время?» Я не хочу сказать, что мы должны прощать неучтивость или грубость со стороны других. Просто я уверен в том, что в контактах и отношениях с другими людьми всегда следует рассчитывать и надеяться на лучшее. Нам не дано знать, что делается у них в голове, до тех пор, пока, как говорят американские индейцы, «мы не пройдем хотя бы милю в их мокасинах».

В жизни постоянно приходится иметь дело с разного рода чиновниками и начальниками, которые занимают положение, прямо влияющее на нашу жизнь. Эти люди, как бы мы ни старались, способны отравить наше существование. Мы часто спрашиваем себя, каким образом такой черствый и бесчувственный человек мог быть назначен на такую должность. Когда нам приходится вступать в контакты с такими чиновниками и бюрократами, положительный внутренний диалог становится практически невозможен. Что остается в таком случае? Нужно принять как должное тот факт, что мы не в состоянии непосредственно изменить их сознание, и принять решение пустить все своим чередом. Если позволить себе беспокоиться и расстраиваться по поводу вещей, которые мы не в состоянии изменить, от этого не станут лучше ни эти вещи, ни сама наша жизнь.

Для того чтобы изменить наши мысли с негативных на позитивные, необходимо внимательнее присмотреться к своему внутреннему диалогу. Он напоминает проигрыватель компакт-дисков, установленный и постоянно включенный у нас в мозгу: он все время что-то внушает нам. Сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, мы автоматически нажимаем кнопку «Воспроизведение». Начальник вас не слушает — вы включаете запись № 8 на диске № 2: «Мой шеф — просто идиот!». Или у вас на фирме началась очередная реорганизация — включаем запись № 1 на диске № 4: «Эти безумцы не ведают, что творят».

Прислушавшись к внутреннему диалогу, мы можем легко определить, являются ли наши реакции, особенно на сложные, затруднительные ситуации, рациональными и конструктивными или, наоборот, неразумными и разрушительными. То, как мы разговариваем с собой на протяжении всего дня, оказывает сильное воздействие на наши ощущения и действия. Подумайте прямо сейчас о чем-то важном, что происходит у вас на работе и что вызывает у вас сложности. Какие «записи» вы слышите со своего «встроенного проигрывателя»? Что бы вы ни говорили себе — это пример внутреннего диалога. Дело в том, что мы ведем его с собой постоянно, весь день напролет. Когда мы размышляем наедине, это тоже внутренний диалог, только мы ведем его не одними лишь словами, но также и образами.

Последствия этого простого факта чрезвычайно важны и глубоки, если мы вспомним, что наши мысли (в виде внутреннего диалога) определяют наши чувства, которые потом выливаются в действия. Говоря проще, если мы хотим чувствовать себя хорошо и действовать в жизни максимально полезно и эффективно, следует разговаривать с самим собой с положительным настроем. Для этого необходимо и в ситуациях, и в людях видеть в первую очередь положительную сторону. Вот некоторые фразы из негативного внутреннего диалога, своего рода «самосаботаж»:

— Как обычно, ситуация «нормальная» — каждый старается все испортить.

— Дела навалились — некогда передохнуть.

— Это меня просто убивает. Я больше этого не вынесу.

— Ситуация безвыходная — сделать или умереть. Боюсь, случится второе.

— Ну вот, опять ничего не вышло.

— Я же не писатель. Почему же именно я должен готовить этот отчет?

— Он такое ничтожество! Я его не переношу.

— Подумаешь! Они делают вид, что думают о нас.

— Они никогда у нас ничего не покупали. С чего вдруг они начнут делать это сейчас?

— Всякий раз, когда я им звоню, они начинают гонять меня по кругу.

— Если что-то получится, это будет чудо!

— У меня это никогда не получалось.

— Какой я болван! Как я мог так опростоволоситься!

«Когда мозг говорит — тело слушает. Мы буквально уговариваем себя на всякую победу и всякое поражение в игре под названием жизнь», — говорит доктор Дэнис Уэйтли, ученый, более двадцати лет изучавший особенности человеческого поведения.

Известно, например, что профессиональные спортсмены и чемпионы Олимпийских игр настраивают себя следующим образом: «На этот раз меня никому не обыграть!», «Мне нужно получить десять баллов, и я их получу!», «Меня никому не остановить!». Ранее я упоминал о принципе «трех L» — отсутствие, утрата и ограниченность — основные оправдания и отговорки многих людей, которым не удалось добиться цели. Внутренний диалог, который концентрируется вокруг нехватки ресурсов (времени, денег или информации), зацикливается на какой-то прошлой потере или на возможности такой потери в будущем («Ну вот опять! Такой же грустный итог, как и в прошлой моей попытке!») или фокусируется на личной ограниченности («У меня не хватает нужных знаний и опыта») и в то же время игнорирует сильные стороны человека, неизбежно настраивает его на поражение. Над чем мучается мозг, над тем же станет страдать и тело.

По мере того как проходит ваш день, следите за своим внутренним диалогом. Как только услышите, что говорите что-то негативное о себе, других людях или о ситуации, в которой вы оказались, подумайте, нельзя ли найти во всем этом положительную сторону, на которой следует сосредоточиться. Полезны разные точки зрения, но важнее та, которая помогает нам творчески мыслить и добиваться поставленной цели, а не ограничивает, не сдерживает наши возможности, работая, таким образом, против нас.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...