Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия как активные формы проведения занятий




Методические рекомендации обучающимся

Современные тенденции развития высшего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе. Введение системы многоуровневого образования, создание единого образовательного пространства, переход на ФГОС ВПО, реализация компетентностного подхода, обусловливают необходимость совершенно нового подхода к организации обучения. Преподаватель высшей школы должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса.

Совершенствование процесса обучения должно быть направлено на создание необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, обеспечение успешного обучения. Акцент в такой деятельности переносится на партнерство, соуправление, а характер взаимоотношений преподавателя и студентов можно определять как субъект-субъектные.

Преподавателям необходимо целенаправленно и напористо овладевать активными и интерактивными формами и технологиями проведения занятий: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами, потому что именно они развивают базовые компетентности и метакомпетентности студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.

Лекционные занятия

Основной формой обучения студентов выступает лекция. С помощью лекций, которые читаются профессорско-преподавательским составом, студенты знакомятся с основными научно-теоретическими и практическими положениями, проблемами того или иного учебного курса, получают направление и рекомендации по самостоятельной работе с учебником, монографиями, учебными пособиями и нормативными актами. Лекция, особенно проблемного характера, дополняет учебники и учебные пособия, содержит новейший законодательный и другой нормативный материал, юридическую практику, методические советы по организации самостоятельной работы студента, по их подготовке к семинарским или практическим занятиям. Она оказывает существенное эмоциональное влияние на студентов, будит мысль, формирует интерес и желание глубоко разобраться в освещаемых лектором проблемах. Необходимо подчеркнуть важность лекции в учебном процессе в связи с трудностью обеспечения специальной учебной литературой, быстрым старением изданных уже учебников, высокой динамикой обновления законодательства.

Студенту необходимо всесторонне подготовиться к лекции. Суть подготовки состоит в том, чтобы предварительно ознакомиться по программе курса с темой предстоящей лекции. Кроме того, рекомендуется прочитать по своему конспекту содержание предыдущей лекции и главу (параграф) учебника или учебного пособия, в которой излагается материал предстоящей лекции.

Необходимо очень внимательно слушать лектора и конспектировать основные положения лекции. Записывать надо сущность излагаемых проблем, выводы, а также те положения, на которые лектор обращает особое внимание. Определения, предлагаемые в лекции, нужно записать дословно и подчеркнуть. Конспектируя, студент должен отграничить основные положения (тезисы) от аргументации.

Обоснования, доказательства, фактические данные, примеры из практики, другие детали следует заносить в конспект в зависимости от их значения и не слишком подробно, с тем, чтобы не отстать от нового материала, к которому перейдет лектор. Если лектор излагает содержание дискуссии по какой-то проблеме, можно записать лишь наиболее распространенную, по мнению лектора, точку зрения.

В процессе конспектирования надо записывать методические рекомендации лектора, касающиеся изучения тех или иных проблем темы лекции. Желательно сразу делать заметки по поводу положений лекции, которые студент не понял, а также записывать незнакомые термины и выражения. На ближайшей консультации или на семинаре уточнить у преподавателя эти положения и смысл терминов, а затем внести соответствующие поправки в контекст.

Для конспектирования каждого предмета студенту необходимо иметь отдельную тетрадь.

Умение конспектировать лекции вырабатывается практикой. Этому помогает конспектирование правовых актов, учебной литературы, журнальных статей и т.д. Конспектирование литературы побуждает обдумывать читаемый текст, отыскивать в нем изъяны, отбирать наиболее существенные факты, делать обобщения, излагать выводы и т.п.

Практические занятия как активные формы проведения занятий

 

Практическое занятие - это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы, которое формирует практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц, справочников, номограмм). В процессе занятия обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ. Содержание практических работ составляют: изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием; анализ служебно-производственных ситуаций, решение конкретных служебных, производственных, экономических, педагогических и других заданий, принятие управленческих решений; решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов многократных измерений; ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической документации и др.

Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых задач. На практическом занятии главное – уяснить связь решаемых задач с теоретическими положениями. При решении предложенной задачи нужно стремиться не только получить правильный ответ, но и усвоить общий метод решения подобных задач. Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь по каждой учебной дисциплине.

Основные функции практического занятия:

обучающая – позволяет организовать творческое активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение обучаемых и педагогов, формирует у студентов самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала, закрепляет и расширяет их знания;

воспитывающая – осуществляет связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь обучаемых с педагогами, формирует принципиальность в суждениях, самокритичность, навыки, привычки профессиональной деятельности и поведения;

контролирующая – позволяет систематически проверять уровень подготовленности обучаемых к занятиям, к будущей практической деятельности, а также оценить качество их самостоятельной работы.

Эффективность практических занятий во многом зависит от того, как проинструктированы обучающиеся о выполнении практических и лабораторных работ.

Практические занятия в высшей школе – важная форма самостоятельной работы студента правовыми документами, научной и учебной литературой, лекционными записями непосредственно в учебной аудитории под руководством преподавателя. Цель семинара или практического занятия состоит в том, чтобы помочь студентам глубже изучить наиболее сложные теоретические и практические вопросы гражданского права и приобрести необходимые навыки самостоятельной работы. Предусматриваются различные формы проведения практических занятий: обсуждение теоретических вопросов, решение задач, подготовка рефератов, выполнение домашних заданий, связанных с изучением нормативных актов, решение юридических казусов и т.п.

Готовясь к практическому занятию, студент учится конспектировать литературу, обдумывать ее, суммировать знания, полученные из различных источников и на лекциях. Активное участие в работе практических занятий, выступления на них, коллективное обсуждение сложных вопросов и проблем приучают студентов формулировать и обосновывать решение теоретических и практических вопросов и защищать его в дискуссиях здесь же в ходе занятия. Смысл практического занятия не только в том, чтобы выявить, проверить преподавателем знания студентов, но и в том, чтобы активизировать, углубить изучение ими той или иной проблемы, хотя, конечно к семинару студенту надо заранее хорошо подготовиться и эту подготовленность проявить в ходе семинара. Задача практического занятия заключается также в формировании у студентов навыков публичного выступления, умения ясно, последовательно, логично и аргументировано излагать свои мысли.

Путем коллективного обсуждения в аудитории под руководством преподавателя лучше усваиваются наиболее сложные и важные вопросы курса, происходит их углубленное изучение, вырабатываются творческое мышление. В итоге семинарского занятия преподаватель анализирует выступления студентов, отмечает лучшие выступления, а также тех, кто слабо готовится к занятию. Семинар или практическое занятие, таким образом, позволяет преподавателю контролировать изучение студентами учебных дисциплин.

Для подготовки к практическим занятиям студент получает на соответствующей кафедре или библиотеке методические рекомендации по подготовке к занятиям по той или иной учебной дисциплине.

Важной элементом подготовки к практическому занятию является глубокое изучение основной и дополнительной литературы, нормативных актов, рекомендованных по теме занятия. При этом полезно прочитанные источники законспектировать.

При выступлении на практическом занятии студент может пользоваться своим конспектом, текстом нормативного акта для цитирования. Подготовленный конспект подскажет план выступления, основные мысли, которые следует обсудить в аудитории. Все участники занятия внимательно выслушивают выступления товарищей по группе, отмечают спорные или ошибочные положения в них, вносят поправки, представляют свои решения и обоснования обсуждаемых проблем.

В конце занятия преподаватель подводит итоги занятия, дает необходимые рекомендации и задания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...