Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок морфологического разбора частицы




1. Выписываем из предложения и определяем общее грам­матическое значение.

1. Определяем тип: словообразовательная, формообразо­вательная или смысловая.

2. Выясняем разряд по значению (для смысловых частиц): воп­росительная, усилительная, указательная, восклицательная, вы­делительно-ограничительная, определительно-уточняющая, мо­дальная, отрицательная.

Образец: Память оживляет даже камни прошлого (М. Горький).

Даже — частица, смысловая, усилительная.

Выделите частицы, определите их тип и разряд по значению.

1. Если б не грозы, давно бы засохла трава, опали листья с деревьев и земля лежала бы пепельная. (Г. Марков) 2. Хорошо, друг мой, пусть будет по-твоему. (Ф.Достоевский) 3. Скажите Москве — пускай удержится! (В. Маяковский) 4. Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин) 5. Зовет меня взглядом и криком своим и вымолвить хочет: «Давай улетим!» (А. Пушкин) 6. Уж прошло гораздо больше суток. (М. Горький) 7. Соловей хоть и родится певцом, все-таки он не станет мастером, если не будет учиться у стариков. (В. Песков) 8. Вот север, тучи нагоняя, дох­нул, завыл, и вот сама идет волшебница зима. (А. Пушкин) 9. Ла­сточки пропали, а вчера зарей все грачи летали да, как сеть, мель­кали вон над той горой. (А. Фет) 10. Как она пляшет! Как поет! (М. Лермонтов) 11. Вот если бы где-нибудь, хоть во сне, вот так же посмотреть на маму. (Л. Леонов) 12. В то же время именно леса оказывают могучее воздействие на ход всех природных процес­сов. (Г. Береговой) 13. Душою мы друг другу чужды, да вряд ли есть родство души. (М. Лермонтов) 14. Я звал тебя, но ты не огля­нулась, я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок) 15. Он не про­меняет эти туманные зори ни на какие позлащенные закаты Ита­лии. (К. Паустовский)

 

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Междометие — особая неизменяемая часть речи, которая слу­жит для выражения чувств, побуждения к действию, не называя их: Ах, как много на свете кошек (С. Есенин); «Браво, браво!» — говорили в публике (А. Чехов).

Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к слу­жебным частям речи. Они не обозначают предметы, их признаки, действия, не являются членами предложения.

Междометия произносятся с особой эмоциональной интона­цией, на письме выделяются запятой или восклицательным зна­ком: У тебя новые черевички. Ах, какие хорошие! (Н. Гоголь); Но, увы! Комендант ничего не мог сказать мне решительного (М. Лер­монтов).

Междометия характеризуются по значению, структуре, проис­хождению (табл. 40).

Таблица 40

По значению По структуре По происхождению
1.Эмоциональные междо­метия (выражают чувства сожаления, одобрения, ненависти, страха и т.д.): а, ай, ох, увы, фу, ура, ба 2.Побудительные междо­метия (выражают призыв к действию, приказание, приветствие): вон, прочь, марш, ну, здравствуйте Этикетные междометия: спасибо, пожалуйста, извините, до свидания   1.Простые междоме­тия состоят из одного слова: ах, ой, ну, увы 2.Сложные междоме­тия состоят из повто­рения одинаковых частей: ай-ай, эге-ге, ой-ой Составные междо­метия состоят из двух или более слов: боже мой, вот те раз, черт те что, то-то и оно 1. Непроизвод­ные (не соотно­симые с другими частями речи): ах, ох, эй, ух, увы, ого Производные (соотносимые с другими частями речи): боже мой, батюшки, здравствуйте, спасибо, пожалуйста

В некоторых случаях междометия переходят в знаменательные части речи, приобретая их значение.

 

Прочитайте два предложения и ответьте, в какой роли выступает слово ура.

Ура! Мы ломим; гнутся шведы (А. Пушкин). — Далече грянуло ура: полки увидели Петра (А. Пушкин).

В первом предложении слово ура является междометием, так как оно не связано с членами предложения, не является членом предложения, не имеет номинативной функции, передает эмо­ции (в данном случае — радость, восторг).

Во втором предложении слово ура является подлежащим, по­этому выступает в значении имени существительного.

К междометиям примыкают звукоподражательные слова: гав- гав, мяу-мяу, ква-ква, хрю-хрю, фъюить-фьюить и др.: «Свись- свись!» — утята в пруду. «Кряк-кряк!» — отвечают им утки. «Свись- свись!» — цыплята в огороде. «Квох-квох!» — отвечает им курица (М. Пришвин); «Вжу-у, вжу-у, режу», — пропела коса, и первые горстки срезанного хлеба легли на край полоски (Ю. Дмитриев).

Сложные междометия и звукоподражательные слова пишутся через дефис: ого-го, ой-ой-ой; кря-кря, мяу-мяу.

Междометия и звукоподражательные слова употребляются ма­стерами художественного слова как выразительное средство языка.

Прочитайте текст. Можете ли вы вспомнить название произве- дения и имя его автора? Найдите междометия. Охарактеризуйте их. Какую роль они играют в данном отрывке?

«Ой! Конечек-горбуночек!

Прибегай скорей, дружочек!

Я ведь птицу-то поймал», —

Так Иван-дурак кричал.

Горбунок тотчас явился.

«Ай, хозяин отличился! —

Говорит ему конек. —

Ну, скорей ее в мешок!»

Конечно, вы узнали сказку П. Ершова «Конек-горбунок». Оба междометия, с одной стороны, выражают совершенно определен­ные чувства участников этого диалога: междометие ой показывает испуг героя, а междометие ай, наоборот — радость конька за сво­его хозяина. Причем лексемы предложения своим значением под­тверждают правильность нашего понимания (прибегай скорей, кри­чал, отличился), а уменьшительно-ласкательные суффиксы свиде­тельствуют о «нижайшей» просьбе. С другой стороны, из-за меж­дометий появляется впечатление живой, непринужденной речи: автор использует разговорный стиль, чтобы приблизить литера­турное произведение к жанру устного народного творчества — сказке. Междометие ну усиливает это впечатление.

Порядок морфологического разбора междометия

1. Определяем, является ли слово членом предложения.

2. Выясняем разряд по значению (эмоциональные, побу­дительные, этикетные).

3. Определяем разряд по структуре (простые, сложные, состав­ные).

4. Определяем разряд по происхождению (непроизводные, про­изводные).

Образец: Ох, пошлите за доктором (И.Тургенев).

Ох — междометие, эмоциональное, простое, непроизводное.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

1. Охарактеризуйте значение и грамматические признаки вы­деленных словоформ. Отметьте, с какими существительными употребляются производные предлоги со значением причины, времени, цели. В чем здесь сходство с употреблением непроизводных предлогов?

1. Во все время разговора Чичиков рассматривал гостя. (Н. Го­голь) 2. Во время чтения Григорий стоит потупя голову. (А. Пуш­кин) 3. Офицеры были в шубах по причине жестокого мороза. (А. Пушкин) 4. Княжна Марья не выезжала по случаю траура.(Л. Толстой) 5. Журнал «Европеец» запрещен вследствие доноса. (А. Пушкин) 6. Сын знает, что отец только вследствие собствен­ного невежества запрещает ему учиться. (Н.Добролюбов) 7. Он чувствовал признательность за то, что, прощая Лизу в силу отечес­кой слабости, Мешков считал его более правым, чем свою дочь. (К. Федин) 8. Ввиду отсутствия телефона у отца на квартире, она принялась звонить к нему на службу. (Л.Леонов) 9. Невозможно описать того состояния, в котором я находился в продолжение моей бешеной скачки. (А. Куприн) 10. Инсаров был очень молчалив и пасмурен в течение всего вечера. (И. Тургенев) 11. В течение всех этих приготовлений оба противника стояли поодаль(И. Тургенев) 12. Я увидел, что благодаря болтливости ямщика... меня принима­ли как придворного временщика. (А. Пушкин) 13. Танцы благода­ря всеобщей сумятице прекратились. (А. Чехов) 14. Педагогичес­кие внушения теряют свою силу благодаря частой повторяемости. (А. Куприн) 15. Час спустя двери тюрьмы растворились. (Н. Го­голь) 16....На нас с вами рухнут восемь этажей, не считая крыши и чердачных перекрытий. (Л. Леонов) 17. Доводы не состоятельны в смысле логики. (В. Плеханов.) 18. Бригаду сняли с фронта с це­лью переброски в окрестности столицы на подавление беспоряд­ков. (М. Шолохов)19.Истина обнаруживается посредством срав­нения. (Ф. Сологуб)

Сделайте морфологический разбор предлогов вследствие, за, на, в про­должение, в смысле.

 

2. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущен­ные буквы. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

1. (По)над Волгою расстилался туман. 2. Барбос бежал (на)встречу хозяину. 3. Путник прощался, благодаря хозяина за гостепри­имство. 4. (В)продолжени.. дня погода резко ухудшилась. 5. Имейте (в)виду, что к экзаменам необходимо тщательно готовиться. 6. Он обежал вокруг вокзальной площади. 6. (В)заключени.. оратор по­благодарил слушателей за внимание. 7. Брат торопится (на)встречу с другом. 8. Деньги были положены (на)счет в банке. 9. Благо­даря прочным знаниям я смог поступить в университет. 10. Особо сильная струя (в)течени.. реки называется стрежнем. 11. (В)виду недостатка места в бухте корабли стояли в открытом море. 12. (Из)под топота копыт пыль по полю летит. 13. (В)следстви.. по делу были допущены грубые нарушения. 14. Мы были заинтересова­ны (в)продолжени.. занятий. 15. (В)след за весной всегда приходит лето. 16. Эта фигура была (в)роде многоугольника. 17. (В)заключени., доклада были сделаны выводы. 18. (В)следстви.. плохой пого­ды поездка за город была отменена. 19.(Не)смотря на усталость, мы все-таки поднялись на вершину горы. 20. Мы старались идти след (в)след.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...