Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь основных терминов и понятий

Адаптация школьная (от лат. adaptio -приспособлять) - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к се нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Апперцепция - это зависимость восприятия субъекта от его прошлого жизненного опыта.

Ведущий тип деятельности - это деятельность, которая обусловливает изменения в психологических особенностях ребенка в определённый период его развития.

Вербальное научение - это вид научения, который осуществляется в символической форме через многообразные знаковые системы.

Викарное научение - это научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу принимает и усваивает наблюдаемые формы поведения.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида.

Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на се некритическом восприятии.

Воспитание - это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка; научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.

Воспитанность - это запас нравственных представлений учащегося, его нравственные убеждения и реальное нравственное поведение.

Воспитуемость - это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.

Воспитывающее обучение - это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, освоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально - личностного отношения к миру, друг другу, к усваиваемому учебному материалу.

Восприятием называют отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Гибкость обучения - это умение педагога сочетать и при необходимости использовать различные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя т одного к другому.

Готовность к школьному обучению - это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка дошкольного возраста, которые обеспечивают успешный переход к систематически организованной школьной учебе.

Дезадаптация - это нарушение процесса взаимодействия человека с окружающей средой, протекающее в рамках нормального развития ребенка, но связанное с отвыканием от привычных условии жизни привыканием к другим.

 

 

Дидактическая картина - это изображение предметов или явлений, сделанное в целях обучения.

Дифференцированный подход к обучению - предполагает не только учитывать индивидуальные особенности детей, но и содействовать их развитию через разные формы обучения и строение самой школы.

Духовность - это приоритет высших нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями.

Задержка психического развития характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка как целого.

Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития гласит, что любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с воспитанием его как члена общества.

Запредельное торможение - это причина забывания, которая вызвана перенапряжением соответствующих корковых клеток.

Заражение - бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (психического настроя).

Идеал - это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

Идентификация (от лат. idenlifico - отождествление, уподобление) - это способ понимания другого человека через уподобление себя ему.

Импринтинг - это вид научения, который характеризуется быстрым, автоматическим приспособлением организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения.

Индивидуальность педагога - это совокупность главных и второстепенных педагогических качеств.

Индивидуальные особенности мышления - это различные соотношения у человека основных видов мышления, а также самостоятельности, гибкости и быстроты мысли.

Индивидуальный подход к воспитанию - учет дифференциально-психологических особенностей учащихся (памяти, внимания, типа темперамента, развития тех или иных способностей и т. д.), т. е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности - это устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения педагогической деятельности.

Институты воспитания - это общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательные воздействия наличность.

Коммуникативный компонент педагогической деятельности включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией школы, учителями.

Компенсация (от лат. compensalio - возмещение, уравновешивание) - это ложный многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.

Контрольно-оценочный компонент учебной деятельности - это контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, а также оценка того, как выполнена учебная задача, как ученик освоил общий способ действия, чем он уже овладел и что ему еще не удалось достичь.

Контрсуггестия - явление сопротивления внушающему воздействию.

Конфликт - это столкновение разнонаправленных, мнений или взглядов, фиксируемых в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо выводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, устремлений и т. п.

Коррекция (лат. correctio - исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуется с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника.

Личностный подход к воспитанию - подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, и нацеленный на выявление того, как представлена личность в коллективе и как коллектив представлен в личности воспитанника.

Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мнемоника - система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника - наука о рациональных способах запоминания.

Мотив - побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта.

Мотив учения - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы.

Мотивационная подструктура учебной деятельности школьника - это совокупность его мотивов учения.

Мотивация - совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих его направленность.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе се анализа и синтеза.

Научение - это процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков.

Неосознанные средства воспитания включают в себя воспитательные воздействия, которые воспитанник принимает без сознательного контроля со своей стороны, а сам воспитатель также не производит преднамеренного влияния па него.

Непроизвольное внимание - возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, определяясь характером и качеством раздражителя.

Нравственное сознание - это отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу

Обучаемость - это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Обучение - это профессиональная деятельность учителя, которая направлена па передачу учащимся знаний, умений и навыков.

Обученность - это наличный уровень как программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков учащегося.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, который порождается потребностями в совместной деятельности и познании и включает в себя коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.

Оперантное научение - данный вид научения американский психолог-бихевиорист Б. Ф. Скиннер выделил в дополнение к классическому условно-рефлекторному. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом.

Операционной подструктура учебной деятельности включает в себя определенную учебную задачу, а также совокупность учебных операций, приемов, составляющих общий способ действий по решению учебной задачи.

Ориентировочная основа действия - это система указаний о том, как должно выполняться действие, содержащая условия выполнения действия и «забегающая вперед» (П. Я. Гальперин) исполнения.

Организаторский компонент педагогической деятельности включает в себя организацию своего изложения; организацию своего поведения па уроке, организацию деятельности детей и постоянную активизацию их познавательной сферы.

Осознанные средства воспитания предполагают, что воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитанник знает о ней и принимает се.

Отклоняющееся (или девиантное) поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья.

Отметка - один из возможных результатов оценивания, который выражен в условно- формальных баллах.

Оценка - процесс соотнесения объекта оценивания с эталоном.

Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения.

Педагогическая запущенность - это отставание ребенка в психическом и личностном развитии без видимой клинической патологии, обусловленное существенными пробелами в его воспитании на ранних и последующих стадиях развития.

Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.

Педагогические способности - это определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения ею в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Педагогический такт - включает в себя как вопросы, которые связаны с психологическими сторонами личности учителя, так и ориентацию педагога в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым он следует.

Педагогическое общение - общение, которое осуществляется по поводу и па основе педагогической деятельности, связанное с достижением высоких результатов в учебно- воспитательном процессе.

Педология - комплексная наука о ребенке, его обучении и развитии, которая существовала в конце XIX - начале XX века. Возникла в результате распространения эволюционных идей и развития прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Письменная речь - это речь, воспринимаемая посредством визуально представленных знаков.

Подражание - предполагает осуществление не просто принятия внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения.

Понятие - это средство мысленного воспроизведения в обобщенной форме предметов и явлений действительности и связей между ними.

Послепроизвольное внимание - вид внимания, который имеет целенаправленный характер, однако требует волевых усилий лишь на начальном его этапе, в дальнейшем поддерживаясь интересом к процессу и содержанию деятельности.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека в ходе решаемой им задачи и предполагающее поиск нового способа действий и новых знаний.

Проблемное обучение - обучение, при котором педагог, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Программированное обучение - обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Предполагает последовательную подачу учебного материала небольшими «порциями», контроль за усвоением каждого раздела и индивидуальный темп обучения.

Произвольное внимание - управляется сознательной целью, требует волевой регуляции.

Произвольность действий - сознательное формирование и исполнение намерений и целей.

Профессионально важные качества - особенности человека, которые влияют на эффективность его труда по основным характеристикам.

Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности, отличающие ее от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Прямые средства воспитания - предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.

Психодиагностика - отрасль психологической науки, которая разрабатывает методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологическая готовность к обучению в школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в коллективе сверстников.

Психологическая коррекция - это метод, имеющий своей целью оказание прямого практического психологического воздействия на ребенка и предполагающий непосредственное педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо.

Психологические средства воспитания личности (в узком смысле слова) - это действия, которые предпринимает воспитатель с целыю изменения личности воспитуемого.

Психологический аспект индивидуального подхода выражается в изучении своеобразия личности школьника с целыю организации педагогически целесообразного процесса воспитания.

Психологический контакт - это общность психического состояния, вызванная взаимопониманием в совместной деятельности и связанная с обоюдным доверием друг к другу взаимозаинтересованных сторон.

Психологическое консультирование - это оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития.

Психология педагогической деятельности - это отрасль психологического знания, изучающая психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

Психолого-педагогический эксперимент - это исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целыю для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка.

Психолого-педагогический эмоциональный тренинг предполагает выполнение упражнений по снятию тревожности школьника через формирование умения предвидеть трудности и укрепление положительных эмоций в процессе учения.

Психопатии - это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы.

Развивающее обучение (по Л. В. Занкову) - это построенная на основе качественно новых дидактических принципов методическая система начального обучения, которая направлена на общее развитие младших школьников.

Реминисценции - данное явление памяти состоит в том, что отсроченное воспроизведение выученного материала более полно, чем сразу после заучивания. Оно возникает, как правило, при воспроизведении осмысленного материала, в процессе его свободного изложения («своими словами») и обусловлено переживаниями (интерес, значимость, важность) субъекта относительно этого материала.

Ресоциализация - это процесс переучивания тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент данной личности.

Ретроактивное торможение - это явление, которое возникает когда вновь запоминаемый материал имеет большое сходство с изученным ранее, затрудняя его воспроизведение.

Ролевые ожидания - это принятые в группе требования и предписания форм социального поведения, предъявляемые к лицам, выполняющим конкретную социальную роль.

Самовоспитание - это сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Сдвиг мотива на цель тот предмет (идея, цель), который в результате длительного и стойкого насыщения положительными эмоциями превращается в самостоятельный мотив.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сензитивные периоды в жизни ребенка - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Содержательное обобщение - мыслительная деятельность, в ходе осуществления которой обнаруживаются и прослеживаются реальные взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.

Социальная адаптация - это приспособление детей, которые оказались социально изолированными и не готовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях.

Социальная позиция - это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям.

Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных социальных связей и психики социально дезадаптированных детей для того, чтобы они могли успешно учиться и развиваться в общении и взаимодействии с окружающими людьми.

Социальная роль - социальная функция, модель поведения, которая объективно задана социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.

Социальный статус - положение людей в системе социальных связей и отношений, с которым связаны их определенные права и обязанности, не зависящие от их индивидуальных личностных свойств.

Средства воспитания - это способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Стиль руководства педагога - это характерная манера и способы выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися.

Теории воспитания - это концепции, которые объясняют происхождение, формирование и изменение личности, а также ее поведение под воздействием воспитателя.

Теория поэтичного формирования умственных действий - положение о том, что любое материальное (материализованное) действие, прежде чем стать умственным, проходит через ряд последовательно реализуемых переходных состояний (этапов).

Тест - система заданий, которая позволяет измерить уровень развития определенного психологического свойства личности.

Традиционная (объясняющая) форма обучения - это обучение, основанное на коммуникативной модели обучения, в соответствии с которой процесс обучения рассматривается как обмен информацией между учителем и учащимся.

Тренинг педагогического общения - вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, которые необходимы для успешного общения в условиях педагогической деятельности.

Убеждения - важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью и, во-вторых, своей теснейшей связью с миром чувств.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга.

Умственное развитие - это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека.

Условно-рефлекторное научение - вид научения, который предполагает приобретение реакции на новые раздражители по механизму условного рефлекса.

Учебная деятельность - это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых.

Учебная задача - способ организации деятельности учащихся, направленный на анализ условий происхождения теоретических понятий и на овладение соответствующими обобщенными способами действий, ориентированными на некоторые общие отношения осваиваемой предметной области.

Учение - это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего их применения на практике.

Формирование ассоциации - это психологический механизм научения, который состоит в установлении временных связей между отдельными знаниями или частями опыта человека.

Чувство - это переживаемое в различной форме внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Экспериментальная психология - вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных.

Эмоция - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства.

Эмпирическое обобщение - это установление преимущественно формальных родовидовых зависимостей в различных классификациях.

Эффект Розенталя состоит в том, что у детей, о высоких способностях которых сообщается учителем независимо от реального уровня этих способностей, действительно существенно возрастает степень интеллектуального развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...