Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды классификации упаковки.




В зависимости от свойств товара, условий и сроков хранения упаковка классифицируется по следующим признакам: функциональному назначению, используемым материалам, степени жесткости, методу изготовления, конструкции, способу закрывания, кратности использования.

2.1. По функциональному назначению тара бывает потребительской и транспортной. Потребительская тара поступает к потребителю вместе с продукцией. Для изготовления потребительской тары используются разнообразные материалы, выбор которых зависит от свойств товаров. Для некоторых групп товаров потребительская упаковка обязательна, например, для парфюмерно-косметических и лакокрасочных товаров, дорогих и высококачественных изделий (ювелирные и художественные изделия, часы, обувь), многих групп продовольственных товаров (молочных, мясных и рыбных полуфабрикатов и др.).

2.1.1. Основными видами потребительской тары являются бутылки, банки, стаканы, флаконы, цилиндры, пакеты, коробки и др. Их вырабатывают из стекла, металлов, бумаги различных марок, картона, пластических масс и др. Особенно широко используется пластмассовая тара, которая обладает комплексом положительных свойств: легкая, прочная, химически стойкая, декоративная, удобная в использовании, долговечная, экономичная.

Потребительская тара завершает оформление товара, поэтому она должна быть привлекательной, современной по конструктивному и цветовому решению, информативной.

2.1.2. Транспортная тара должна предохранять товары от повреждений и потерь при транспортировании, хранении, перегрузках, обеспечивать удобство погрузочно-разгрузочных работ. Конструкция транспортной тары разнообразна. Существует многообразие транспортной тары в зависимости от вида упаковываемого материала. К транспортной таре относят контейнеры, вагоны, цистерны, бочки, барабаны, ящики, бидоны и др.

2.2. По используемым материалам упаковка может изготавливаться из дерева, металла, стекла, бумаги, текстильных и полимерных материалов и др. Как уже отмечалось, выбор материалов зависит от свойств товара.

- Складная тара из гофрированного картона с вкладышами и внутренними перегородками позволяет изолировать изделия друг от друга и исключить использование оберточной бумаги. Таким способом упаковывают хрупкие товары или товары, фасованные в хрупкую тару (стекло).

- Из древесины изготавливают в основном транспортную тару. Деревянная тара отличается жесткостью, прочностью, прекрасно защищает товар при транспортировании. Однако деревянная тара тяжелая, что увеличивает стоимость перевозимых в ней товаров. Из древесины дуба изготавливают бочки для вина, из осины и ольхи — для соления и квашения. Сливочное масло упаковывают в дубовые, буковые, еловые ящики, плоды и овощи — в ящики из хвойных и лиственных пород с просветами между дощечками для притока воздуха, кондитерские и макаронные изделия — в березовые, сосновые, ольховые, фанерные ящики. Многие металлические товары упаковывают в деревянные ящики, которые внутри выстилают двухслойной водонепроницаемой бумагой.

- Металлическая тара отличается высокой механической прочностью, устойчивостью к воздействию внутреннего и внешнего давления. Поэтому она применяется для затаривания, транспортирования и хранения многих жидких, летучих, огнеопасных и других товаров, обладающих специфическими свойствами (бочки, барабаны, фляги, канистры, тубы и баллоны, в том числе аэрозольные). Такую тару изготавливают из листовой стали, жести, алюминия. Металлические бидоны и цистерны применяют для хранения некоторых молочных товаров и растительных масел.

Для фасования пищевых нестерилизуемых продуктов (чай, кофе, кондитерские изделия и т.п.) предназначены жестяные банки с крышкой, а для консервируемой продукции — банки для консервов. К таре, предназначенной для пищевых продуктов, предъявляются повышенные требования безопасности. Так, внутреннюю поверхность банок для консервов покрывают специальными лаками или эмалями, которые препятствуют взаимодействию содержимого тары с металлами.

Жестким гигиеническим требованиям должны отвечать и металлические тубы, предназначенные для упаковывания косметических средств, зубных паст и другой продукции.

- Текстильная тара применяется в основном в виде паковочных тканей и тканевых мешков. Паковочные ткани служат для упаковки в виде рулонов, кип, тюков ковровых изделий, тканей и других товаров.

Хлопчатобумажные, льняные, комбинированные мешки используют для упаковки муки, крупы, зерна. В джутовые и кенафные упаковывают сахар. Джутовые мешки, которые мягче менее прочны, лучше предохраняют сахар от увлажнения сырых помещениях.

- Высокой эффективностью отличается прочная, водонепроницаемая, нетеплопроводная тара из пластических масс, которая постепенно вытесняет деревянную, металлическую и стеклянную тару. Однако такая замена не всегда возможна, в частности, из-за отрицательного воздействия на организм человека соединений, образующихся при взаимодействии некоторых полимерных материалов с пищевыми продуктами.

- Широко применяются армированные многослойные тарные материалы. Полиэтиленовые пленки армируют сетками из полиамидных, полипропиленовых или стеклянных волокон. Это делает их более прочными и пригодными для упаковки крупногабаритных изделий большой массы, в том числе таких, которые при транспортировании и хранении испытывают большие статические и динамические нагрузки.

- Хорошо сохраняют свойства ряда товаров многослойные комбинированные упаковочные материалы. Такие упаковочные материалы имеют несколько слоев с разными свойствами и хорошо защищают товар от повреждений. Например, полимерные пленки с воздушными включениями лучше предохраняют изделия от ударов и вибрации при транспортировании и хранении. Пастеризованное молоко и молочные продукты часто разливают в пакеты из картона, с обеих сторон ламинированного полимерной пленкой. Пакеты для молока длительного хранения обычно состоят из нескольких слоев бумаги, полимерной пленки и алюминиевой фольги.

Все большее значение приобретает экологическая упаковка, не наносящая вреда здоровью человека и окружающей среде.

2.3. По степени жесткости упаковка делится на: жесткую (ящики, бочки, бидоны, банки, бутыли, фляги и др.), полужесткую (коробки из гофрированного картона, плетеные корзины) и мягкую (мешки, кули, пакеты, пленочные материалы).

Жесткая тара способна выдерживать давление от затаренного в нее материала, а также внешнее давление от другого груза, помещенного сверху. Она способна выдержать толчки и сотрясения при перевозках и в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных операций.

Полужесткая тара способна формироваться под нагрузкой, но достаточно устойчива к воздействию помещенного в нее материала. Основной материал для изготовления полужесткой тары — картон.

Наиболее часто применяется мягкая тара, которая не защищает продукцию от механического воздействия. Ее основное назначение — загрузка и обеспечение сохранности преимущественно сыпучих грузов, на качество которых не влияют сотрясения и толчки. Эта тара выгодна тем, что в порожнем состоянии ее можно сложить, и она занимает мало места при перевозках.

 

2.4. По методам изготовления различают клееную, сварную, штампованную, формованную, бондарную и другую тару.

2.5. По конструкции тара бывает неразборной, разборной, складной и разборно-складной.

Неразборная тара состоит из неразборных, неподвижно соединенных деталей, она наиболее распространена.

Конструкция разборной тары позволяет разобрать ее на отдельные детали и вновь собрать.

Конструкция складной тары позволяет сложить ее без нарушения соединения элементов и вновь придать таре первоначальную форму. Разборно-складная тара сочетает в себе конструктивные особенности разборной и складной тары.

2.6. По способу закрывания тара может быть закрытой, герметичной и открытой.

Если конструкция тары предусматривает применение крышки или другого затвора, то такая тара называется закрытой. Существуют разные способы закрывания: обкатный, обжимной, винтовой и др. Тара, применяемая без крышки, называется открытой. Если способ закрывания обеспечивает полную изоляцию от внешней среды, то такой способ называется герметичным.

Способ закрывания зависит от свойств товара. Для хранения консервов тара должна быть герметичной, а для плодов и овощей, в которых при хранении продолжаются биохимические процессы, — открытой (для обеспечения притока воздуха).

2.7. В зависимости от кратности использования различают разовую, возвратную и многооборотную тару.

Разовая тара предназначена для однократного использования (большинство видов тары). Возвратная тара, бывшая в употреблении, используется повторно.

Многооборотная тара предназначена для многократного использования, и после освобождения из-под товаров должна быть возвращена поставщикам или поставлена тароремонтным предприятиям. Многоразовое использование тары позволяет сократить материальные и трудовые затраты.

 

Способы упаковки.

В настоящее время к основным способам упаковки относят следующие:

3.1. Упаковка в термоусадочные пленки. В качестве термоусадочных пленок используют пленки, которые могут сокращаться при нагревании и при этом плотно обтягивать упакованные в них изделия. К преимуществам упаковки в термоусадочные пленки по сравнению с традиционными пленочными упаковками относятся уменьшение объема упаковки за счет плотного обтягивания товара, относительно меньшая масса пленок. Упаковка в усаживающуюся пленку часто бывает дешевле и привлекательнее на вид, чем обычный ящик из картона, она защищает товар от воздействия окружающей среды.

Термоусадочные пленки применяются для упаковки разнообразных продуктов питания, банок, бутылок, галантерейных и хозяйственных изделий, газет, журналов, канцелярских товаров.

Возможные варианты упаковывания могут быть условно разделены на три основные группы: единичная, групповая и штабельная упаковка.

Единичная упаковка (штучная, индивидуальная) – каждое отдельное изделие обертывается пленкой.

Групповая упаковка – предварительно комплектуется набор из нескольких однотипных или разнотипных изделий, которые затем обертываются пленкой. Этот вид упаковки может применяться в качестве транспортной тары.

Штабельная упаковка – на жесткий поддон укладываются несколькими рядами изделия (мешки, коробки, лотки), которые сверху покрываются чехлом из термоусадочной пленки и подаются в печь. После усадки получается компактный штабель, который можно легко перемещать подъемно-транспортными средствами.

Процесс упаковывания в термоусадочную пленку включает в себя следующие операции: укладка товара на подложку (лоток, поддон); обертывание пленкой; сварка пакета; усадка (прохождение через усадочную камеру); охлаждение изделий.

3.2. Упаковка в растягивающиеся пленки (стрейч-пленки). Главное преимущество этого типа пленок состоит в том, что они не требуют тепловой обработки. Растягивающиеся пленки применяются в следующих случаях:

§ скрепление пакетов грузов правильной формы;

§ упаковывание продукции, чувствительной к нагреву;

§ упаковывание продукции, которая в процессе хранения и транспортирования может уплотняться.

Преимущества упаковки в растягивающуюся пленку по сравнению с упаковкой в термоусаживающуюся пленку состоит в следующем:

§ экономия энергии (отсутствие операции в усадочной камере);

§ экономия материала (применение более тонких пленок);

§ экономия производственной площади.

На практике эти два способа не только конкурируют, но и дополняют друг друга. В том случае, когда примерно одинаковые грузы поступают с достаточно большим интервалом, предпочтительна растягивающаяся пленка. Когда важна скорость, а размеры грузов очень разные, предпочтительна упаковка в термоусаживающуюся пленку.

3.3. Асептическая упаковка. В настоящее время эта технология широко используется для упаковывания жидких продуктов (молоко и молочные продукты – более 65%, соки – более 25%, пасты и супы – 10%). Наиболее распространенная схема асептического упаковывания пищевых продуктов включает три стадии: стерилизация упаковочного материала; термическая обработка пищевого продукта; расфасовка и запечатывание упаковки.

При асептическом упаковывании продукт и упаковка стерилизуются раздельно, затем упаковка заполняется и укупоривается в стерильных условиях.

В настоящее время имеется большой выбор материалов: используют банки из белой жести и алюминия, стеклянные и пластмассовые бутылки, пакеты, упаковки из комбинированных материалов «Bag-in-Box» (пакет в коробке). Для упаковывания молочных продуктов используют прямоугольные пакеты «Tetra-Pak», «Brick-Pak», «Pure-Pak», «Ultra-Pak» из комбинированных материалов, самым распространенным из которых является картон – алюминиевая фольга.

Асептическое упаковывание позволяет сохранить органолептические и вкусовые характеристики пищевого продукта значительно дольше, чем при упаковывании в обычных условиях. Проводимая перед расфасовкой продукта его термическая обработка помогает избавиться от вредных микроорганизмов.

3.4. Упаковка под вакуумом. В процессе хранения многих пищевых продуктов происходят химические и микробиологические изменения, важную роль в которых играют кислород, свет и температура в совокупности.

Для устранения вредного влияния кислорода на продукты используют различные приемы: удаление кислорода, применение защитных газов, замораживание продуктов. Наиболее доступным является упаковывание, при котором кислород удаляется с помощью вакуума. Для вакуумного упаковывания используют чаще термоусадочные пленки, термоформованные материалы и Skin-упаковки.

При использовании термоусадочной пленки продукт, например кусок мяса, упаковывается в вакууме в стрейч-пленку с высокими барьерными свойствами. После обертывания куска мяса производится отсос воздуха из упаковки в специальной камере с последующим обжатием ее при помощи металлического зажима или термосваркой.

 Некоторой разновидностью такой упаковки является Skin-упаковка фирмы «Cryovac», повторяющая после термообработки контуры продукта за счет плотного облегания («вторая кожа»).

                                             Заключение

Упаковка – это тара (материал), в которую помещается товар для сохранения его свойств и придания ему компактности, являющаяся важным носителем рекламы этого товара.

Упаковка играет важную роль в сохранении качества товара и его продвижении на рынке, поскольку:

§ обеспечивает сохранность товара;

§ облегчает его хранение и демонстрацию;

§ содержит информацию о товаре и его марке;

§ содержит рекламные сообщения.

Основные способы упаковки, распространенные сегодня на российском рынке:

§ упаковка в термоусадочные пленки;

§ упаковка в растягивающиеся пленки (стрейч-пленки);

§ асептическая упаковка;

§ упаковка под вакуумом.

Основными сегментами российского рынка упаковки являются:

§ сегмент бумажной/картонной упаковки (57%);

§ сегмент пластиковой упаковки (17%);

§ сегмент стеклянной упаковки (13%);

§ сегмент металлической упаковки (10%);

§ сегмент деревянной упаковки (2%);

§ сегмент упаковки из композитных материалов (1%).

Следовательно, наиболее распространенный вид упаковки – это бумажная/картонная и пластиковая упаковки.

Таким образом, упаковка – это важный аспект товара, сохраняющий его качество и способствующий его продвижению на рынке в условиях жесткой конкуренции.

Список литературы

1. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. — М.: Норма, 1997.

2. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством. — М-.: ИНФРА-М, 2001.

3. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финпресс, 2003.

4. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Г. Л. Багиева. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2006.

5. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под ред. Н. Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...