Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ленточные конвейеры (транспортеры).




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кафедра «Промышленное и гражданское строительство»

 

Методические указания по дисциплине

«Строительные машины»

 

Лабораторная работа № 5

 

 

«ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ МАШИН»

 

Рязань 2009

 

ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ МАШИН.

 

Цель работы:

1. Изучить общее назначение и классификацию транспортирующих машин.

2. Изучить классификацию, назначение, конструкцию и принцип действия ленточного конвейера (транспортера) и его составных элементов.

3. Изучить назначение, конструкцию и принцип действия винтового конвейера (шнека) и его составных элементов.

4. Изучить назначение, конструкцию и принцип действия ковшового конвейера (элеватора) и его составных элементов.

 

Назначение и классификация транспортирующих машин.

 

Транспортирующими называют технические средства непрерыв­ного действия для перемещения массовых сыпучих и штучных гру­зов по определенным линейным трассам. Транспортирующие машины (машины непрерывного транспорта) предназначаются для перемещения непрерывным потоком в горизонтальном, наклонном или вертикальном направлениях массовых однородных материалов (сыпучих, мелкокусковых, штучных), а также грунта и бетонной смеси.

Эти машины можно разделить на следующие группы:

- конвейеры или транспортеры (ленточные, цепные, винтовые, роликовые, вибрационные, а так же элеваторы);

- подвесные канатные дороги;

- пневматические транспортные устройства;

- самотечные гравитационные устройства.

Конвейеры наиболее распространены в строительстве. Характерным конструктивным элементом конвейера является несущий (рабочий) орган (лента, ковш, винт, пластина, скребок), по конструкции и форме которого различают:

а) ленточные конвейеры, у которых несущим органом является движущаяся гибкая замкнутая лента;

б) ковшовые конвейеры (элеваторы), у которых несущим органом являются ковши, укрепленные на движущейся замкнутой ветви тягового органа (ленте или цепи);

в) винтовые конвейеры (шнеки), у которых несущим органом является винт, расположенный в неподвижном закрытом желобе;

г) вибрационные конвейеры, несущий орган которых представляет собой вибрирующие трубы или лотки, поддерживаемые рессорными подвесками.

 

Ленточные конвейеры (транспортеры).

Ленточные конвейеры предназначены для перемещения непре­рывным потоком в горизонтальном или наклонном (под углом до 20°) направлениях сыпучих (песка, земли, цемента), мелкокусковых (щебня, гравия и др.) и мелкоштучных (кирпича, блоков, плитки и др.) материалов, а также растворов, бетонной смеси при температу­ре окружающего воздуха -4О...+4О°С и температуре транспортируе­мых материалов не выше +60°С. Тяговым и грузонесущим органом ленточных конвейеров служит прорезиненная гладкая бесконечная лента, огибающая два концевых барабана — приводной и натяж­ной.

Существует много типов ленточных конвейеров, которые разли­чаются:

а) по форме и типу ленты — плоские, желобчатые, с прорези­ненной, металлической цельнокатаной или сетчатой лентой;

б) по типу привода — с однобарабанным или двухбарабанным приводом;

в) по способу разгрузки — с разгрузкой с концевого барабана, с про­межуточной разгрузкой посредством передвижных барабанных теле­жек или ножевых сбрасывателей.

 

 

а — схема конструкции; б — роликоопоры; в — схема усилий в ветвях ленты в зоне приводного барабана

Рисунок 1. Ленточный конвейер (транспортер).

 

Ленточными конвейерами(рис. 1) материал перемещают как в горизонтальном, так и в наклонном направлениях беско­нечной прорезиненной лентой 4, огибающей приводной 6 и на­тяжной 2 барабаны. Их обычно делают литыми из чугуна или сварными из стали Ст3. Движение ленты с перемещаемым грузом, поступающим через загрузочное устройство 3, обеспечивается си­лой трения на поверхности ее контакта с приводным барабаном, вращение которому передается от электродвигателя 10 через ре­дуктор 9. редуктор уменьшает габариты и увеличивает срок службы привода. Соединение валов двигателя и барабана с валами редуктора осуществляется с помощью стандартных муфт. Необходимое натяжение ленты обеспечивается различными конструктивными решениями, в частности, грузом 1, подвешенным на канате, второй конец которого за­креплен на подвижной каретке натяжного барабана 2. Для повы­шения тягового усилия приводного барабана увеличивают угол его обхвата φ лентой за счет поджимного барабана 7, а также по­вышают коэффициент трения f, например, путем вулканизации рабочей поверхности барабана слоем резины.

Обе ветви конвейерной ленты поддерживаются от провисания катучими опорами 5 и 8, установленными более часто под грузо­вой ветвью и реже - под холостой. В зоне загрузки материала, где опоры установлены наиболее часто, они представляют собой пря­мые горизонтальные ролики (рис. 1, б). Такие же ролики уста­навливают и на холостой ветви ленты. Остальные катучие опоры под грузовой ветвью, выполняют либо также прямыми, либо, с целью увеличения площади поперечного сечения транспортиру­емого материала, от которой зависит производительность кон­вейера - желобчатыми из одного горизонтального и двух наклон­ных (под углом а = 20...30°) роликов.

Материал разгружают через головной барабан 6 (см. рис. 1, а). В случае прямых роликоопор под грузовой ветвью возможна так­же промежуточная разгрузка с помощью наклонно установлен­ного плужкового сбрасывателя 11. При необходимости промежуточной разгрузки на длинных кон­вейерах могут быть установлены так­же специальные промежуточные сбрасывающие тележки. Предельный угол наклона конвейера к горизон­ту зависит от подвижности транс­портируемого материала и коэффи­циента трения материала о конвей­ерную ленту. Он не превышает 2/3 угла естественного откоса материа­ла в движении (для строительных ма­териалов не более 22°). При необхо­димости подъема материала на боль­шую высоту при малом угле накло­на приходится значительно увели­чивать длину конвейера, что повы­шает стоимость установки. Этого недостатка лишены конвейеры с покрывающей лентой (рис. 2), применяемые для перемещения ма­териалов по трассе с углом подъема до 60°. Соскальзывание матери­ала предотвращается прижимной лентой (в виде тяжелого цепного мата или прорезиненной ленты с прижимными роликами), покры­вающей материал и прижимающей его к основной ленте.

Так же для увеличения угла подъёма конвейеров применяют специальные ленты (рис.3): плоские с ребристой поверхностью волнообразной и прямоугольной формы, плоские с шевронными и фасонными выступами, ребристо лотковые и т.п.

 

 

а) и б) – соответственно ленты с волнообразной и прямоугольными насечками; в) – ребристо-лотковая лента; г) и д) – соответственно ленты с фасонными и шевронными выступами.

Рисунок 3. Ленты для конвейеров с увеличенным углом подъёма.

 

Лента является основным и наиболее дорогим элементом конвейера (составляет 40—50% его стоимости). Она должна обладать высокой прочностью и эластичностью, хорошим сопротивлением истиранию, противостоять ударам, возникающим при загрузке и движении материала на ленте, и не должна быть гигроскопичной. Высокая прочность необходима ленте, поскольку она не только несет груз, но и является тяговым элементом. Кроме того, конвейерная лента должна обладать высокой сцепляемостью (достаточно большой коэффициент трений между лентой и барабаном, а также между лентой и транспортируе­мым материалом).

Этим требованиям отвечают тканевые прорезиненные ленты (рис. 4), состоящие из нескольких слоев прокладок 1 простого плете­ния (бельтинга), связанных между собой слоями резины и покрытых со всех сторон резиновыми обкладками 2 и 3. При этом тяговый каркас ленты воспринимает продольные растягивающие усилия и обеспечи­вает необходимую поперечную жесткость ленты, а резиновые об­кладки предохраняют каркас от воздействия атмосферных осадков, гниения, механических повреждений и истирания перемещаемыми грузами.

Такие ленты обычно применяют для строительных ленточных конвейеров, работающих на открытом воздухе в различных атмосфер­ных условиях для транспортирования строительных материалов. Ши­рина лент и число прокладок стандартизованы.

Ленты выпускают двух видов: общего назначения и специальные (морозостойкие, теплостойкие, маслостойкие). Ленты общего назна­чения предназначены для работы при температуре от -25 до +60° С. При повышении температуры резина теряет эластичность и быстро разрушается, а при низкой температуре твердеет и трескается. Для работы при температуре до +100° С должны применяться теплостойкие (с обкладками 4 (рис.4) из теплостойкой резины), а для температуры от -15 до -55° С – морозостойкие ленты.

Прочность конвейерных прорезиненных лент с прокладками из хлопчатобумажной ткани может оказаться недостаточной для исполь­зования их в конвейерах большой длины и большой производитель­ности. Для этих целей применяют ленты с прокладкой из искусствен­ных волокон (нейлона, перлона и др.). Особо прочные ленты выпол­няются с каркасом из стальных канатов 5 (рис. 4) диаметром 1,2—4,5 мм с про­волоками диаметром 0,1—0,5 мм, что позволяет значительно увели­чить длину става конвейера.

 

Рисунок 4. Конвейерные ленты.

 

Ширину ленты В выбирают в зависимости от перемещаемого груза и необходимой производительности конвейера. Насып­ной груз располагается на плоскости под углом естественного откоса φ. На лейте конвейера (рис. 5, а) насыпной груз при движении имеет угол φ1 =0,35φ. Для увеличения площади сечения перемещаемого гру­за иногда по бокам ленты устанавливают борта (рис 5, б), но это увеличивает сопротивление передвижению груза, за счет возникновения трения между бортами и грузом.

 

 

а) – плоская лента; б) – плоская лента с неподвижными бортами; в) – желобчатая лента.

Рисунок 5. размещение груза на ленте.

Чаще всего применяют желобчатую ленту (рис. 5, в), производительность которой поч­ти вдвое выше производительности плоской ленты той же ширины. Наименьшую ширину ленты для транспортирования штучных грузов берут на 100 мм больше ширины груза.

Надежность работы ленточного конвейера зависит от прочности соединения концов ленты. Соединение должно иметь прочность, близ­кую к прочности ленты, обладать гибкостью и не быть трудоемким для выполнения. Имеется много способов соединения концов ленты (рис. 6), из которых наилучшим является вулканизация; прочность такого соединения составляет 75—80% прочности ленты.

 

 

а) – вулканизация; б) – металлическими шарнирами; в) – металлическими крючками; г) - заклепками

Рисунок 6. Способы соединения концов ленты.

 

При равномерном движении груза непрерывным потоком производительность (т/ч) транспортной машины равна массе груза, проходящего через данное сечение в единицу времени

Q = 3600 А ρ v,

где А – площадь поперечного сечения слоя груза, м2;

ρ – плотность груза, т/м3;

v – скорость движения ленты, м/с.

Производительность конвейера при транспортировании штучных грузов

где v – скорость движения ленты, м/с;

m – масса одного груза, кг;

s – шаг размещения груза на ленте, м.

 

Для обеспечения сцепления ленты с приводным барабаном и устра­нения провисания eё мeждy роликоопорами в конвейерах устанавлива­ют натяжное устройство. Обычно натяжное устройство размещают на участках ленты с наименьшим натяжением, например, для исключения лишних перегибов ленты на конце конвейера.

Натяжные устройства ленточных конвейеров (рис. 7) бывают механические и грузовые автоматического действия. Для натяжения ленты 3 в винтовом натяж­ном устройстве (рис. 7, а) барабан 4 с осью 5 и ползуном 7 передви­гается винтом 2, гайка 1 закреплена на неподвижном упоре. При вра­щении винта 2 ползун 7 перемещается по направляющим 6. При вытяжке ленты винты периодически поворачивают с помощью ключа, что является недостатком данного устройства.

Винтовое натяжное устройство с пружиной до некоторой степени
компенсирует вытяжку ленты. Винт 4 (рис. 7, б) свободно проходит
через неподвижный упор 3. Пружина 2 находится между упором 3 и
гайкой 1. При завертывании гайки 1 создается натяжение ленты. Бла­годаря, простоте эти устройства применяют в передвижных и корот­ких конвейерах (до 50 м).

Грузовое натяжное устройство (рис. 7, в) автоматически компен­сирует вытяжку ленты и создает равномерное натяжение ленты. Тяговый орган (канат) 2 крепят к ползуну 3 и перекидывают через непод­вижный блок 1. Груз 4 создает усилие для передвижения натяжною барабана.

Конструкция загрузочных устройств зависит от ха­рактеристики транспортируемого груза и способа его подачи на конвейер. Штучные грузы подаются на конвейер при помощи различных направляющих спусков или укладываются непосредственно на него. Насыпные грузы подаются на конвейер при помощи загрузочной воронки 2 и направляющего лотка 3 (рис. 8). Воронка и лоток формируют поток груза и направляют его в середину ленты. Для обеспечения высокого срока службы ленты и роликоопор высота падения груза из воронки на ленту должна быть минимально возможной, а скорость и направление подачи груза должны быть близки к скорости и направлению движения загруженной ленты. Это условие наиболее точно выполняется при параболическом очертании направляющей стенки воронки, которая воспринимает удары падающего груза. Углы наклона стенок воронки должны быть на 10—15° больше углов трения груза о стенки. На концах боковых и задней стенок направляющего лотка устанавливают уплотнительные полосы из мягкой износостойкой резины.

Для предохранения передней стенки от износа, особенно при перегрузке абразивных грузов, выполняют раз­личные конструктивные защиты стенок: устанавливают броневой лист 1 из закаленной стали; устанавливают отдельные отсеки – ячейки, заполняемые частицами груза, и груз скользит по слою груза; устанавливают листы из износостойкой резины.

При транспортировании грузов с пылевидными частицами загрузочную воронку делают герметичной и снабжают устройством для принудительного отбора пыли.

Разгрузка конвейера производится с концевого барабана или на трассе конвейера при помощи плужковых или барабанных разгружателей (последние применяют только для насыпных грузов).

Барабанный разгружатель состоит из тележки 4, установленных на ней оборотных барабанов 1 и 2 и раз­грузочной воронки 3. Транспорти­руемый груз сбрасывается с верхнего барабана 2 в воронку и направляется ею вправо или влево или одновременно в обе стороны от конвейера. Тележка движется вдоль горизонтального участ­ка конвейера по всему фронту разгрузки (рис. 9, а). Она приводится от ленты конвейера через барабан 2 (рис. 9, б) или от отдельного электродвигате­ля (рис. 9, в) с кабельным подводом электроэнергии. Рельсовые пути устана­вливают на станине конвейера или на полу разгрузочной эстакады. В этом испол­нении металлоконструкция тележки де­лается в виде портала, внутри которого проходит станина конвейера типовой конструкции.

Барабанные разгружатели применяют для широкой номенклатуры насыпных грузов при загрузке длинных бункерных эстакад или открытых складов. Разгру­жатели имеют реверсивное движение вдоль всего фронта разгрузки длиной 100 м и более с автоматическим упра­влением с центрального пульта.

К преимуществам барабанных разгружателей относятся полная автоматиза­ция управления, возможность разгрузки на участке большой протяженности ши­рокого ассортимента насыпных грузов, в том числе высокоабразивных и ку­сковых. Недостатками являются слож­ность конструкции, большая масса, зна­чительные габаритные размеры, дву­кратный перегиб ленты, снижающий ее срок службы. Из-за этих недостатков барабанные разгружатели в ряде про­ектных решений заменяют подвижными распределительными (челночными) за­грузочными конвейерами.

 

 

а) – схема установки; б) – с приводом от ленты конвейера; в) – с самостоятельным приводом.

Рисунок 9. Барабанные разгружатели.

 

Плужковый разгружатель (рис. 10) состоит из разгрузочного (сбрасываю-шего) 2 и зачистного 1 щитов, устано­вленных параллельно друг другу под утлом 30 — 45° к продольной оси ленты опорного стола 4, приемной воронки 5 и подъемного механизма 3; для на­правления потока груза служат стацио­нарные бортовые подгребатели 6. Раз­грузочный щит, изготовляемый из стального листа, устанавливают с неко­торым зазором от поверхности ленты; он отводит с ленты основную часть транспортируемого груза. Зачистной щит с кромкой, оснащенной резиновой полосой, опирается на поверхность ленты и сдвигает с нее оставшуюся часть груза.

Принцип работы плужкового разгружателя очень прост. В рабочем положе­нии он опирается на ленту и сдвигает с нее груз в разгрузочную воронку; в нерабочем положении он приподнят и свободно пропускает под собой ленту с грузом. По направлению разгрузки ленты различают двусторонние (рис. 10, а) и односторонние (рис. 10, б) разгружатели. Первые более предпочтительны, так как у них силы бокового сдвига ленты уравновешены. По интенсивности разгрузки различают разгружатели с полной (рис. 10, а, б) и частичной (рис. 10, в, г) разгрузкой ленты. Последние бывают односторон­ние с поворотным щитом (рис. 10, в) и двусторонние с раздвижными щитами (рис. 10, г).

Плужковые разгружатели с полной разгрузкой ленты обеспечивают подачу груза только в одно место разгрузки; разгружатели с частичной разгрузкой подают груз одновременно в несколько мест разгрузки.

Опорный стол служит для выпрямле­ния ленты в месте установки разгружателя и выполняется в виде гладкого стального листа или подъемных и поворотных роликов, обеспечивающих желобчатый профиль ленты после подъема разгружателя. Подъем разгружателя для его перевода в нерабочее положение может быть угловым или плоскопараллельным в вертикальной или горизонтальной плоскости. Подъемный механизм может иметь ручной, пневматический (рис. 10,б) и электрический привод. Последние имеют автоматизированное и дистанционное управление.

 

а), б) – с полной разгрузкой ленты соответственно двусторонний и односторонний; в), г), д), - с частичной разгрузкой ленты соответственно поворотный, раздвижной и с подвижной лентой

Рисунок 10. схемы плужковых стационарных разгружателей.

 

Плужковые разгружатели применяют на горизонтальных конвейерах для разгрузки пылевидных, зернистых и мелкоку­сковых грузов небольшой влажности. Плужковые разгружатели не реко­мендуются для разгрузки твердых и вы­сокоабразивных грузов из-за быстрого изнашивания щитов и ленты.

Кроме рассмотренных стационарных известны также передвижные плужковые разгружатели, установленные тележках, передвигаемых вдоль фронта разгрузки подобно барабанным разгжателям, однако они получили малое распространение.

Для разгрузки штучных грузов применяют плужковые разгружатели с неподвижными (рис. 10,б) и подвижными (рис. 10, д) щитами. Подвижным щитом служит лента (гладкая или с накладками), приводимая электродвигателем.

Очистка ленты, от прилипших частиц транспортируемо го груза — важная задача обеспечения надежной и экономичной эксплуатации ленточных конвейеров. Частицы груза прилипшие к ленте, напрессовываются на поверхность роликов обратной ветви и вызывают сбег ленты на сторону, ссыпаются с ленты под конвейер, образуя завалы груза. На уборку груза из-под конвейера и очистку роликов требуются большие затраты ручного труда. Для очистки наружной (грузонесущей) поверхности ленты от прилипших частиц груза применяют при сухих и влажных но не липких грузах — одинарные (рис. 11, а) или двойные скребки, а при влажных и липких — вращающая­ся щетки 2 (рис. 11, б). Рабочий элемент скребков и щеток выполняют и износостойкой резины, специальной пластмассы, капроновых нитей, а также из других износостойких материалов, не вызывающи чрезмерного износа ленты. Очистные устройства устанавливают у концевого барабана, с которого происходит разгрузка конвейера, и счищаемый груз падает в воронку. Применяют гидроочистку (обмыв) ленты при обеспечении направленного стока воды и просушки ленты.

 

 

а) – скребок; б) – вращающаяся щетка; в) – плужковый очиститель

Рисунок 11. Устройства для очистки ленты.

 

Для очистки внутренней поверхности ленты от груза, случайно просыпавше­гося на нижнюю ветвь, у концевого ба­рабана устанавливают плужковый очи­ститель 3 (рис. 11, в). В целях предохра­нения от попадания просыпавшегося груза на нижнюю ветвь ленты приме­няют, также сплошное перекрытие из тонкой листовой стали между верхней и нижней ветвями ленты. Поверхность нефутерованных барабанов и отдельных роликов обратной ветви очищается стальными скребками.

Для обеспечения надежной работы конвейера, сокращения обслуживающего персонала и приближения к автоматизации управления на совре­менном конвейере устанавливают ком­плект контрольных и предохрани­тельных устройств: датчики контроля скорости движения, поперечного сдвига, продольного порыва ленты, целостности тросов в резинотросовой ленте, функционирования системы подачи смазки к редукторам привода и др. При отклонении работы конвейера от нормальной датчики автоматически останавливают конвейер и дают предупредительные сигналы.

На конвейерах с наклонными участками в приводе устанавливают тормоз для ликвидации самопроизвольного движения ленты при остановке загруженного конвейера и ловители для улавливания ленты при ее обрыве. Вдоль конвейера, кроме периодически распложенных кнопок «Стоп», протягивает трос для аварийной остановки. Трос соединен с рычагами путевых выключателей, размещенных на расстоянии 10 — 25 м вдоль всего конвейера. При возникновении аварийного положения достаточно потянуть за трос и это вызовет срабатывание одного из путевых выключателей и остановку конвейера.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...