Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

29. Культура Западной и Центральной Европы в V-XV вв.




29. Культура Западной и Центральной Европы в V-XV вв.

Период «Каролингское возрождение». Так называли подъем культуры во Франкском королевстве за времена правления Карла Великого и его ближайших преемников. Это был первый в истории средневековой Европы проявление глубокого и сознательного интереса к античной культуры и образования. В то же время Кал Великий собирал германские древности и интересовался древними франкскими песнями. В своей резиденции в Ахене Карл построил величественный дворцовый комплекс. Не было создано известных шедевров, но Каролингское возрождение помогло сохранить античное наследие.

Одним из первых интерес к естественным наукам обнаружил профессор Оксфордского университета монах францисканского ордена Роджер Бэкон. Он доказывал, что знания можно получить не в богословских спорах, а только изучая природу с помощью опытов. Бэкон сделал немало открытий. Особое значение он придавал математике, физике, химии, пытался создать микроскоп и телескоп, объяснил происхождение радуги.

Важные практические знания накапливали алхимики и астрологи. Первые занимались поисками Философского камня, с помощью которого обычные металлы можно было бы превратить в золото. Венецианский купец Марко Поло совершил путешествие в Китай и Центральную Азию. Свои впечатления он описал в " Книге". В XIV - XV вв. увидели свет немало описаний различных земель.

Героический эпос - рассказы о героях - посвящен вождям и королям раннего средневековья, об известных битвы, сказочных героев. С Хв их стали записывать. Известнейшими героями были рыцари Зигфрид, Роланд, Сид, Король Артур, Беовульф.

Важной составляющей рыцарской культуры была куртуазная (рыцарская) поэзия, которая была присуща только периода Средних веков с XI по XIII в. Своего расцвета куртуазная поэзия достигла в творчестве трубадуров. Трубадурами называли светских поэтов, которые происходили из разных слоев общества, главной темой ее произведений была куртуазная любовь. Трубадуры появились на юге Франции в Провансе, где впервые в Европе сформировался литературный язык. Поэзия трубадуров была обязательно песенной. Ее исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов сами трубадуры или нанятые странствующие певцы-жонглеры. Основой рыцарской культуры был кодекс рыцарской поведения, основанный на чести. Согласно тому неписаным собранием нравственных правил, рыцарь должен был быть безгранично преданным Богу, верно служил своему сеньору, как и прекрасной даме, занимался слабее, женщинами, священниками и обездоленными, неизменно придерживался всех обязанностей и клятв.

Городская культура имела светский характер и была тесно связана с народным творчеством. Среди жителей городов были популярны стихотворные басни, шутки, в которых рассказывается о находчивых жителей городов, находили выход из любых трудных ситуаций. Неотъемлемой частью городской культуры было творчество странствующих актеров, музыкантов, певцов, танцоров и акробатов, фокусников, которых называли жонглерами. Они были любимцами жителей городов. Путешествуя из города в город, они показывали свои спектакли на городских площадях под открытым небом.

Около 1445г немецкий ремесленник Иоганн Гутенберг (1399 - 1468) изобрел книгопечатание.

За XI - XV вв. искусство знало два основные художественных стиля. Романский господствовал в XI - XII века, готический в XII - XV вв. Эти стили наиболее ярко проявились в архитектуре замков и церквей. Романский замок, ремонт и оборонная сооружение феодала, характеризовался массивностью форм, которые оказывали ему особого монументальности, могущества, а окружающие крепостные стены усиливали это впечатление. Романский собор, которому присущи те же стиле, должен был воплощать идею величия и могущества церкви. В основу романского собора лег план римской общественной (светской) здания - базилики.

Основными признаками готического стиля были тонкие стены, высокая стремительная арочная потолок, большие окна, украшенные цветными витражами. Появление больших окон дала толчок расцвета витражей. В XIII в. они распространились по всей Европе. Еще одним важным элементом готического стиля является скульптура, как воспевает, наполняет сооружение движением. В готическом храме скульптура играла роль, с одной стороны, архитектурной украшения, а с другой, - энциклопедии знаний и представлений о мир средневекового человека. Рядом со скульптурами святых, ангелов, Иисуса Христа, Девы Марии, демонов появились скульптуры обычных людей.

30. Культура Возрождения в Италии XIV-XV вв.

Причины изменений в культуре Западной Европы: человек стал больше полагаться на собственные силы, а не смиренно подчиняться поведении той группы, к которой она принадлежала. Личный интерес, стремление к успеху, сосредоточенность на себе открыли новый путь в развитии человека. Человек начинает по-новому смотреть на мир, на себя, на место человека в мире. Человек был поставлен в центре мироздания. Античность считалась идеальным периодом в истории, когда процветали науки, искусства, государство и общественную жизнь.

С XIV в. любители античности опираясь на полученные знания считали, что нужно в первую очередь заниматься изучением человеческого. Тех, кто изучал человеческое с конца ХV в. стали называть гуманистами. На настоящее время словом " гуманизм" мы называем любовь к людям и такое понимание мира, при котором человек является высшей ценностью.

В противовес христианским добродетелям гуманисты выработали собственные, важнейшие из которых провозглашались достоинство и доблесть. Хотя все гуманисты были искренними христианами. Каждый из гуманистов стремился стать всесторонне развитым человеком, способной к творчеству в разных сферах науки, литературы и искусства, т. е. стать " универсальным человеком".

На пороге Возрождения стоял Данте Алигери (1265-1321 гг. ) Наиболее известное произведение Данте " Божественная комедия". Комедиями в те времена называли произведения со счастливым концом о необычных событиях героев. Божественной ее назвали за выдающееся художественное исполнения.

Франческо Петрарка (1304-1374 гг. ) не занимал никаких официальных должностей, но был настолько известным, что с его мнением считались короли и папы. Петрарку прославила " Книга песен" о Лауре.

Последователем и другом Петрарки был Джованни Боккаччо(1313-1375 гг. ) Он тоже писал стихи о любимой Марии. Но славу ему принес сборник из ста рассказов " Декамерон".

Джотто где Бондоне (1266-1337). Наиболее известная работа его –  роспись церкви в Падуе. На фресках он изобразил Иисуса, деву Марию, апостолов как земных людей - умными, честными, красивыми, твердыми духом. На их лицах человеческие чувства и переживания. Сцена " Поцелуй Иуды" показывает и отношение художника к евангельским событиям.

Телесность, объемность фигур, линейная перспектива в полном объеме впервые появившуюся в творчестве флорентийца Мазаччо (1401-1428 гг. ) Самой известной стала сцена " Изгнание из Рая" с фрески одной из флорентийских церквей.

Все последующие художники Возрождения учились на картинах Джотто и Мазоччо. Вершиной Раннего Возрожденияв искусстве считается картина Сандро Боттичелли (1445-1510 гг. ) Его картины " Весна", " Рождение Венеры" передают понимание красоты как внутренней, так и внешней художниками Возрождения.

Принципы Возрождения нашли свое отражение в скульптуре. Так флорентиец Донателло (1386-1466) возродил античные традиции, отступив от средневековых традиций, создал круглую скульптуру. Самым выдающимся произведением Донателло стала скульптура библейского Давида.

Начала культуры Возрождения в архитектуре заложил архитектор и скульптор Филиппов Брунеллески(1377-1446 гг. ) Он разработал законы линейной перспективы и решил сложные инженерные задачи по созданию огромных куполов над соборами. Главным в его творчестве стало создание купола собора Санта-Мария-дель-Фьорево Флоренции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...